Если данный текст о солнечной электростанции своими руками покажется интересным, то я продолжу цикл об электростанциях в разных уголках страны
Полагаю, мало кто из путешественников не мечтал побывать на Байкале. Многочисленные попытки подогнать отпуск под такое путешествие разбивались о суровую правду: дистанция пути на автомобиле в одну сторону более 5000 километров – это очень серьезное препятствие. Мало того, что надо пересечь половину страны, так еще и времени такое путешествие занимает немало. А ведь захочется и по пути все республики посмотреть, да на горы Уральские полюбоваться. В общем, не складывалось.
Разменяв третий десяток лет от роду, случилось у меня счастье – оказалось, что нужно лететь на Байкал. И пусть путешествие планировалось служебным, но все-таки это путешествие на самое большое озеро на Земле.
Начинаем!
Если кому-то лень читать, то в самом конце я вставлю ролик, где все то же самое расскажу и покажу.
Начнем с самого простого: куда лететь? Вариантов, как правило, два: Иркутск или Улан-Удэ. Мне выпало лететь в Бурятию и я сел выбирать билеты в столицу республики — город Улан-Удэ. Что интересно, часовой пояс Бурятии +8 от Гринвича. Напомню, что Москва находится в часовом поясе GMT +3. То есть в Улан-Удэ на 5 часов больше, чем в Москве. Время беспосадочного перелета составляет 6 часов. То есть, садясь в самолет 8 вечера, к концу полета оказываешься в 7 утра следующего дня.
Честно говоря, поспать так и не удалось, так как в спутницах у меня оказалась очень словоохотливая и приятная собеседница Александра. Если читаешь, привет большой!
Так, за разговором, мы двигались навстречу солнцу. Еду разнесли и забрали, свет приглушили, поэтому наблюдать рассвет в час ночи по Москве было особенно интересно.
План дальнейшего путешествия был прост: взять машину в аренду и доехать до нужного места. Но от аэропорта тоже надо было добраться до компании арендодателя. Заказав такси заранее (Яндекс еще не добрался, но региональные перевозчики легко ищутся в сети), я дождался машины и отправился к месту. На месте оказалось, что забронированной машины в наличии нет, но на выбор предложили Mercedes E320 или Toyota Land Cruiser Prado. Это то, что было из леворульных.
Вообще, праворульных машин очень много — сказывается близость Дальнего Востока. Мерседес я еще не водил, а стоимость «крузака» была в два раза выше, поэтому выбор был отдан «немцу».
Это была уставшая машинка, но с немецким упорством она продолжала служить. Впрочем, к ней я еще вернусь в конце своего повествования.
Время подходило к обеду ( или 17 часам по Москве), а я последний раз ел в самолете около полуночи. Побывать в Бурятии и не поесть главное национальное блюдо, позы, непозволительно. По совету знающих, я отправился в сторону Байкала и нашел на выезде из Улан-Удэ позную рядом с Дацаном. Сам Дацан- это буддийский монастырь-университет у российских бурят. Выглядит внушительно.
При нем столовая-позная с очень демократичными ценами и таким же обслуживанием. В кассе оплачиваешь нужную еду и бегом на выдачу с подносом. Помимо бууз (поз), в Бурятии также принято пить чай с молоком. Когда-то раньше я пробовал чай с молоком и совсем не понял такой напиток. Но то ли чай они заваривают правильный, то ли воздух какой-то особенный, завтрак прошел на ура.
А у входа в буузную отдыхают вот такие цобакены. Судя по тому, что они не боятся, мясо в буузах правильное.
А дальше была дорога к Байкалу. Кстати, дорога очень хорошая. Водители предупредительные. Фуры в горку прижимаются к обочине и пропускают, водители едут 80-90. Во многих местах стоят радары, а большинство из них полностью автономные. То есть стоит столб, радар с камерой и солнечная панель. И не надо тянуть никаких проводов.
По прибытию к Байкалу заселился я в кемпинг. Разместили меня в самой настоящей монгольской юрте. У самих монголов юрты не такие расписные, но для антуража был добавлен такой декор.
Изнутри юрта представляет из себя довольно интересное помещение с 3-4 кроватями, столиком и несколькими стульями.
На берегу ветер был довольно суров, но внутри тепло и спокойно. Что интересно, юрта начинает собираться от двери. То есть сначала ставится входная дверь, потом вокруг нее ставится «забор»-стена, потом ставятся центральные опоры. После этого ставятся своеобразные стропила и все это закрывается войлоком.
Пришло время заниматься делами. Я приехал дать свет на берег, поэтому после посещения ближайшего хозяйственного магазина началась работа. Из г… из одних палок и горсти саморезов предстоит сделать каркас солнечной электростанции.
Инструмента минимум, но придется обойтись тем, что есть. Изначально планировалась практически квадратная рама под солнечные батареи, но выйдя на берег я понял, что ее сдует с первым порывом ветра. Поэтому было решено все панели ставить в один ряд.
К закату рама была закончена, а солнечные батареи нехитрым способом закреплены на раме. Пришло время ужина и сна. Тем более, что в Москве уже около 2 ночи. Организм упорно не хотел перестраиваться на местное время.
Но настал другой день, и снова в бой! Вся солнечная электростанция помещается в нескольких коробках. Вообще, того, что есть на фото, уже достаточно, чтобы обеспечить дачный домик на весь летний период. На весну и осень, кстати, тоже хватит. А вот зимой в наших широтах и день короткий, и солнце редко выглядывает.
Меня частенько спрашивают: какую мне батарею купить, чтобы электричество было? Начнем с того, что универсального совета не бывает. Солнечная электростанция — это как торт: ингредиенты одни и те же, а вкус немного отличается. Поэтому солнечную электростанцию должен подбирать инженер после небольшого интервью. Он задаст десяток вопросов, чтобы выяснить, какое оборудование в доме стоит, есть ли колодезные, скважинные насосы, есть ли внешняя сеть и насколько она стабильна? После этого, как правило, предлагаются два варианта: всё включено, когда можно жить и не задумываться о нехватке электричества. Второй вариант бюджетнее- это когда электрочайник меняется на обычный, а выходя из комнаты желательно выключить свет, если не стоят энергосберегающие или светодиодные лампы. То есть ограничений особых нет, просто за экономию придется заплатить небольшой дисциплиной.
Ну и проведу краткий ликбез. Автономная или гибридная солнечная электростанция состоит из 4 элементов:
1. Солнечные батареи (а как же без них?)
2. Солнечный контроллер (именно он заряжает аккумуляторы из п.3)
3. Аккумуляторы, где накапливается и хранится энергия. Ночью же солнца нет и электричество не вырабатывается.
4. Инвертор (он преобразует энергию в аккумуляторах в привычные всем 220 В)
Солнечные панели я уже показал, а теперь собираем солнечную электростанцию.
Слева направо: солнечный контроллер с технологией MPPT КЭС Доминатор 20060, МАП SIN 3 кВт 24В, 2 свинцово-кислотных аккумулятора по 12 В, собранных на 24В.
А собирается все, несмотря на кажущуюся сложность, очень просто: сначала к аккумуляторам подключается инвертор и солнечный контроллер. Потом к солнечному контроллеру подключаются солнечные панели. И к розетке инвертора цепляется удлинитель. Можно и сразу к электрощитку подключить через клеммы на задней стенке инвертора. Что интересно, вся техника произведена российской компанией МикроАРТ и рассчитана на эксплуатацию в реально тяжелых условиях. То есть мы эту технику оставили прям на берегу Байкала и запустили, а от дождя просто накрыли пленкой.
В принципе, на этом можно остановиться и пойти пить чай с молоком. Но как же не рассказать о том, что я видел вокруг? При путешествии вдоль берега, наткнулся я на замечательный рекламный пункт, я бы даже сказал, проспект.
Второй день пребывания на прекрасном озере Байкал закончился и мне пора было собираться. Утром меня ждал самолет в Москву. Позавтракав до зари и попрощавшись с очень приветливыми и приятными владельцами кемпинга, я взял омуля холодного копчения (самый популярный сувенир с Байкала) и отправился в сторону Улан-Удэ. Навигатор меня повел другой дорогой и я решил ему довериться. Спустя километров 30 пути дорога ухудшилась, а еще спустя 10 она закончилась. На грунтовке я встретил сделанную от руки, на поломанной фанерке, надпись: «Осторожно! Лесовозы!». Навигатор упорно вел дальше, а сбоку уже простиралась река. Навигатор подвел к месту, где должен был быть мост, а там только съезд. Возможно, там зимой переправа по льду, но мне то надо на другой берег и сейчас! Вернуться назад и доехать до аэропорта я уже не успевал, поэтому рванул дальше. Мерседес кряхтел — он никогда не видел таких российский дорог. В общем, проехав еще километров 7, я увидел паромную переправу. С парома съезжали суровые лесовозы, а водители во все глаза смотрели на запылившийся Мерседес, невесть как оказавшийся в такой глуши.
Удивительно, но есть места, где проще организовать круглосуточную переправу, чем построить мост.
На самолет я все-таки успел. И даже успел присесть в зале ожидания, как сразу пригласили на посадку.
Еще 6 часов полета и 4 часа пути до дома. Я уже успел отвыкнуть от того, что по городу можно перемещаться чуть ли не столько же, сколько летишь через полстраны. Байкал, я не прощаюсь, я говорю «До свидания».
Обещанное видео:
Автор: Алексей