
Всего каких-то 26 лет назад прослушивать музыку на компьютере было не таким уж и простым делом. Еще до появления Windows 95, смело заявляющей о своей мультимедийности, люди слушали музыку прямо в среде MS-DOS. Причем не только трекерную, но и MP3. Стряхнем пыль со старого софта и погрузимся в чудесный мир музыки начала 90-х.
Для начала вспомним о популярных музыкальных форматах и оборудовании тех годов. В основном это были поздние 486DX и пришедшие им на смену Пентиумы с тактовой частотой от 60 до 133 МГц. Технология MMX (MultiMedia eXtensions), ускоряющая декодирование аудио- и видеопотоков, появилась лишь в 1997 году. Меломанам 1994 года приходилось довольствоваться тем что есть.
Без чего нельзя слушать музыку на компьютере? Разумеется, без звуковой карты. Это сейчас звук встраивается прямо в материнские платы и работает, что называется, «из коробки». Но раньше звуковых карт было не так-то уж и много. С 1989 года на рынке безраздельно правила Creative Technology со своим знаменитым семейством звуковых карт Sound Blaster. Разумеется, были и альтернативы в виде редкой и очень дорогой Gravis UltraSound (его еще называли «гусь» по сокращению GUS), а также доброго десятка ее клонов.

Последнее десятилетие 20-го века ознаменовалось бурным развитием трекерной музыки, корнями уходящей в семейство компьютеров Amiga. Эти компьютеры имели крутой звуковой сопроцессор, что позволяло воспроизводить достаточно качественную сэмплированную музыку. Существовали соответствующие форматы (нечто среднее между аудиозаписью и MIDI), позволявшие хранить сэмплы, последовательности и параметры воспроизведения нот.
Работа композитора была сродни работе программиста, поскольку требовалось закодировать воспроизведение каждой ноты используемым инструментом в необходимой последовательности с нужной высотой и эффектами. Получившиеся файлы стали именовать модулями, а сами они получили расширение MOD.
Сформировалась целая плеяда музыкантов, пишущих такую музыку. Зародившаяся в конце 1970-х годов киберкультура демосцены активно стала использовать трекерную музыку и развивать собственные форматы.
Так, например, появился знаменитый формат XM, созданный демогруппой Triton. В нем был значительно расширен список команд для создания эффектов и каналов. 16-битная поддержка и гибкость сделали этот формат основным для большинства трекерной музыки. Сообщество MOD-музыкантов исповедует принцип открытости своих произведений, что делает его схожим с движением Open Source.
Если вы выписывали журнал Хакер в эти годы, то почти в каждом прилагаемом компакт-диске можно было найти целую коллекцию трекерной музыки. Проиграть ее можно было как с помощью оригинального приложения-трекера, так и с помощью сторонних плееров, таких как Open Cubic Player.

Удивительно, но факт. Если у вас был процессор 486DX2 и Windows 95, то для проигрывания MP3 требовались некоторые «танцы с бубном». Дело все в том, что ресурсов процессора на все банально не хватало и звук периодически прерывался. Так что если хотелось послушать MP3 с помощью WinAMP, то приходилось либо переключаться в режим Mono, либо вдвое уменьшать частоту дискретизации выходного сигнала. «Секретным оружием» как раз и был Cubic Player, запускаемый из-под DOS. Его возможностей вполне хватало, чтобы послушать MP3-трек 128 kbit/s в стерео-режиме.
С тех пор прошло уже много времени. Тем не менее, оценить работу Open Cubic Player можно и сейчас, воспользовавшись старой версией под MS-DOS (с помощью DosBox) или современной версией, доступной в репозиториях своего Linux-дистибутива.

Поскольку я использую OpenSUSE, то установка плеера сводится к простой команде:
sudo zypper install ocp
Уверен, что для Debian-like систем это также сработает с пакетным менеджером apt. Запускается командой ocp, после чего открывается встроенный файловый менеджер. Выбрав композицию, подтверждаем нажатием Enter и воспроизведение начинается.

Прелестью трекерных форматов был, разумеется, малый размер файлов. Во времена, когда операционная система помещалась на трех дискетах, MP3 был почти непозволительной роскошью. Шутка ли, каждый MP3-трек, сжатый в среднем качестве, занимал от 3 до 5 мегабайт дискового пространства. Сжатый с помощью ZIP-архиватора XM-трек той же длительности занимал всего лишь 300-500 килобайт.
Даже если вы ни разу специально не слушали музыку в формате XM, то в любом случае сталкивались с ней в программах для взлома лицензионного ПО (кряки и кейгены). Среди взломщиков встраивание трекерной музыки стало своего рода традицией. Такие треки еще называли чиптюнами (от англ. chiptune) за свой малый размер, в несколько десятков килобайт.
Open Cubic Player был отнюдь не единственным плеером под MS-DOS. Широкую популярность также получил Mpxplay, требующий как минимум 100 Mhz процессора и имеющий поддержку вполне современного комплекта форматов. Среди них есть и ставшие весьма популярными форматы сжатия аудио — как без потерь (ALAC, FLAC), так и с ними (Vorbis, MP3, WMA, etc… ). Плеер обладал широчайшими возможностями для своего времени, поддерживая даже воспроизведение аудиопотоков по сети (интернет-радио).

Развитие мультимедийных возможностей компьютеров в середине 90-х стало мейнстримом. Увеличивающиеся мощности и новые модели звуковых карт стали воспроизводить звук все качественнее, а появление новых технологий объемного звука совершили революцию как в создании музыки, так и в кинематографе и компьютерных играх. Что нас ждет еще через 20 лет, сказать сложно. Но, видя столь значительный прогресс, можно осторожно предположить, что это будет здорово!

Автор: Николай Рубанов