Есть и «противники» реактивных ранцев, как, например, журналист Dean Burnett из The Guardian, будем знать их в лицо.
Чувак, будет и для тебя джетпак.
Статья от 23 сентября 2014 года
Типичные жалобы на науку связаны с реактивными ранцами — видите ли, у нас их все еще нет, «а обещали». Однако их отсутствие связано не с несостоятельностью ученых, а с физическими и анатомическими ограничениями, уже не говоря о том, что создание реактивного ранца — ужасная затея.
«Где мой реактивный ранец?»
Вы, наверное, слышали этот вопрос уже не один раз. И с 99% вероятностью это было сказано как упрек в адрес ученых. Потому что если бы ученые хорошо делали свою работу, у нас бы уже были реактивные ранцы, правильно?
Сегодня можно все чаще видеть, как в интернете — месте, где каждый может выразить свою жалобы, продемонстрировать свое эго — появляются люди с онлайн-запросами типа «где мой реактивный ранец?» Итак, у нас есть люди, с пугающе мощными карманными компьютерами, которые могут получить доступ ко всем информационным базам мира, стоит только нажать (виртуальную) кнопку, посредством невидимых лучей, движущихся со скоростью света, а они используют их для написания жалоб о том, что у них нет «футуристических» технологий. Но кому нужен самоанализ, если у вас блестящий телефон, верно?
Некоторые требуют реактивные ранцы, не потому что они хотят их заполучить, а потому что им было обещано! Хотя по сути никто не знает, кто именно это обещал или когда. Обычно это приписывают «ученым» или просто «науке», хотя многие могут путать «науку» с «научной фантастикой», откуда как раз и происходят все предсказания о реактивных ранцах. Согласно научной фантастике нас уже давно должны были уничтожить пришельцы или на Земле должен был воцариться зомби апокалипсис, но что-то я не часто встречаю людей, которые жалуются на то, что это так и не произошло.
Настоящие ученые вряд ли когда-нибудь придут к единому мнению, уже не говоря о том, чтобы давать громкие обещания публично. И в редких случаях, когда 95% ученых что-то обещают, например, «если вы не перестанете выбрасывать CO2 в атмосферу, вы погубите эту планету», люди обычно игнорируют это или вовсе засыпают ученых угрозами.
Поэтому если все претензии к ученым по поводу того, что они не изобрели реактивный ранец, основаны на том, чего они никогда не делали и не говорили, тогда… если они никогда меня не назначали своим представителем, ясное дело — я им буду.
И как официальному представителю науки по делу реактивных ранцев, которые еще не получили широкое распространение, позвольте мне сказать следующее: замолчите! Прекратите свое дурацкое нытье. У вас не будет реактивного ранца, живите с этим.
Ну почему вы его так сильно хотите? Вы хотите летать? Вы можете летать, если захотите. Сейчас очень много бюджетных авиакомпаний, покупайте билет и вперед — навстречу приключениям! Это слишком дорого? А вы думаете, что реактивные ранцы будут дешевыми, что их будут раскладывать в почтовые ящики как рекламные листовки? Или что самолеты это не «так круто»? Ну-ну.
Думаете, сделать реактивный ранец так легко? Все-таки, изобрели же реактивные двигатели, да и ранцы изобрели, в чем тогда проблема? Это должно быть просто, как если бы у Графа Сэндвича была докторская по ракетным двигателям. Грустно признавать, но это совсем не так просто. Что уж скрывать «найти способ для того, чтобы среднестатистический член общества мог летать» не является главным приоритетом каждой исследовательской структуры, хотя за эти годы разными людьми — от инженеров до любителей — предпринималось большое количество попыток. До сих пор по определенным причинам не было сделано ни одной работающей модели.
Классический образ реактивного ранца можно увидеть в фильме «Ракетчик». При упоминании его перед нашими глазами сразу встает образ взмывающего в воздух со столпами огня за спиной (как обычно бывает у ракет) человека. Для того, чтобы ответить, что не так с этим образом, представьте себе как в течение долгого времени на ваши ноги направлена мощная паяльная лампа. Люди боятся получить мозоли от велосипедного сидения, так что вряд ли кто-то будет терпеть сожжение своей кожи во имя удобного транспорта.
Возможно люди понимают термин «реактивный ранец» в более общем смысле. Ракетные двигатели — это разновидность реактивных двигателей, согласно физике, но большинство реактивных двигателей не создает громадных столпов пламени. Если вы летите в самолете и вдруг двигатель начинает извергать языки пламени, то правильной реакцией на это будет не «ого, как клево». Но даже при условии, что они не так пламенеизвергающи, как ракеты, с реактивными ранцами все сложнее.
Основной загвоздкой является гравитация. В июле 2013 года команда инженеров из Университета Торонто соорудили устройство с педальным приводом, которое позволило человеку находиться в воздухе более 60 секунд. За это они были награждены суммой в размере 250 000 $.
Сравним это с Туром де Франс, где сотни человек на передвижных средствах с педальным приводом смогли пересечь целую страну. Теперь вы видите, что гораздо легче двигаться по земле, чем по воздуху.
Это все согласно Ньютону и сформулированным им законам механики. При вертикальном движении, вам необходимо столько силы, чтобы «отключить» гравитацию, прежде чем вы сможете двигаться куда бы то ни было. Имейте в виду, что вам придется иметь дело с общей массой планеты Земля, которая является, как бы это по-научному сказать, «здоровенной».
Конечно, можно преодолеть гравитацию, существуют же полеты и путешествия в космос, но для этого нужно очень много энергии. На данный момент, самое практичное топливо, которое имеется у нас в распоряжении, — химическое. Реактивное топливо и ракетное топливо производятся с использованием высокореактивных химикатов, которые обладают большой физической массой, что также необходимо учитывать. Чем больше энергии вам нужно, тем больше вам нужно топлива для своего летательного аппарата. Чем больше топлива, чем больше ваш летательный аппарат будет весить. Чем больше он весит, тем больше энергии вам нужно для того, чтобы он сдвинулся с места — так образуется порочный круг (термин, также очень подходящий для педально-приводного полета).
Для достижения устойчивого полета самолетов учитываются принципы аэродинамики, а пилотируемые ракеты очень большие. В программах «Аполлон» использовались большие ракеты Сатурн-5, большинству из которых, в первую очередь, топливо было нужно, чтобы попасть в космос. Огромное количество топлива потребовалось, чтобы отправить в космос объект размером с микроавтобус.
Надеюсь, что, имея это в виду, вам будет проще понять, почему реактивные ранцы непрактичны. В случае с реактивным ранцем, прикрепленный к нему человек — бесполезная масса, которая тоже должна учитываться. На самом деле, уже существуют такие реактивные ранцы, которые позволяют своему обладателю делать значительные прыжки пока не закончится топливо, но помимо проделывания впечатляющих трюков на открытии Олимпиады, как это еще можно использовать?
До тех пор пока мы не найдем доступный и при этом очень мощный источник топлива, который сможет дать энергию, которой будет достаточно для полета на продолжительную дистанцию в чем-то в виде рюкзак, реактивные ранцы нереальны. Возможно мы сможем миниатюризировать ядерные реакторы, но поскольку люди паникуют уже от того, что живут в 15 км от ядерной станции, носить они такие ранцы не смогут.
Даже если проблемы, связанные с энергией решаемы, есть и другие вопросы — например, как ими управлять. И даже если и эта, и все остальные проблемы будут решены и реактивные ранцы станут массовым продуктом, разумно ли это? Машины сегодня — обычное явление, но и они не были введены в общее пользование беспроблемно, наоборот — было очень много «проб и ошибок» — мягко говоря. Транспортная система хорошо регулируется и тщательно контролируется (ограничения скорости, обозначенные дороги и полосы, многочисленные законы и так далее). Многие этого не понимают, но смысл этих правил в том, чтобы спасти людей от смерти!
Что, в общем-то, ставит новый вопрос относительно реактивных ранцев — безопасность. Если ваш велосипед или ваша машина вдруг сломается, вы разозлитесь, но вы не умрете от смертельного падения с высоты. Люди совершают ошибки по разным причинам (если вы когда-нибудь сталкивались с хамством на дорогах, то можете ясно себе представить поводы). А теперь представьте, что вместо того, чтобы создать опасную ситуацию или перекрыть дорогу, некомпетентность или невнимательность владельца транспортного средства привела к его неконтролируемому падению на населенный пункт с взрывчаткой на спине. Плоская шина никогда не приведет к проблемам такого рода.
Кроме того, непросто будет и использовать реактивные ранцы. Пилоты тренируются годами, прежде чем им вверяют управление летающим аппаратом, нельзя сказать, что с реактивными ранцами будет по-другому. И если вдруг все это можно каким-либо образом эффективно уладить, что же в итоге? В итоге мы получим большую часть населения — летающую с реактивными ранцами и выбрасывающую отходы, вызванные реакциями высокоэнергетического топлива. Влияние этих выбросов на окружающую среду и климат может быть разрушительным.
Таким образом, хоть идея «реактивного ранца» кажется классной, присущие ее воплощению трудности и опасности совершенно точно могут оказать такой эффект, о каком среднестатистический «требователь» ранца даже и не подозревает. А ему надо бы задуматься, поскольку этот эффект может быть непоправимым. Вообще, было бы гораздо безопаснее, да и просто круче, если бы у всех были ховерборды как в фильме «Назад в Будущее-2». А кстати, где они? Эй, ученые, принимайтесь-ка за работу!
«Горит на небе новая звезда. Ее зажгли, конечно, хулиганы.» (Валентин Гафт)
Следить за тем, как мы делаем первый российский турбореактивный аппарат вертикального взлета можно тут:
— блог на Хабре
— канал в Телеграм
— группа VK
— мой профиль в Fb
— письма писать сюда alexey.stacenko@gmail.com
Видос с Хабракорпоратива.
P.S.
Кстати, компания RUVDS заинтересовалась реактивным ранцем и помогает штурмовать облака.
Автор: MagisterLudi