Проверка контрагента почему-то многими воспринимается как панацея. Хотя немалое количество представителей малого бизнеса этим даже не заморачивается, и в целом, не особо много испытывает проблем. Потому что часто решение входить или не входить в сделку принимается по неформальным критериям: знакомства, слово пацанское, интуиция и т. п.
Собственно, не вижу в этом ничего плохого. Оно ж работает, а любая проверка требует не только ресурсов, но и часто приводит к недоверию, что выливается в дополнительные требования к другой стороне, суровой правке договоров и прочее. Что иногда означает просто потерянного клиента. Некоторым проще такие «эксцессы» заложить в бизнес-модель и не вникать в бумажки. Потери всё равно будут, будут и неплательщики. Это на то и предпринимательская деятельность, потому как само её определение означает, что это деятельность, осуществляемая на свой риск.
Но иногда всё же проверка бывает полезной. К примеру, когда у вас обезличенный поток не самых мелких клиентов, которые пришли со стороны. Или когда намечается крупный контракт, проблемы с которым могут серьёзно пошатнуть вашу фирму. Для таких случаев и написана данная статья, чтобы и без юриста можно было бы хоть немного снизить риски.
Гарантии
Один из самых распространённых мифов, что можно провести какую-то тотальную проверку (модное нынче слово дью-ди́лидженс, пихаемое к месту и не к месту), и получить полную гарантию безопасности сделки. Нет, это не правда. 100 % не бывает. Но бывает близко к этому. Давайте я расскажу, как это происходит, поскольку имел неудовольствие быть к этому причастным. И у вас сразу в голове начнут появляться мысли про всякие золотые середины, разумные меры и прочее.
Итак, происходит заключение договора с большой консалтинговой конторой, которая имеет опыт работы именно в вашей сфере. Размер здесь очень важен, потому что над проверкой вашей сделки будет работать целая команда из своих сотрудников либо привлечённых специалистов со стороны. По одной такой сделке (продажа строящегося объекта) мне пришлось собирать документы и писать ответы на запросы консалтеров. Я был готов повеситься. Была отдельная команда из строителей и финансистов, отдельная из людей по недвиге, а также юристы по сделкам и корпоративке. Проверка длилась почти два месяца. Я чувствовал себя настоящим археологом, когда раскапывал всякую макулатуру. Отправлял очередной пакет сканов и ответов. Через неделю по итогам изучения приходили дополнительные запросы и вопросы. И так далее.
Стоимость такой проверки приближается к стоимости однушки в Москве. Была ли это 100 % гарантия? Нет, потому что судебная практика знает и оспаривание сделок десятилетней давности, и вообще смену линии партии, когда закон переписывают наизнанку. Но все потенциальные риски другой стороне в любом случае были озвучены. То самое исподнее было вывернуто наизнанку, и можно было продумывать механизмы страховок.
Так что, если вы хотите железных гарантий, и если у вас есть деньги и время, то дальше можно не читать. Если вы хотите получить хоть какие-то успокоения без регистраций и смс, то вэлком дальше.
Зачем вам нужно проверять контрагента
Причины ровно три:
- Чтобы не ходить в налоговую как на работу, когда она вас будет закидывать материалами проверки, что, мол, контрагент у вас плешивый, и сделка явно левая и пр., и пр.
- Чтобы сразу отсеять всякий подозрительный треш.
- Чтобы в случае судебных споров по самой сделке иметь доказательства своей добросовестности (это достаточно важный вопрос — подтвердить свою адекватность и разумность).
Самая главная причина в нашем случае — вторая. Остальные идут паровозом и закрываются самостоятельно, даже если вы провели такую проверку только по верхам. Почему по верхам? Потому что всегда должен быть баланс ресурсов. Проверять можно очень долго, но вас всё равно могут кинуть. Если вы строите свой бизнес, то главное внимание надо уделять именно бизнесу. Остальное — предпринимательский риск, которого вы не избежите. Задача стоит только снизить процент вероятности наступления плохих последствий, но не более. Этим мы и займёмся.
Давай уже конкретику
Бумажки
Запрашиваем учредительные документы. Берём за пример ООО — самую распространённую у нас форму юридических лиц. Вам нужно:
- Устав. Там смотрите три вещи: во-первых, порядок назначения генерального директора (сроки назначения, к примеру), во-вторых, круг его полномочий (нет ли ограничений), и в-третьих, есть ли какие-то особые требования к каким-либо сделкам — их проведению или одобрению (по суммам, к примеру). Большая часть уставов обычно состоит из всякого мусора, поэтому не пугайтесь и листайте сразу к нужным разделам. Обычно они имеют заголовки вроде «Управление в обществе», «Единоличный исполнительный орган» и т.п.
Соответственно, ваша задача удостовериться в том, что генеральный имеет право подписывать с вами договор или уполномочить кого-то на его подписание.
- Решение или протокол о назначении генерального директора. Не приказ, как некоторые любят высылать, а именно решение или протокол. Приказ — это внутренний локальный акт, он никакого отношения к предпринимательским отношениям не имеет. В случае генерального директора чистая формальщина. Решение же (это когда в обществе только один участник) или протокол (когда участников несколько) — это как раз главный документ в уполномочивании собственниками компании какого-то человека на ведение дел от лица этой компании. Потому ему доверенность и не нужна. Его подпись и есть подпись компании.
- Доверенность, если договор с вами будут подписывать по доверенности. Там нужно проверить срок её действия (не закончилась ли она), полномочия генерального, когда он её выдавал (имел ли на это право по уставу и был ли он директором на момент выдачи), и есть ли ограничения у самого поверенного (кто и будет подписывать этот договор), то есть, к примеру, может подписать договор, но не более, чем на 100 000 рублей (а у вас контракт на 150 000).
Если после выдачи доверенности сменился генеральный директор, то ничего страшного. Доверенность продолжает действовать, если её специально не отозвали. Потому что доверенность выдаёт не генеральный, а фирма.
- Бухгалтерская отчётность. Я не финансист, но для моих юридических целей я всегда смотрю несколько вещей, которые легко найти и отсеять.
- Подозрительная штука, если фирма вроде как крупная или контракт большой, а обороты по отчётности небольшие. Это может означать как имитацию крупности, так и банальную неуплату налогов, то есть деньги пускают мимо кассы. В любой момент контору могут слить и ваши деньги улетят в пустоту. А потом ещё и от государства будут неудобные вопросы.
- Дальше смотрим и сравниваем строчки дебиторская и кредиторская задолженность. Если вторая (компания должна) сильно превышают первую (компании должны), то это повод задуматься о финансовых рисках. Компания явно закредитована. Сколько она протянет — вопрос искусности менеджмента и обстановки на рынке.
- Ну и до кучи, разумеется, смотрим, есть ли задолженности по налогам. Если есть, то это прямо очень плохо как минимум для последующих взаимоотношений с налоговой.
Да, в отчётности можно много чего ещё выискивать, но я не финансист, напоминаю. При этом не очень из-за этого переживаю, потому что, помним, что должен быть баланс ресурсов, а любую отчётность можно всегда очень красиво нарисовать.
Немного о размерах
Есть такое понятие как крупность сделки. Если сумма сделки больше, чем четверть от суммы баланса (строчка итого в отчётности), и не является обычной хозяйственной деятельностью для контрагента, то её нужно одобрить либо решением участника контрагента либо общим собранием (если участников несколько). Иначе есть вероятность оспаривания заключения контракта с их стороны. Оспаривать будут собственники компании в этом случае. Понятно, что в суд пойдут только в случае действительно больших сумм, и когда вопросы нужности договора для контрагента (или завышенная цена) вызывают сомнения. Поэтому вряд ли этот ваш случай, иначе у вас наверняка уже есть юрист. Но никто и не исключает случая банкротства контрагента. Тогда от его имени будет выступать уже специальный человек — арбитражный управляющий, а в банкротстве сделки оспаривать гораздо легче. Вам это грозит полным возвратом полученных средств. Короче, просто предупреждаю.
Вперёд, в интернеты!
Идём на сайт налоговой. Проверяем реквизиты компании. Должны совпадать наименование и адрес (обязательно проверяйте не по карточке контрагента, а по реквизитам из договора).
Если сайт выдаёт другую фирму. Два варианта. Либо по ошибке подсунули ещё одну свою контору (их иногда целая россыпь бывает для разных задач), либо подсунули специально. Зачем?
Смотрим там же имя генерального. Если там какой-то другой человек, то посмотрите дату рядом с ним. Это дата внесения записи с этим человеком. Возможно, его только недавно сменили, а вам по привычке прислали документы на старого. Или просто договор планируют задней датой подписать (это риск, уточните зачем им это). Запросите документы на нового директора и попросите разъяснить несостыковку. Если не ничего присылают или начинают мутить, то я бы дальше не стал продолжать. Возможно, контора в стадии слива.
Если не совпадает адрес. Возможно, он сменился. Либо вам в договор вставили фактический. Уточняйте. Вам важны обе прописки компании — и юридически, и фактически.
А, ну и да, смотрите не висит ли там информация о предстоящей ликвидации или исключении из ЕГРЮЛ. А то денег потом не увидите.
Идём на федресурс. Главный сайт по предсмертным компаниям. Вбиваете ИНН или ОГРН и смотрите, нет ли сообщений о предстоящих банкротствах, реорганизациях и прочему.
Идём на сайт судов. В данном случае, арбитражники (споры между юрлицами и ИП). Вбиваем в наименовании название компании. Потом ещё раз ищем по ИНН и по ОГРН отдельно. Если много судов, то смотрите какой их предмет. И если фирма не платит или работы не делает, то зачем оно вам?
Дальше к приставам. Повторяем процедуру с ИНН и ищем исполнительные производства. Если есть, то смотрим конкретику. Много? Крупные долги есть?
И последнее, но едва ли не самое важное, — отзывы. И даже не столько о самой компании, сколько отзывы сотрудников. Много чего интересного можете узнать о рабочих процессах вашего контрагента, стиле его бизнеса и вообще, о российских реалиях…
Немножко про налоги
Спасибо нашей налоговой, которая практически затроллила честных налогоплательщиков, и те уже не знают какой бумажкой прикрыться. Но, слава высшей судебной инстанции, последние пару-тройку лет бурную фантазию и прыть налоговиков немножко (а местами очень даже множко) поубавили.
Большая часть проблем возникало из-за того, что какой-то десятый вася в длинной цепочке сливал свою фирму, не заплатив НДС. Казалось бы, какое это имеет к вам отношение? Ан, нет, налоговая считала, что именно вы не проявили осмотрительность. Хотя договор у вас вообще-то с федей, который как вы знаете, привлёк сашу на субподряд, но вы ни слухом, ни духом не знаете о том, что там дальше ещё и вася возник.
Так вот, теперь от такой прыти фискальных органов можно отбиться. Верховный суд сказал, что ваша зона ответственности — только выбор непосредственно вашего контрагента, всё остальное вас не должно касаться. Логично же? Логично, но долгие годы логика была нашей практике неведома.
В подавляющем большинстве случаев для добросовестной проверки контрагента с целью отвязаться от налоговой нужно (опять для ООО):
- Устав.
- Решение или протокол о назначении генерального (не приказ).
- Бухотчётность на последнюю отчётную дату.
- Договор аренды на помещение, которое указано как юридический адрес.
Это из документов. Если что, вы должны будете показать, что баланс у них более-менее (убытки, если есть, то небольшие, а лично вы для них не самый главный клиент), заказы у них похожие уже были (запросите коммерческое предложение), и вообще у вас была обстоятельная переписка (всегда сохраняйте и не удаляйте).
Я ничего не понимаю и не хочу проверять. Что делать?
Ваше нежелание с этим разбираться я понимаю. Нудно, муторно и часто бесмысленно. Поэтому:
- Если вы заказчик, то не работайте со 100 % авансами. Либо оплата постфактум, либо небольшая предоплата на старте, а дальше оплата по факту: либо за период, либо за этап. Если вы подрядчик, то, соответственно, если осчастливить авансами вас не хотят, то разбивайте работы на этапы и прописывайте оплату каждого этапа, а не всего результата работ.
- Прописывайте варианты выхода из договора, если вас что-то начинает напрягать: идёт просрочка в работах или оплате существенная, всплывает много косяков, идут противоречивые инструкции и конкретику никто не даёт, — всё должно указываться как основание на отказ от договора без каких-либо компенсаций с вашей стороны.
- Если вы заказчик, то прописывайте, что в случае прекращения договора все неотработанные авансы возвращаются вам в полном объёме, приёмка фактически выполненных работ не производится, убытки подрядчику не возмещаются. В случае подрядчика наоборот, сдаются все работы в состоянии «как есть» без права на выставление к ним претензий, но они подлежат безусловной оплате. Механизм определения цены индивидуален, продумывайте его заранее.
Немножко послесловия
Как юрист я вообще не верю контрагентам. Работа такая. Но как обычный человек, больше склонен верить тому, что хороших людей больше, поэтому не надо прямо очень сильно бояться всего и всех. Как говорится, «нормально делай, нормально будет». Будьте ответственными и не кладите все яйца в одну корзину. В конце концов, вы деньги зарабатываете не проверкой контрагентов, а своими навыками, умениями и талантами. Учитесь разделять главное и второстепенное!
Автор: Павел