Потребители любого продукта хотят получать качество, при этом не важно, товар это или услуга. Но одна из самых требовательных, чутких и капризных аудиторий — это люди, потребляющие медиа (ТВ, радио, газеты, информагентства и даже сообщества в соцсетях).
Возможно, серьёзную роль в этой ситуации сыграла доступная обратная связь: достаточно посмотреть на любую статью любого медиа с большой аудиторией — в комментариях всегда найдётся пара человек, которые с особым рвением укажут на ошибку, просчёт и недостаток.
В сфере радиовещания ситуация похожая: SMS-порталы открыты для сотен недовольных тем, что происходит в эфире, причём недовольство может вызывать как мнение, полярное тому, которого придерживается слушатель, так и мельчайший технический брак.
Вот такое сообщение однажды пришло на одну из популярных радиостанций:
«Уважаемые радийщики! Слушаю любимую радиостанцию, и понимаю, что вы там все, кажется, ***[с ума посходили]. Звук из левого канала громче, чем из правого.
Слушать невозможно. Скатились вы, ребята»
После такой SMS технический персонал решил проверить, в чем дело: оказалось, что фейдер левого канала был выведен на пару миллиметров выше, чем фейдер правого. Редакция посмеялась, но, как говорится, осадок остался.
И тем не менее, количество негатива можно снизить, соблюдая несколько простых правил. От «сумасшедших», конечно, избавиться не получится, но без «грязи» в эфире отрицательных отзывов будет гораздо меньше. В этой статье расскажем, как работать «чисто».
Тишина — это самое большое зло
Вообще, правила ведения хорошего эфира можно разделить на технические и «человеческие». Но вот пункт «тишина в эфире» относится и к тому, и к другому.
Первое правило — что бы ни случилось, show must go on. В самом прямом смысле: отключилось электричество, упал интернет, загорелась редакция, в студию пробрался дикий гепард, к Земле приближается метеорит, ведущие объявили забастовку, ребята из офиса сверху случайно всех затопили — эфир должен звучать.
На экстренные случаи предусмотрено множество вариантов: резервный CD-диск в проигрывателе, если сломались компьютеры, резервные источники питания и интернета — если упало электричество, резервная студия, если гепард. На тех радиостанциях, где ночью на эфире никто не дежурит, даже охранники должны уметь включить резерв.
В этом плане показательна сцена из фильма «Рок-волна», где корабль с радиостанцией на борту тонет, но эфир ведётся до последнего — самая точная метафора того, что происходит на радио. Конечно, это не значит, что ведущий должен рисковать своей жизнью и здоровьем, лишь бы радио звучало, но он должен сделать всё, чтобы ЧП нанесло минимальный урон эфиру.
Говори, если есть, что сказать
Если хотите обидеть радиоведущего, то назовите его работу «болтологией» (мы, кстати, уже писали об этом). Линейным диджеям, тем, которые «сидят на эфире», то есть не ведут никаких программ, ставят песни и выпускают рекламу, надо поймать тонкую грань между периодическими разговорами и ненавязчивостью. То есть здорово, если диджей может красиво «подвести» песню, а может быть рассказать проникновенную историю, заинтриговать слушателя или хорошо пошутить, но это не значит, что надо выходить в эфир после каждой песни.
Этим часто грешат современные CHR-радиостанции (об этом и других форматах мы рассказывали здесь), где диджеи со скоростью звука тараторят о хорошей погоде, трудном рабочем дне и «самой лучшей музыке на волнах нашей радиостанции».
Говорить в эфир нужно только тогда, когда есть, что сказать. В идеале профессиональному радиоведущему всегда есть, что сказать, но аудитория не всегда хочет его слушать. Потому и важно найти баланс, диджей просто обязан чувствовать аудиторию: когда она настроена на общение, а когда хочет только музыки.
Фото Andréanne Germain CC
В самом начале карьеры лучше прописывать себе все: даже короткие выходы в эфир, но от «читки с бумажки» нужно отходить как можно скорее – аудитория радиостанций очень чуткая, она обязательно почувствует, когда диджей читает с листа. То же самое случится, если диджей вышел в эфир, но сказать ему нечего: голос — это самый предательский маркер, он выдаст неуверенность быстрее, чем ведущий закончит предложение. Во время выходов желательно идентифицировать свою радиостанцию, чтобы случайные слушатели не угадывали, какое радио включили. Проще всего начать или закончить речь фразой «вы слушаете радио...», ну а гармонично вплести упоминание станции в свой миниспектакль — это уже высший пилотаж.
На одной радиостанции в вечернем эфире ведущая придумала себе «фишку» — во время своих выходов под тихие спокойные треки читала отрывки из повестей Туве Янссон о Муми-троллях. Звучало волшебно и слушатели реагировали положительно.
Клей, размечай
Искусство «чистого» радиоэфира — в мелочах. И после появления специального софта это искусство стало гораздо доступнее (какой софт используется на радиостанциях сегодня, мы уже рассказывали).
На этом этапе мы переходим к техническим моментам: есть мнение о том, что на радио играет любимая музыка диджеев, но это не так. Вся сетка вещания программируется в DJin, Digiton или другом ПО, задаётся последовательность, время выхода в эфир и т.д. Здесь очень важно сделать хорошую «склейку» — процесс примерно похож на то, чем занимаются клубные диджеи, когда делают переход между двумя композициями.
Когда после песни идёт затухание или пауза — это брак. Два трека «склеиваются» между собой так, чтобы переход был красивым, а ритмический рисунок не сбивался. Создаётся эффект непрерывности и приятного звучания. Раз в две песни ставится джингл, который идентифицирует радиостанцию, с ним тоже надо «склеиваться». Признаком настоящего мастерства считается умение склеить музыкальные композиции так, чтобы джингл ложился чётко на ритм двух песен, между которыми он стоит.
Радийный софт также даёт возможность «разметки». Сейчас линейные ведущие редко говорят на «бэке» или «подложке» — фоновой музыке специально для выхода эфир. Чаще всего диджей выходит в эфир на стыке двух песен, или в начале или в конце композиции — красивый выход всегда заканчивается за секунду до того, как вступает вокалист песни.
Раньше, до изобретения радийного ПО, диджеи запоминали длительность intro или outro всех треков, теперь же для этого есть «разметка» (хотя иногда диджеи ленятся и не размечают треки, полагаясь на свою память). В специальном окне при открытии ритмического рисунка трека ведущий находит место, где вступает вокалист, там ставится метка и в таком виде трек сохраняется.
В основном окне программы есть несколько таймеров: как правило, один показывает обратный отсчёт до конца песни, а второй — до начала вокала. Это очень удобно, главное — остановить свой выход в эфир, пока тикают эти часики.
Благодаря этим двум простым приёмам убирается «грязь», когда на несколько секунд в эфире может появиться тишина или когда незадачливый ведущий «залез» своим выходом в эфир, скажем, на вступление 21 Pilots — Heathens.
Не надо резать
Этот пункт часто приводит в отчаянное бешенство радиослушателей, которые пишут целые абзацы гневных SMS о том, как любимая композиция уносила их в страну зелёных лугов и ясного неба, а потом внезапно обрывалась на самом интересном месте, и в идиллический мир врывалась реклама известного автоконцерна. И дело здесь не только в том, что это брак, который гневит аудиторию. Такое «обрезание» вредит и рекламодателю, который автоматически становится раздражающим фактором.
Чтобы этого избежать — надо слушать своего программного директора. Он составляет плейлист так, чтобы всё было точно — секунда в секунду, поэтому, если уж очень хочется заменить скучный трек от программного на свой, классный и весёлый (что на многих станциях карается штрафом), всю эфирную сетку придётся «подогнать» по секундам, чтобы не было обрезанных песен.
И тем не менее, есть моменты, которые невозможно предусмотреть. Например, два раза в час в эфир выходит прогноз погоды, который может занять 10, 20 или 30 секунд эфирного времени, а также выпуски новостей, которые тоже разнятся по времени. Понятно, что рекламу в эфирной сетке никто сдвигать больше, чем на минуту, не станет (потому что есть специальные «метки», которые запускают местную рекламу в региональных филиалах, и если они не прозвучат — рекламы не будет).
Если по плейлисту видно, что будет недобор времени, лучше всего последней песней поставить инструментальную композицию, тогда всё будет правильно и гармонично. В случае «перебора» либо ищем трек короче, либо, опять же, ставим «инструменталку» вместо него.
Особенно часто песни (а иногда даже целые программы) обрубаются на полуслове в региональных филиалах радиостанций. Это происходит в основном из-за того, что работники этих филиалов отклоняются от плейлиста, предложенного центральным офисом, и ставят свои песни.
Фото Cindy Funk CC
Пульт — это святое
Когда ведущий — сам себе звукорежиссёр, это усложняет его работу. Но есть несколько правил, соблюдая которые, можно избежать «грязи».
Во первых, за уровнем звука надо следить всегда: бывает так, что композиции записаны тише, чем звучит эфир, а программный директор этот момент упустил — значит, надо вовремя сдвинуть фейдер со звуком вверх. Бывает так, что в новостях выводится в эфир интервью специалиста, который давал его по телефону — и слышно его то громко, то тихо — тоже фейдер.
А бывает, песня идеально подходит по длительности на конец часа, но заканчивается медленным затуханием — фейдером можно подкорректировать звук в реальном времени. И ещё: сначала диджей начинает говорить, а потом опускает фейдер со звуком «бэка» (но разница должна быть в доли секунды) — это правило связано с благозвучием — резкое затухание без голоса бьёт по слуху.
Микрофон — центр радиовселенной, за ним тоже надо наблюдать. Всегда нужно проверять, выключен ли он, когда диджей не в эфире. На многих станциях есть специальные ярко-красные лампы — индикаторы, развешенные по всей студии, они загораются, когда микрофон включён — это очень удобно.
Но если таких ламп нет, достаточно приучить себя смотреть на индикаторы пульта. Историй о том, как диджей забыл выключить микрофон — миллион, и не всегда они заканчивались положительно. Не будем, например, забывать, что ненормативная лексика в эфире запрещена законодательством и грозит большими штрафами.
В большинстве случаев на пульте есть специальный «кашлюн» — кнопка, зажав которую, можно прокашляться, чихнуть, коротко выругаться или вдохнуть. В эфире, само собой, этого делать нельзя.
Соблюдая эти нехитрые правила, можно избежать большинства негативных отзывов от своей аудитории. Примечательно, что всё выше написанное уже давно изложено на профильных ресурсах, в учебниках и даже во внутренних уставах радиостанций, но диджеи упорно продолжают нарушать эти правила, что приводит к падению имиджа не только отдельной радиостанции, но и всего рынка в целом.
Но теперь, если в эфире вашей любимой радиостанции случается какой-то брак, вы будете знать, почему так произошло. Хотя писать об этом гневное сообщение, возможно, и не стоит: так ведущий сохранит нервы и часть своей зарплаты — в конце концов, не ошибается только тот, кто ничего не делает.
Наш новый исторический материал:
Другие статьи из нашего блога на GT и «Мира Hi-Fi»:
- Транскрипт подкаста «Звук»: Что подарить аудиоману
- Обзор: Два новых демо-кинозала от «Аудиомании»
- Фотоотчёт с выставки «Продолжение осмотра на Барабанном» 2017
- Против стресса и бессонницы: поможет музыка
Автор: Аудиомания