По данным Ассоциации «Руссофт» экспорт российского софта за последний год достиг $10 млрд. и увеличился на 19%. Следом за этой новостью начали возникать бравурные марши на тему успешного подъема с колен нашей экономки и обретения всеми нами неминуемого светлого цифрового будущего. Под катом мнение Константина Анисимова, СЕО Rusonyx от первого лица.
Во-первых, я не разделяю возникшей эйфории. 10 миллиардов долларов – сумма на первый взгляд большая. Рост на 19% тоже вроде бы не мало. Но давайте обратимся к цифрам. Например, объем белорусского ИТ-экспорта в минувшем году превысил 1 млрд. долларов. И это при численности жителей республики в 9 миллионов человек. В России проживает, напомню, в 15 раз больше людей.
Во-вторых, Россия экспортирует товаров примерно на $400 млрд в год. Как вы понимаете, 10 млрд. от этой суммы составляет экспорт ИТ-решений. Согласитесь, цифры прямо скажем скромные. Да и они, на мой взгляд, завышены.
Какие компании чаще всего вспоминают в числе флагманов отечественной ИТ-индустрии? Обычно говорят про ABBYY, Kaspersky, Parallels, Acronis, Veam. Реже вспоминают Luxoft, Transas и др. При этом мало кто обращает внимание на организационные особенности названных брендов. Если пройти чуть дальше парадных вывесок, окажется, что многие из названных компаний можно назвать российскими лишь условно.
Так исторически сложилось, что их основатели, действительно, имели или имеют российское происхождение, но со временем, основанные ими компании получили европейскую или азиатскую прописку. Чаще это Европа, например, Швейцария. Именно европейские или азиатские представительства выступают для внешнего мира в качестве торгового партнера или офиса продаж. Почему? Да потому, что, по-прежнему, далеко не все хотят иметь дело с русскими. Пропаганда и массовая истерия на Западе делают свое дело – «русских хакеров» боятся. Особенно это касается крупных государственных и промышленных заказчиков. И, да, сменив юридическую прописку из Москвы на Сингапур, ваше русское имя на визитке не перестанет быть русским, но страхов потерять все при общении с этими «злобными Иванами» в глазах потенциальных партнеров поубавится. Кстати, права и патенты также оформляются за пределами России.
Конечно, вы можете возразить, сказав, что в Kaspersky, например, никогда не теряли связи с Родиной, позиционируя себя в качестве русской компании. Но это, как раз исключение, подтверждающие правило. Хочешь развиваться глобально – мысли шире. А у нас с этим, увы, беда. Нам не хватает, как мне кажется, здоровых амбиций. Многие готовых довольствоваться малым, не заезжая, условно, за границы третьего транспортного кольца.
По долгу службы в последнее время довольно часто приходится общаться с китайцами. Так вот они мыслят совершенно другими категориями и масштабами. Завоевание справедливой доли рынка не менее чем в 50%, это одна из самых скромных бизнес-целей, которые обычно звучат при личном общении. Системно, агрессивно, целенаправленно. И видно, как люди фокусируются на какой-либо задаче и прилагают максимум усилий для ее достижения. Нам в этом смысле есть куда расти.
Почему же талантливые программисты живут и работают в России. Во-первых, в нашей стране, по-прежнему, бесплатно можно получить хорошее техническое образование. Таким образом, молодежь до 22-23 лет, не может уехать из страны по причине ограничений, связанных с учебой. Во-вторых, самим работодателям выгоднее содержать штат разработчиков в России. Производство и затраты на ФОТ в рублях, а выручка в долларах. И чем выше инфляция и колебания курса, тем выше маржинальность бизнеса. А еще, не стоит забывать, что в ближайшие годы для ИТ компаний действуют налоговые льготы. Таким образом, куда не глянь, везде одни плюсы.
Но что же с экспортом? Смею предположить, что ничего существенного. Мы застыли в 90-х и не планируем из них выбираться. Компании уровня 1С и СКБ Контур доминируют на российском поле в своих сегментах, но серьезных планов по мировому господству перед собой не ставят. Успешные на Западе компании все больше отдаляются от своей исторической Родины. Достаточно вспомнить последние истории крупных приобретений, например Corel и Parallels, DXC Technology и Luxoft, Wartsila и Транзас. Разработчики продолжают физически находиться в России, но заказчики – это мировая экономика. Россия, увы, остается для мира кузницей и кадров и поставщиком аутсорсинговых ресурсов.
Автор: RUSONYX