Перебирая старые архивы натолкнулся на подборку наработок и программ сделанных очень давно. Тогда было свободное время для экспериментов в поиске своего места в этом компьютерном мире. Было всё очень интересно и всё хотелось попробовать. Программки потянули за собой воспоминания о событиях и людях, с которыми на тот момент мы были единодушны в своих увлечениях.
Я хочу рассказать как в одном небольшом, закрытом, сибирском городке, небольшая компания молодых людей, увлеченных компьютерами, создала свое сообщество сплоченное общим интересом к программированию, созданием чего-то нового и общением друг с другом.
Небольшая предыстория.
Далекий 1998 год. Место действия, город Железногорск Красноярского края. Сети Интернет, в нашем понимании этого слова, еще не существует. Хотя конечно туда уже можно попасть используя модемный доступ, но это удовольствие недешевое и далеко не каждому доступное.
В городе существует муниципальное унитарное предприятие "Городская телефонная сеть" (ГТС), которое озадачилось возможностью предоставления телематических услуг, а именно Интернет. Для обеспечения работы сайта и различных сервисов, был закуплен сервер "IBM Lotus Notes 4.5/Domino Server", на нем работала телефонная база данных, форум, расписание движения транспорта, рекламные объявления (товары /цены) и т.д.
Сохранилась информация об аппаратной начинке сервера "Wintel платформа: Intel - корпус Astor II, L440GX+ Server Board, 128Mb ECC RAM, CPU 2x350 PII, 17Gb дискового пространства". Существовал модемный пул, через который доступ к этому серверу могли осуществить в режиме удаленного подключения какое-то количество пользователей.
Благодаря решению руководства предприятия, несколько модемных соединений отдавались под бесплатные подключения к серверу, для его обкатки и тестирования, что в итоге и породило все последующие события.
В 1998, через год после окончания университета, я работал инженером-программистом на одном из градообразующих предприятий. Писал программки автоматизирующие деятельность по складскому учету и движению материальных активов. Кабинет с моим рабочим местом располагался в подразделении, к которому я был прикреплен для целей автоматизации. Иногда в кабинете коротал время парнишка-школьник, который ожидал окончания рабочего дня своих родителей, которые работали здесь же, но на другом этаже и туда вход был только через проходную, куда его просто не пускали. Разница в возрасте между нами была лет 7-8 (точно уже просто не помню), но он также был с детства увлечен компьютерами и нам было о чем общаться.
Вот от него я однажды и узнал о бесплатных тестовых городских BBS, а потом и сервере ГТС, куда можно было подключиться через модем, скачивать разную информацию и общаться через форум с другими пользователями.
Если кто не помнит, что такое BBS - это сокращение от Bulletin Board System, это компьютер с модемом, дозвонившись на который можно обмениваться файлами, сообщениями. Все это происходило в режиме текстового терминала.
Первый мой опыт общения с такой системой был связан с какой-то BBS другой телефонной компании, на которой можно было "висеть" минут 5. За это время ты старался скопировать хоть что-то к себе, а все это происходило на очень медленных скоростях и в текстовом виде. По окончании этого временного промежутка тебя автоматически отключало от сервера.
Потом разгребая текстовые файлы ты пытался понять, что успел скачать. Это могли быть программы, или художественные книги или какая-то документация. Причем все это было в текстовом формате и приходилось предварительно перевести это в обычный бинарник или в другой формат, в зависимости от содержимого файла, что не всегда было возможно, если ты что-то недокачал. На тот момент я пользовался Dos Navigator, в который были встроены функции перекодировщика и терминала.
Как вы понимаете, в отсутствие Интернет, информация была очень ценным ресурсом. Люди ходили друг к другу с дискетами, на которых приносили различные программы, игры, текстовые файлы, реже картинки - поскольку их объем мог быть довольно большим. Записываемые компакт-диски были большой редкостью и стоили дорого, поэтому выбор бывшего студента - дискета.
Доступ к такой информации можно было считать просто за чудо! Скачивалось все, до чего удавалось дотянуться. Но помимо этого был еще один ценный ресурс – это общение в сети. Первоначально на сервере ГТС был внедрен обычный веб-форум построенный на средствах Lotus Domino. Это было не очень удобно, но работало.
Затем администратор сервера установил бесплатную версию IRC сервера. Если расшифровать, то это Internet Relay Chat - протокол прикладного уровня для обмена сообщениями в режиме реального времени. Позволял обмениваться текстовыми сообщениями. Для этого на компьютер устанавливался IRC клиент, например mIRC. Ты подключался к определенному серверу, там было какое-то количество чатов, в которые ты мог войти и увидеть кто там в данный момент находится, писать сообщения, которые видны всем или кому-то персонально.
Вот эта возможность просто восхищала. Сотовых телефонов в широком доступе тогда просто не существовало, о СМС сообщениях никто толком и не слышал. А тут подключился, разговариваешь с незнакомцами, попутно знакомясь. В тот же время сохраняя свою анонимность, поскольку в чате тебя видят только по твоему нику, т.е. виртуальному придуманному имени.
Первое время количество подключений к бесплатному серверу ГТС было ограничено. Около 5 или 10 человек могли зайти одновременно. В дальнейшем пул подключений вырос до 30 одновременных сеансов.
Общение на сервере в форуме, общение в IRC соединило между собой огромное количество людей увлеченных общими интересами, а именно компьютерами. Начало 2000-х годов, компьютер пока еще не стал бытовым прибором, который есть в каждом доме. И если у тебя в то время был компьютер, то это что-то значило.
Возраст людей, которые подключались к серверу, варьировался от лет 14 до 40. Казалось бы, что может объединять уже седого мужичка и школьника, у которого еще даже усы расти не начали.
Общение виртуальное постепенно перерастало в реальное. Происходили встречи, называемые «поинтовками». В каком-нибудь кафе или на природе собиралась большая группа пользователей сервера, общались, распивали какие-нибудь напитки, вредные и не очень, обменивались дискетами, компьютерными хитростями и т.п. Посиделки на природе могли продолжаться до 4-5 утра, когда все сидели ночью греясь у костра. Все друг друга знали по «никнеймам», компьютерным псевдонимам. Зачастую, реальные имена всплывали намного позже.
У меня сохранилось несколько фотографий с таких встреч. Лица людей я закрою, поскольку, не знаю, как они могут к такой публикации отнестись. Оставлю лицо моего приятеля Евгения, которого, к сожалению, уже 10 лет нет с нами, но благодаря которому я оказался вовлеченным во все это движение, он и был тем школьником, который дал мне первый пароль доступа к городскому серверу.
Но если бы все ограничивалось только виртуальным общением, то было бы не так интересно и достойно отдельного рассказа.
Администратор сервера экспериментировал с технологиями и разрешил пользователям, по согласованию с ним, держать свои отдельные веб-странички. Чем многие воспользовались. Возникло несколько десятков мини веб-сайтов, которые пользователи создавали сами, кто как умел. Зачастую страницы верстались сразу в HTML коде при минимуме скриптов.
Одну такую страничку завел и я. Сайт назывался «Глубина» и посвящался демодизайну, компьютерной графике, анекдотам про компьютеры и другим похожим темам.
Примерно вот такую информацию можно было найти уже в разделах внутри:
Помимо публикации деморабот, которые удавалось где-то раздобыть, я и еще несколько человек пытались создавать демо самостоятельно. Конечно на довольно примитивном уровне, но все же.
Таким образом создалась мини команда, которая делилась исходниками, алгоритмами, писала программы с простыми графическими эффектами, музыкой, анимацией.
Приведу несколько примеров видео самих работ, ничего экстраординарного, но общее представление даст:
У нашего коллектива авторов было и свое небольшое достижение. В Санкт-Петербурге каждое лето происходила демо-party Chaos Construction (http://www.cc.org.ru/cc). В 2000 году двое наших парней под никами PLa$+iLiN и DiNG0 отправили свое маленькое демо "OverDoze" на конкурс в категорию "256 Bytes Intro Compo" и заняли там 5-е место, среди 10 участников! Это маленькая, но победа!
Работа отлично запускается в DosBox и скачать ее можно с сайта конкурса, где асе архивы до сих пор в актуальном и живом состоянии. http://ftp.cc.org.ru/2000/in256b.zip
Я пытался залить видео на youtube, но переконвертация видео происходит с такими помехами, что можно только догадываться что происходит на экране. Поэтому скриншот.
В те времена помимо демо был развит еще такой вид творчества как виртуальные компьютерные журналы, так называемые дискмаги. Кто-то может быть помнит такие названия как Cooler, Hacker, Harm, Hugi, Scene и многие, многие другие. Электронный журнал очень сильно похож на демо, это красивая графическая оболочка с возможностью навигации внутри, музыкальное сопровождение и много интересных статей.
Вот пример такого журнала - "Cooler", выпуск 3, в котором как раз была статья про наших парней.
Один из старожилов такого жанра, это конечно журнал "Hugi", наверное он продержался дольше всех. Даже успел перейти на поддержку Windows в своем движке.
Насмотревшись на все это великолепие, мы решили сделать свой дискмаг посвященный нашему серверу, назвав его "Infoserv".
Состав команды был следующий:
Arwa - программирование, дизайн, фоновая графика.
PLaSTiLiN - программирование.
CyberManiac - программирование.
CoNDoR - музыка.
Gray - видеоклип.
Vandal - графика.
Движок журнала был сделан в среде Delphi, с использованием визуального компонента DelphiX для обеспечения работы с DirectX, а также библиотеки BASS для работы звука и музыки.
Для хранения текста и изображений был разработан свой собственный формат файла, внутри которого, в виде древовидной структуры, были сохранены все ресурсы. Для создания и редактирования этого файла также был создан собственный редактор, на том же Delphi.
Музыку написал специально для нашего журнала местный музыкант CoNDoR. Он до сих пор продолжает творить https://vk.com/audios228834903
Отдельно к журналу прилагался видео файл с нашим анимированным логотипом, который создал Gray.
Кстати, один из помощников при создании кода журнала, CyberManiac, некоторым читателя Habr-a известен, как-то про него появлялась отдельная статья:
Графику рисовали сами, просто карандашом на бумаге, а затем оцифровывали и обрабатывали в графическом редакторе.
Движок получился довольно стабильным и осталось дело за "малым" - наполнить его статьями.
На сайте "Глубина" было размещено обращение к пользователям с предложением поучаствовать в написании статей на компьютерную и произвольную тематику, для включения в будущий сборник. Помимо этого были разосланы письма ко всем авторам персональных страниц на сервере, с предложением ответить на несколько вопросов о себе, чтобы получились небольшие интервью с создателями контента, в том числе и самого Администратора сервера.
Материала получилось довольно много. И вот в один прекрасный день, журнал был опубликован.
Ощущения непередаваемые. Довольно напряженный процесс завершения, отладки, выявления ошибок. Кто создавал какие-нибудь проекты в команде авторов, понимает как сложно согласовать сроки выполнения работ, заставить всех трудиться с максимальной отдачей, когда один не успел, второй загулял, третий забил и забыл :)
Дата выхода была заявлена заранее и люди его ждали. Архив размером в мегабайт с лишним казался таким большим для скачивания по модему.
Но результат нам всем очень понравился. Как собственно и сам процесс.
Теперь уже хочу выложить этот журнал уже в полностью открытый доступ, чтобы результатами нашего общего труда смогли воспользоваться гораздо большее количество человек. Не судите строго, это было в 2000-м году, все может смотреться очень наивно.
Чтобы запустить журнал под современные версии Windows, зайдите в свойства исполняемого файла и выставите настройки совместимости в соответствии с этими параметрами:
Небольшое видео о том как выглядит сам журнал:
Кстати помимо деморабот, на сайте "Глубина", присутствовал такой раздел как "Самиздат", в котором удалось собрать уже литературное творчество многих пользователей сайта и это тоже было очень увлекательно, для меня как создателя сайта, автора и организатора этой работы.
Через написание текстов и программирование дискмага, в конечном итоге я познакомился с ребятами из другого интернет журнала, литмага - Varga. К сожалению все контакты с ними давно потерялись и журнал уже не существует. Но если кто из команды это читает - то всем Большой Привет!
Но это уже совершенно отдельная история.
Все хорошее когда-нибудь заканчивается. Коммерциализация всех сторон нашей жизни возрастала и вот руководство ГТС решило перестать бесплатно предоставлять свои ресурсы и попытаться заставить платить за местный интранет.
Конечно пользователей это совершенно не обрадовало, многие просто не имели возможности платить за это те деньги, которые хотело получить предприятие. Как это ни забавно звучит, но были даже акции протеста и не только виртуальные. Вот текст статьи размещенной в местной газете, к сожалению бумажного скана у меня нет. Не удивляйтесь стилю, тогда так можно было :)
В виртуальном мире протесты вылились в удаление своих страничек авторами. "Глубина" не отстала от общей тенденции. Вот последний скрин с сайта.
Эпоха сервера "Инфосерв" на этом завершилась.
Но не завершилась дружба и общение тех людей, которые познакомились благодаря этому ресурсу и многие дружат до сих пор, хотя время раскидало многих по всему свету и в разные концы земного шара (Москва, Франция, Норвегия, ...)
История на этом не совсем закончилась. Какое-то время, небольшая инициативная группа пыталась создать альтернативный бесплатный сервер, на начальном этапе я также принимал в этом участие. Мы пытались зарегистрировать свое молодежное объединение, чтобы можно было получить какие-то субсидии на оборудование и оплату трафика, ходили в Администрацию города, в городскую Станцию Юных Техников. Нас везде хорошо встречали, но дальше слов дело не двигалось.
С тех времен остался вот такой артефакт, в виде визитки нашего объединения:
Прогресс не стоит на месте, широкополосный интернет уже пришел в каждый дом. Проблемы доступа к мировым информационным ресурсам практически не существует. Информации и каналов ее получения стало так много, что этого всего хочется отгородиться. Общение пользователей перешло в социальные сети и даже ушло со стационарных компьютеров в мобильные устройства.
Что нам дальше приготовит технический прогресс, поживем увидим.
Участие в описанных проектах было очень интересно, принесло бесценный опыт и знакомство с прекрасными людьми. С кем-то мы дружим до сих пор, с кем-то работаем, о ком-то с теплотой и грустью вспоминаем.
Автор: Архипов Вячеслав