Куда отдать абитуриента, чтобы вырос программистом? Можно ли совмещать ли работу с учебой и когда начинать? Получать ли второе высшее, если недавно устроился в IT и хочешь выучить недостающую базу? Как невообразимо благодарен за эту информацию в начале моего обучения… К сожалению, их никто не дал, поэтому мне опытным путем пришлось получить ответы.
И да, мне можно верить, потому что:
-
я магистр СПБПУ (мама сказала НАДО)
-
преподавал в магистратуре
-
мой доход программиста достигал $21k в месяц
Какие еще достижения нужны, чтобы иметь право рассуждать о пользе образования?
Из-за статуса кво высшее образования идеализируются и не подвергается рациональной оценке. Отцы и деды ходили в ВУЗ, значит и нам надо, чего тут рассуждать. Но проблема у отцов и дедов не было столь стремительно развивающихся технологий, интернета и компьютеров. Во избежание когнитивных искажений, оценим высшее образование по критериям обычного курса. То есть, продукта со своими плюсами и минусами, который нам предлагает приобрести за деньги государство.
Инертность знаний
Есть факты:
-
IT быстро развивается, технологии и языки сменяют друг друга, 5 лет назад все было совсем по-другому
-
Обновить программу обучения по одному предмету занимает ~4 года: написать методички, соблюсти всю бюрократию, напечатать тираж, обновить курс лекций и убедить профессора оставить старые привычки
За эти 4 года IT “новая” программа устареет. Напечатанные методички уже нельзя поправить, курс лекций нельзя изменить в процессе. Система образования даже не пытается участвовать в этой гонке и делает упор на догматы, базу, академические знания. Они якобы помогут глубже понимать происходящее в компьютере и автоматически лучше выполнять любую прикладную работу: “главное ассемблер знать, а уж документацию библиотек любой дурак сможет прочитать”. Что сложнее для понимания: ассемблер или современные фреймворки — вопрос неоднозначный.
Представь себе курс, который вместо актуализации программы дает методичку 2000 года и говорит: “Глянь, это очень важно, у тебя, кстати, курсач по этому материалу через месяц”.
Актуальность знаний
Актуальность знаний с точки зрения ВУЗов не важна. Главное, понять как все устроено с нуля, тогда любая практическая задача будет по плечу. Поэтому программа для специалиста узкого профиля максимально широкая. Так оправдывают любой не относящийся к IT предмет: физика — электричество надо понимать, обществознание — основа личности человека, матан/линал/дискретка — делают твое
Здесь я бы хотел обратиться к уважаемой аудитории Хабра с вопросом. Я понимаю дискомфорт от критики привычного института образования. Но это не нападение, а лишь просьба задуматься на 5 минут и честно ответить: оно того стоило? Действительно ли аргументы «потом пригодится», «будешь лучше понимать компьютер», «это — база» сработали? Используется ли сейчас на работе умение взять сложный интеграл или посчитать предел на бумаге?
Каюсь, я принимал эти рассуждения о высоком предназначении инженера на веру. И ощутил себя прогретым гоем, когда понял, что на работе мне предстоит учиться быть программистом заново. Оказалось, знания базы прикладывать некуда, а чтобы получать зарплату, нужно учиться делать задачи бизнеса.
Представь себе курс, который вместо актуальных знаний с рынка говорит: “Слушай, ну кнопки красить ты и сам научишься, давай лучше начнем с мировой истории, это база, это надо знать”.
Практика
Прорвавшись через вспомогательные предметы, подходим к желанным знаниям: программирование и командная работа над проектами. Я действительно любил программировать, поэтому про низкое качество практики мог бы исписать абзацы. Вкратце:
-
“непрактичная” практика. Посчитай результат математической функции, нарисуй график вручную. Нет задач из реального мира, за которые работодатель будет платить деньги
-
халатная проверка кода, отсутствие автоматизаций. Лишь один преподаватель догадался настроить CI/CD на Github с линтером. Остальные проверяли методом “показывай что выводится”. Пару раз я сдавал лабораторные, хитро спрятав
print
-
технологии, которые даже на рассвете использовались в 0.01% компаний, выдаются за необходимые. Всякие прологи, фортраны, древние библиотеки для матана. Мы как-то убедили преподавателя Open MPI посмотреть на hh вакансии, требующие его технологию. Поиск выдал одну. Его лицо представили?
-
развитие навыков коммуникации и командной работы игнорируется. Максимум “разбейтесь на группы, вот задание, увидимся на сдаче”. Хотя как круто можно было организовать работу в команде с Jira, планированиями и спринтами, заранее подготовив студента к проектной работе.
-
Бюрократия, отчеты, колонтитулы, титульные страницы. Мои студенты на практике меня робко спрашивали: "А нам действительно придется на работе столько отчетов писать?"
-
Человеческий фактор и синдром вахтера. Киньте в меня камень, кто ни разу не страдал из-за профессора, готового уничтожать за количество знаков после запятой/неправильный оступа/свое плохое настроения.
Представь себе курс, преподаватель которого не принимает домашнее задание просто потому, что ты ему не нравишься.
Армия, отсрочка
Тут без комментариев, жирный плюс.
Релокация и виза талантов
Помогает, но не является необходимым. Где-то рабочий стаж засчитывают за диплом, в других странах дипломы СНГ не котируются, либо нужна магистерская степень. Существуют рабочие визы, где диплом не нужен. Если есть четкая задача на релокацию, лучше обсудить индивидуально кейс с адвокатом, а не уповать на "авось диплом пригодится"
У тебя просто ВУЗа хорошего не было
Наверняка, кто-то возразит: “ой, автор, так плохо только в твоей шараге, вот в МФТИ/МГУ/Стэнфорде/Гарварде все иначе”. Допустим. Но когда в IT упоминают о важности вышки, говорят “Высшее образование — база, без него не берут, иди в ВУЗ”. Характеризуют качество образования по лучшему ВУЗу в стране, не пытаясь критически посмотреть на все остальные. Если бы формулировка была “Если не поступил в МГУ, то забей на вышку”, этой статьи бы не было.
Путевка в жизнь
Релокация из региона в Москву/Питер, бесплатное жилье, какая-то стипендия и бесплатная каша. Жирный плюс. Но почему бы не устроиться на мидла после самобучения и распоряжаться зарплатой на те же нужды (переезд, свое жилье)?
Трудоустройство и маркетинг
Маркетинг курсов часто опирается на ключевую метрику — трудоустройство: “Мы даем актуальные знания с рынка, получи их и тебя возьмут на работу, где ты будешь их применять”. Приводят кейсы своих выпускников, бравируют конверсией в трудоустроившихся. Над этой метрикой работают: резюме учат писать, собеседования проходить, о себе рассказывать.
ВУЗ это игнорирует. Диплом как бы автоматически является путевкой в жизнь. Пруфов не будет. Каково же удивление выпускника, когда про диплом просто спрашивают есть/нет, а дальше бомбят не обсуждавшимися в ВУЗе прикладными вопросами. А на работе надо решать реальные задачи бизнеса, а не абстрактную теорию.
Еще ВУЗы сотрудничают с крупными компаниями, которые приходят набирать студентов на стажировки. Расчет на то, что благодарный студент проработает много лет, не особо интересуясь своей стоимостью на рынке (превышающей его зарплату в разы). Опасайся этой схемы, ходите по собеседованиям минимум раз в год.
Упомяну знаменитый прогрев питерского ВУЗа: “а вот смотрите, у нас студенты на мировой олимпиаде побеждают, го к нам”. Безграничное уважение победителям, правда. Но непонятно, как одна специально отобранная кафедра талантливых детей и их победы в спортивном программировании влияют на шанс трудоустройства других студентов.
И ведь столько убедительных аргументов можно было бы привести: вот зарплаты программистов с дипломами, а вот без. Вот процент руководящих должностей с дипломами, а вот без. Вот роскошная вилла на Бали обладателя диплома бакалавра, а вот каморка программиста из колледжа. Но этого нет (если есть, киньте). А нет потому что статистика пользу образования не подтверждает. Мой личный опыт: 1 раз относил на работу диплом. На 10+ работах на западный рынок за валюту он не пригодился ни разу.
Сопутствующие бонусы
Часто не найдя убедительных аргументов ЗА, защитники высшего образования накидывают сопровождающие бонусы: “Ну там изворотливости учишься, дедлайны соблюдать, еще там окружение можно найти… вооот…”. Это как продавать дрель с аргументом “она тяжелая, если сядет, можно забивать ей гвозди”.
Нетворкинг + друзья + тусовка
Задача, с которой университет справляется хорошо — сбор людей со всей страны в одной душной аудитории. С ними неизбежно придется общаться и сближаться. Во времена отсутствия интернета это действительно был крутой способ найти окружения, но сейчас…
На любой запрос есть бесплатные сообщества, чаты, митапы. Зачем общаться со случайными сверстниками (кто-то ЕГЭ купил, кому-то на образование похер, родители заставили), если можно прийти в окружение уже работающих специалистов и общаться с ними?
Стрессоустойчивость + умение договариваться
Если ты дочитал до сюда, напиши в комментариях, в чем вообще экзаменов раз в полгода? Может так лучше усваивается материал? Или просто кто-то когда-то решил, что готовить 100+ вопросов за пару недель под страхом отчисления будет правильно.
Умение договариваться же, к сожалению, зачастую сводится к умасливанию синдрома вахтера профессора и бартерным отношениям со старшекурсниками (купить лабу, написать за одногурпника курсач). Этот фактор превращает обучение из “обучать профессионалов” в “обучать людей, умеющих получить зачет”.
Представь себе курсы, на которых учат не работать, а сдавать экзамены. А еще "ну материал не очень, зато можно нетворкаться с одногруппниками..."
Время и деньги
4 года для обучения профессии, в которую можно вкатиться за полгода. И ладно бы бесплатно, но ведь люди отдают по 200к за семестр, надеясь, что ВУЗ даст ребенку гарантию успеха в жизни, чего к сожалению не происходит
Рекомендации
У статьи нет цели обесценить полученное читателем высшее образование. Мне просто хочется понять, почему IT сообщество так упорно продолжает привозносить важность высшего образования при отсуствии объективных аргументов в его пользу. Еще больше аргументов против вышки я привел на Youtube. В комментариях можно почитать отзывы об образовании без прикрас от бывалых айтишников.
Если доводы выше показались убедительными, в подкат смотри рекомендации по высшему образованию. Если же нет, расскажи, чем именно ВУЗ помог тебе как IT специалисту.
Hidden text
-
Если есть другие способы откосить от армии, используй их. Очень неприятно жить в постоянном страхе "Отчислят — служить". Не каждый организм выдержит такой стресс
-
Только бюджет. Лучше в средненький ВУЗ на бюджет, чем в топовый на платку. Диплом зачастую важен просто номинально, специальность и название ВУЗа неважна
-
Если вписался в высшее образование, оптимизируй его. Лабы покупай, на тройки соглашайся, лекции прогуливай, экзамены списывай
-
Нет, "само" оно не сложится. Тебе торжетсвенно выдадут диплом и в этот момент иллюзии рассеятся. Ты окажешься на рынке полном соискателей без опыта работы. Во избежании такого итога как можно раньше интересуйся трудоустройством
-
Тебе не нужен десяток друзей студентов. Тебе нужен один наставник, который объяснит как все устроено в IT и поможет туда попасть. Найти его можно здесь.
-
Не верь в "там база, надо знать". Любую базу при необходимости можно выучить самому по общедоступным материалам. Без экзаменов, ненужных предметов и душных аудиторий.
Автор: Антон Назаров