Этот пост меня заставил написать Паша zhovner и рассказать, зачем я строю джетпак, как это выглядит изнутри и на каком этапе находится проект Jethackers.
Зачем все это нужно
В 2014 году я узнал про Ива Росси и написал статью на Хабр. Тогда мне казалось, что это под силу только воякам или крупному авиагиганту. Потом, погуглив, я нашел, что движки свободно продаются в интернете… по цене моей годовой зарплаты. Пару лет думал, как замутить бизнес/стартап/инвестиции, но так и не придумал, и решил стартовать в этом феврале с пустыми руками, «авось, проскочу».
Джетпак/ховерборд не сложнее по устройству, чем мотоцикл. 60-х годов. Я не понимаю почему его еще нельзя купить и их не собирают в каждом гараже. Есть мнения, что джетпак не нужен человечеству. Я же хочу показать, что джетпак — это офигенно и здорово, и что каждый может собрать себе такой же. А еще дать под зад крутым инженерам и авиакомпаниям, что они ленивые, жадные и неромантичные, совсем забыли о чем мечтали в детстве.
«Сначала неизбежно идут: мысль, фантазия, сказка.
За ними шествует научный расчет,
и уже, в конце концов, исполнение венчает мысль.»— Циолковский Константин Эдуардович
Как это работает
Самое главное — это турбореактивные двигатели. Есть десяток фирм, но все кто люди (а не беспилотники) летают на движках от JetCat. Линейка от 2 кг тяги до 100 кг тяги. Цена растет экспоненциально. Оптимальный вариант цена/тяга — это движки с тягой 18 кг- 40 кг.
Варианты реализации. Сейчас в мире есть 4 типа.
После летних тестов на воде (ранец и доска), я пришел к выводу (хватило 30 секунд), что доска — проще, круче и лучше. Если полетаете сам, всё поймете. Разница примерно как кататься на 3х- колесном велосипеде и на одноколесном.
Платформа.
Сначала была «фанерка».
Сейчас — алюминий из Леруа Мерлин.
На подходе — титан и карбон.
Бак с горючкой.
Каркас — это моторюкзак, внутри — гибкий авиационный бак на 25 литров (на тесты заливаю 2-3 литра).
Топливная система.
Одна из первых версий компоновки, где видна «быстросъемка» и коннектор на 6 топливных шлангов.
Экипировка.
Шлем для мотоцикла, комбинезон, перчатки и балаклава для автогонщиков из NOMEX, который дает +10 секунд жизни если ты горишь.
Управление.
Пультом мы управляем газом больше/меньше, остальная рулежка происходит «телом». Как на сноуборде. Или как на водном флайборде. Кто пробовал, тот знает как это.
Как взлетать, как садится.
Из турбины вырывается струя со скоростью 1300 км/час и температурой 700 градусов, так что стартовать с пола/балкона/крыши автомобили не рекомендуется. Я подсуетился и собрал стартовый комплекс из вышки джамшутов, куска забора и парочки профилей из алюминия. Он позволяет стартовать с 1.8-2.0 метров от земли, есть за что держаться и за что привязываться.
Тренируемся примерно так:
Сколько жрет, сколько прет
Француз Фрэнки Запата утверждает, что его аппарат с 4мя турбинами обладает мощностью 1000 лошадиных сил. Его «доска» весит 20 кг + топливо. Грузоподъемность 100 кг. Скорость 140 км/ч. Высота полета ограничена 5000 футов (прошивка контроллера, технически можно летать и до 10 км вверх) и смелостью пилота.
При этом запас керосина у него за спиной около 30 литров и хватает его на 5-6 минут полета. Мы берем этот показатель за основу.
Один двигатель P-180 потребляет 0.6 литров керосина на полной тяге, 6 двигателей, соответственно, 3.6 литра керосина в минуту.
Двигатель P-300 ест 1 литр керосина в минуту, 4 двигателя — 4 литра в минуту.
При скорости 140 км/ч за 5 минут можно улететь из центра Москвы за МКАД.
Это вообще законно?
Есть такие ребята — аэроюристы. На одном из космических форумов я познакомился с Олегом из Института воздушного и космического права AEROHELP, он мне рассказал много интересных вещей.
— Вы не попадаете под авиацию, так как авиация — это подъемная сила крыла или сила архимеда (аэростаты, стратостаты). Вы больше подходите под ракеты.
— А если я подпрыгну на красной площади, я считаюсь пользователем воздушного пространства?
— Да.
Так что грамотные юристы есть на подхвате, а недавно на Китай-городе я «познакомился» и с полицией:
— Добрый день, молодой человек, предъявите документы, что это у вас?
— Это 20 литров керосина, смешанных с маслом, а это дистанционный радиопередатчик и радиоприемник. А это куча проводов с аккумулятором и контроллером. Вообще-то это прототип реактивного ранца-ховерборда, это двигатели для авиамоделей, у меня тут мастерская вот в этом доме.
— Молодой человек, не надо с таким «набором» появляться в центре Москвы. А это аппарат чтоб человек летал, да? Как в человеке-пауке?
— Да, как в ччеловвеке-ппауке, хорошо, буду только на полигоне.
На каком этапе проект
Проект на этапе «железного человека в плену у моджахедов». Варим из металлолома, главное взлететь и приземлиться живым.
По критериям прототипа, чтобы самостоятельно взлететь и доказать работоспособность системы (а не удовлетворять тонкий вкус эстетов-инженеров):
- Топливная система — 100% (рассчитана на 6 двигателей)
- Рама и крепления — 100%
- Система управления — 100%
- Электроника и аккумуляторы — 100%
- Стартовый комплекс — 100%
- Пожаротушение — 100%
- Экипировка пилота — 100%
- Тяга/количество движков — 30% (2 двигателя из 6)
Жду прихода из Германии еще вот таких двух движков:
А пока попрошайничаю деньги на эти двигатели, потому что одному потянуть 750к — нереально.
На 10.12.2018 собрали:
- 35 500 руб — донейты от частных лиц
- 150 000 руб — донейт от ИТ-фирмы
Кто еще хочет «впрыгнуть» на борт друзей/дураков/семьи (FFF), пишите в личку, на почту alexey.stacenko@gmail.com или фб — www.facebook.com/stcnk
Вот адрес для донатов:
yasobe.ru/na/jetpack
Карта Альфа — 4154 8126 1072 3326
«Цель должна быть на порядок сложнее, чем мы все вместе взятые, только тогда мы нужны друг другу».
P.S.
Отдельное спасибо Паше Жовнеру, за то что страдал, мёрз, но снимал видео.
P.P.S.
На видосе до ката не полноценный взлет, я там себе «пальчиками помогаю» подтягиваться, но тяга от доски все равно есть ощутимая (35 кг), можно тренироваться.
Автор: MagisterLudi