Что читать, что слушать, что смотреть и что покупать — сегодняшний выбор пользователя глобальной сети огромен. На смену газетам пришли блоги и коммьюнити в соцсетях, появились новые способы «упаковки» старых и совершенно новые типы контента.
Ранее мы рассказывали о том, что сегодня происходит с радио (здесь и здесь). В частности, мы упоминали, что радио постепенно «уходит в сеть». Феномен интернет-радиостанций заключается в том, что они появляются быстрее, чем вы скажете «переключи».
Открыть интернет-радио может каждый: процесс организации и администрирования достаточно дешёвый (особенно в сравнении с FM-сегментом), а для онлайн-вещания (пока) не требуется специальных лицензий.
Фото Axel Schwenke CC
Для чего всё это
На начальном этапе самое главное — определить цели, для которых вы организуете проект. От них напрямую зависит количество вложений, параметры «железа» и ПО.
Цели создания интернет-радио могут быть разными: кто-то хочет заработать, запустив масштабный проект, кто-то делает радио «для друзей», есть узкоспециализированные радиостанции (по направлениям музыки, по роду деятельности или хобби), а некоторые просто хотят «поиграть в RDJ» — почему нет?
От цели создания интернет-радио зависит и его контент. Например, есть радиостанции, которые круглосуточно крутят только музыку. Есть целые проекты со своим штатом ведущих, разговорными программами, сеткой вещания и прочими атрибутами, которые есть у серьёзных радиостанций.
Например, радио «Чипльдук» в своё время выстрелило благодаря своей неординарности: формат вещания выстроен так, что слушать его «просто фоном» невозможно, внимание слушателя постоянно приковывают странные, весёлые, а иногда абсурдные и безумные рубрики.
С другой стороны, многие слушатели эфирного радио уходят в интернет именно за музыкой, в поисках «случайного плейлиста» (или вполне конкретного жанра/исполнителя/направления в музыке).
Людей интересует контент без рекламы, выходов ведущего и джинглов
И всё же, рассматривать создание интернет-радиостанции как бизнес-проекта в этой статье мы не будем, ограничимся усреднённой, «любительской» моделью, которую можно собрать прямо у себя дома и получать удовольствие.
Где будем вещать
Здесь речь пойдёт не о зоне покрытия (очевидно, что вещаем везде, где есть интернет) и не о расположении студии, которую мы уже решили делать дома. Определимся
Особенность интернет-радиостанций заключается в том, что количество одновременных слушателей напрямую зависит от скорости потока и качества вещания. Поэтому важно, чтобы скорость «не проседала» из-за того, что к вам подключатся еще 5-10 или 100 слушателей.
«Вещательный сервер» нам потребуется для того, чтобы раздавать цифровой аудиопоток. Самые популярные — это IceCast и ShoutCast. И у того, и у другого сервиса есть свои преимущества. Считается, что IceCast более функционален, зато у ShoutCast более короткая ссылка на аудиопоток (что, конечно, не самое классное преимущество, но тем не менее).
При этом ShoutCast — полукоммерческий сервис, а его конкурент работает с открытым исходным кодом, а также поддерживает теги UTF-8 для организации русскоязычных аннотаций. Поэтому, как правило, в качестве «вещалки» чаще всего выбирают именно IceCast.
После выбора сервера потокового мультимедиа, его нужно настроить. Несмотря на то, что вся «заводская» документация у сервисов на английским, в интернете легко можно найти инструкции по установке и настройке.
В конфигурацию входит множество функций: это параметры аудиопотоков, правила переключения и именования. Этап настройки «вещательного сервера» — один из самых важных в процессе создания своей интернет-радиостанции. Здесь возникает множество проблем и вопросов.
Как будем вещать
Для организации вещания есть несколько разных способов. Самый простой (и самый неинтересный) — ретрансляция уже готового эфира на своих слушателей. Для этого используется релей, который берёт готовый линк на аудиопоток радиостанции и перенаправляет его на всех, кто к нему подключается.
Второй способ — автодиджей. Для него нужно запрограммировать плейлист, в соответствии с которым контент будет выходить в эфир. Про софт, который используют на радио мы уже писали, но для организации интернет-вещания можно использовать программы попроще, например RadioBoss или SamBroadcaster.
Этот софт позволяет запрограммировать эфир максимально гибко и организовать непрерывное вещание с минимальным вмешательством живого человека. Можно «расставить» контент вручную, а можно запрограммировать так, чтобы, музыка определённого жанра выходила в определённое время. Настройка софта требует сил и времени, поэтому начинающим интернет-радиовещателям рекомендуем спрашивать совета на профильных ресурсах и форумах.
На любом этапе эфира в процесс может вмешаться живой человек — это третий способ вещания. Плейлист выстраивают вручную и меняют в «реальном времени». Треки можно переключать раньше или позже в соответствии с эфирной сеткой (если она составлялась). Еще можно организовывать «живые» выходы ведущего в эфир.
Для приёма аудиопотока со стороны слушателей нам на сайте необходим плеер, который поддерживает стриминговое вещание (например этот). Плюс программы, которые будут воспроизводить поток на локальных компьютерах. А если есть приложение для прослушивания со смартфона — это высшая степень заботы о своей аудитории.
Выбираем «железо»
Это один из самых приятных, но и ресурсозатратных этапов. Для организации онлайн-вещания требуется не только компьютер с интернетом.
Вариант с выходом ведущего в эфир подразумевает наличие микрофона. Здесь потребуется обработка звука — без неё звучание будет неглубоким, появятся «проседания». Идеальный вариант — это внешняя звуковая карта. Для дополнительной обработки звука можно воспользоваться специальным софтом вроде digispot.
Для удобства управления эфиром может потребоваться микшерный пульт (хотя бы самый простой). Если позволяют финансы, лучше всего брать не самый дешёвый и с фейдерами для удобства. Наличие нескольких каналов для вывода звука расширяет возможности радиостанции.
В качестве эксперимента можно вывести телефонный гибрид, гостевой диджейский пульт (если в гости будут приходить диджеи и играть свою музыку), а также каналы для музыкальных инструментов, если того требует эфир.
Как мы уже писали выше, всё зависит от целей радиостанции, но организация такого функционала обойдётся в десятки раз дешевле, чем для FM-сегмента.
Микрофон тоже лучше выбрать усреднённый. Конечно, можно взять любой, хоть от наушников, но тогда все старания с аппаратной и программной обработкой звука сойдут на нет. Микрофон необходимо оснастить поп-фильтром.
В целом этого набора инструментов вполне достаточно, чтобы сделать хорошее интернет-радио. Конечно, оно будет любительским, но при правильной настройке, зазвучит очень профессионально. Теперь можно приступить к разработке сетки вещания, набрать нескольких энтузиастов для работы в эфире, запрограммировать робот и начать покорять просторы интернета.
Примеры наших аудиоэкспериментов:
- Передача «Звук» — простыми словами о решениях для музыки и кино
- Транскрипт подкаста «Звук»: знакомство с новыми кинозалами Аудиомании
Автор: Аудиомания