При поддержке Минобрнауки в Москве официально запустилась «Российская национальная платформа открытого образования», созданная ведущими вузами страны. Планируется, что уже через несколько лет на бесплатных онлайн-курсах будет заниматься миллион студентов из России и других стран. А их виртуальные оценки попадут в настоящие дипломы и резюме. Теперь пользователи смогут за несколько месяцев получить знания по конкретной специальности, вместо того чтобы три-пять лет изучать огромное количество зачастую ненужных предметов.
Самая известная подобная онлайн-платформа, Coursera, была создана в 2012 году преподавателями Стэнфордского университета. Всего за несколько лет аудитория Coursera выросла до 11 миллионов слушателей, с порталом сотрудничает около 120 вузов, в том числе и российские.
«Онлайн-образование и образовательные платформы — это настоящий прорыв. Мы уверены, что в будущем финансовое состояние человека, его социальный статус, пол или место жительства не смогут помешать получить качественное образование и прийти к успеху», рассуждает президент образовательной платформы edX Анант Агарвал.
Несколько лет назад правительство Франции спонсировало создание портала FUN с бесплатными курсами французских вузов, в Великобритании работает аналогичный сайт Futurelearn, в Китае при серьезной поддержке государства запустилась национальная платформа XuetangX. Создавая курсы на национальном уровне, власти хотят продемонстрировать качество образования в стране, привлечь иностранных абитуриентов, профессоров и, разумеется, инвестиции.
В России национальную образовательную платформу создали восемь ведущих российских университетов, которые уже имели опыт разработки онлайн-курсов: МГУ, НИТУ МИСиС, ВШЭ, МФТИ, ИТМО, УрФУ, СПбГУ и СПбПУ. Каждый университет вложил в проект не менее 50 миллионов рублей и теперь должен представить за год минимум десять учебных курсов от лучших своих преподавателей. Предполагается, что позже к проекту после тщательного отбора смогут присоединиться и другие вузы.
«При создании курсов мы используем современный подход, который с успехом работает на лучших зарубежных площадках. Профессор-создатель курса специально для «Национальной платформы открытого образования» перерабатывает привычную часовую лекцию, добавляет мультимедийные материалы (инфографику, анимацию), разработанные при помощи веб-дизайнеров и программистов. В итоге слушатель получает полноценный курс, состоящий из небольших уроков, буквально по 10–15 минут», рассказывает “Коммерсанту” ректор НИТУ МИСиС Алевтина Черникова.
При необходимости, вводятся различные виды проверки знаний, проводятся занятия на тренажерах и в виртуальных лабораториях. Кроме собственно лекций слушатель онлайн-курсов может общаться на специальном форуме с другими студентами. Обучение на национальной платформе будет бесплатным – никаких ЕГЭ или вступительных экзаменов не предусмотрено. Пока на ней запущено 46 учебных онлайн-курсов.
«Вузы-учредители разработали специальный документ, который устанавливает жесткие критерии к формату и содержанию курсов, — рассказывают авторы платформы. — Фактически курсы должны соответствовать государственным требованиям к содержанию того или иного предмета. Это, кстати, тоже российская новация — за рубежом делают курсы любого уровня, далеко не всегда они действительно качественные. Наш принцип: слушатель, который прошел такой курс, должен знать и уметь то же самое, что и студент, изучавший его в аудитории вуза».
«В настоящее время проводится работа по созданию специализированных центров достоверной проверки результатов обучения, цель которых — финальная аттестация пользователей. После изучения онлайн-курса у обучающегося будет возможность выбора: сдать экзамен профессору-создателю курса или в специализированном центре», рассказывает ректор НИТУ МИСиС.
Первые занятия на платформе начнутся в конце сентября, но записаться на них можно уже сейчас. «По мировой статистике, 15–20% слушателей MOOC — это абитуриенты. Если раньше значительная часть школьников выбирала вуз по совету родителей или даже просто поближе к дому, то теперь старшеклассники хотят сделать осознанный выбор. И онлайн-курсы помогают в этом, показывают сильные стороны вуза, дают представление о программе», полагают авторы платформы.
В нашей стране уже есть подобные порталы — «Универсариум», UNIWEB, «Арзамас».
Тем не менее, «российский рынок до сих пор остается пустым — в стране существует большое количество людей, которых можно заинтересовать дистанционным обучением. Пространство для работы огромно», уверен Дмитрий Гужеля, основатель «Универсариума».
«Онлайн-курсы никогда не заменят традиционную модель образования, уверен Анант Агарвал.— Но внедрение такого смешанного обучения в учебный процесс заметно его улучшит. Онлайн-курсы смогут высвободить больше времени преподавателей и студентов на дискуссии, практические занятия, общение, совместное решение возникших проблем».
Автор: semen_grinshtein