В этой статье рассматривается проектирование типов для работы с объектами линейной алгебры: векторами, матрицами, кватернионами. Показано классическое применение механизма перегрузки стандартных операций, использование приёма «Copy On Write» и аннотаций.
Работая в сфере математического моделирования, мне часто приходится сталкиваться с вычислительными алгоритмами, в которых используются операции над матрицами, векторами, кватернионами. К удивлению, обнаружил, что, несмотря на возможности современной среды разработки, коллеги-программисты зачастую используют процедурный подход в решении подобных задач. Так, чтобы вычислить произведение матрицы и вектора, описываются типы и функции вроде этих:
TVec3 = array[1..3] of Extended;
TMatrix3x3 = array[1..3, 1..3] of Extended;
function MVMult(M: TMatrix3x3; V: TVec3): TVec3;
Предлагается использовать объектный подход, который, в свою очередь, подразумевает совместное размещение данных и методов их обработки. Посмотрим, какие возможности предоставляет Delphi для решения подобного класса задач в объектном виде. Проектируя структуры объектов будем исходить из следующих требований:
- Версия среды разработки Delphi XE7
- Для числовых данных использовать тип Extended, как наиболее точный;
- Использовать динамические массивы для хранения данных, т.к. размеры векторов и матриц могут быть любыми и в отладчике их удобно смотреть;
- Элементы векторов и матриц нумеруются с 1, элементы кватернионов с 0;
- Для вычислений использовать операции +, -, *, /;
- Обеспечить возможность передачи по значению и копирование векторов и матриц операцией ":=";
- Обеспечить возможность автоматизированной инициализации векторов и матриц по заранее заданным размерам.
Проектирование
Для удобства определим вспомогательные типы:
TAbstractVector = array of Extended;
TAbstractMatrix = array of array of Extended;
Теперь определим структуры кватерниона, вектора и матрицы:
TQuaternion = record
private
FData: array[0..3] of Extended;
procedure SetElement(Index: Byte; Value: Extended);
function GetElement(Index: Byte): Extended;
public
property Element[Index: Byte]: Extended read GetElement write SetElement; default;
end;
TVector = record
private
FData: TAbstractVector;
FCount: Word;
procedure SetElement(Index: Word; Value: Extended);
function GetElement(Index: Word): Extended;
public
constructor Create(ElementsCount: Word);
property Count: Word read FCount;
property Elements[Index: Word]: Extended read GetElement write SetElement; default;
end;
TMatrix = record
private
FData: TAbstractMatrix;
FRowsCount: Word;
FColsCount: Word;
procedure SetElement(Row, Col: Word; Value: Extended);
function GetElement(Row, Col: Word): Extended;
public
constructor Create(RowsCount, ColsCount: Word);
property RowCount: Word read FRowsCount;
property ColCount: Word read FColsCount;
property Elements[Row, Col: Word]: Extended read GetElement write SetElement; default;
end;
Мы используем именно record, т.к. перегрузка операций для конструкции class в Delphi не разрешена. К тому же у объектов record есть полезное свойство — их данные разворачиваются в памяти по месту объявления, другими словами, объект record не является ссылкой на экземпляр в динамической памяти.
Однако, в нашем случае элементы векторов и матриц будут храниться в динамическом массиве, объект которого является ссылкой. Поэтому будет удобно использовать явные конструкторы. Они выполняют инициализацию внутренних полей, выделяя память под требуемое число элементов:
constructor TVector.Create(ElementsCount: Word);
begin
FCount := ElementsCount;
FData := nil;
SetLength(FData, FCount);
end;
constructor TMatrix.Create(RowsCount, ColsCount: Word);
begin
FRowsCount := RowsCount;
FColsCount := ColsCount;
FData := nil;
SetLength(FData, FRowsCount, FColsCount);
end;
Кватерниону на данном этапе конструктор не требуется, т.к. он хранит данные в статическом массиве и разворачивается в памяти по месту своего объявления.
Для доступа к элементам здесь служат свойства-индексаторы, их удобно сделать default, чтобы опускать имя. Доступ к запрашиваемому элементу происходит после проверки его индекса на допустимые значения. Показана реализация для TVector:
function TVector.GetElement(Index: Word): Extended;
begin
{$R+}
Result := FData[Pred(Index)];
end;
procedure TVector.SetElement(Index: Word; Value: Extended);
begin
{$R+}
FData[Pred(Index)] := Value;
end;
На этом этапе, чтобы создавать наши объекты, придется использовать такой код:
var
V: TVector;
. . .
V := TVector.Create(3);
V[1] := 1;
V[2] := 2;
V[3] := 3;
Практика показала, что полезно иметь средства, позволяющие использовать более лаконичный синтаксис для создания вектора или матрицы. Для этого добавим дополнительные конструкторы, а также реализуем операцию неявного приведения, которая позволит перегрузить ":=".
TQuaternion = record
public
. . .
constructor Create(Q: TAbstractVector);
class operator Implicit(V: TAbstractVector): TQuaternion;
end;
TVector = record
public
. . .
constructor Create(V: TAbstractVector); overload;
class operator Implicit(V: TAbstractVector): TVector;
end;
TMatrix = record
public
. . .
constructor Create(M: TAbstractMatrix); overload;
class operator Implicit(M: TAbstractMatrix): TMatrix;
end;
И реализация:
constructor TQuaternion.Create(Q: TAbstractVector);
begin
if Length(Q) <> 4 then
raise EMathError.Create(WRONG_SIZE);
Move(Q[0], FData[0], SizeOf(FData));
end;
class operator TQuaternion.Implicit(V: TAbstractVector): TQuaternion;
begin
Result.Create(V);
end;
constructor TVector.Create(V: TAbstractVector);
begin
FCount := Length(V);
FData := Copy(V);
end;
class operator TVector.Implicit(V: TAbstractVector): TVector;
begin
Result.Create(V);
end;
constructor TMatrix.Create(M: TAbstractMatrix);
var
I: Integer;
begin
FRowsCount := Length(M);
FColsCount := Length(M[0]);
FData := nil;
SetLength(FData, FRowsCount, FColsCount);
for I := 0 to Pred(FRowsCount) do
FData[I] := Copy(M[I]);
end;
class operator TMatrix.Implicit(M: TAbstractMatrix): TMatrix;
begin
Result.Create(M);
end;
Теперь, чтобы создать и инициализировать вектор или матрицу, достаточно написать:
var
V: TVector;
M: TMatrix;
. . .
V := [4, 5, 6];
//
M := [[1, 2, 3],
[4, 5, 6],
[7, 8, 9]];
Перегрузка операций
Здесь, для примера, будет реализована только перегрузка операции * для умножения матрицы на вектор. Остальные операции можно посмотреть в прикрепленном к статье файле. А полный перечень возможностей по перегрузке — здесь.
TMatrix = record
public
. . .
class operator Multiply(M: TMatrix; V: TVector): TVector;
end;
class operator TMatrix.Multiply(M: TMatrix; V: TVector): TVector;
var
I, J: Integer;
begin
if (M.FColsCount <> V.FCount) then
raise EMathError.Create(WRONG_SIZE);
Result.Create(M.FRowsCount);
for I := 0 to M.FRowsCount - 1 do
for J := 0 to M.FColsCount - 1 do
Result.FData[I] := Result.FData[I] + M.FData[I, J] * V.FData[J];
end;
Первый аргумент метода Multiply() — матрица слева от знака *, второй аргумент — вектор-столбец, находящийся справа от знака *. Результатом произведения является новый вектор, объект которого создается в процессе вычисления. В случае несовпадения количества столбцов матрицы и числа элементов вектора возбуждается исключение. Вот как выглядит использование этой операции в программе:
var
V, VResult: TVector;
M: TMatrix;
. . .
VResult := M * V;
Удобно применять функции-обертки, чтобы конструировать анонимные вектора и матрицы из литералов массивов «налету»:
function TVec(V: TAbstractVector): TVector;
begin
Result.Create(V);
end;
function TMat(M: TAbstractMatrix): TMatrix;
begin
Result.Create(M);
end;
function TQuat(Q: TAbstractVector): TQuaternion;
begin
Result.Create(Q);
end;
Использование оберток выглядит следующим образом. Показан эквивалент выражению из предыдущего примера:
V := TMat([[1, 2, 3],
[4, 5, 6],
[7, 8, 9]]) * TVec([4, 5, 6]);
Кроме стандартных операций в типы наших объектов полезно добавить специфические методы, например, транспонирование или обращение. Ниже приведен пример метода инвертирования (обращения) матрицы. Несмотря на свои размеры, он наиболее быстрый из всех, виденных мной (на языках высокого уровня).
TMatrix = record
public
. . .
function Inv: TMatrix;
end;
function TMatrix.Inv: TMatrix;
var
Ipiv, Indxr, Indxc: array of Integer;
DimMat, I, J, K, L, N, ICol, IRow: Integer;
Big, Dum, Pivinv: Extended;
begin
// Алгоритм Жордана.
if (FRowsCount <> FColsCount) then
raise EMathError.Create(NOT_QUAD);
Result := Self;
DimMat := FRowsCount;
SetLength(Ipiv, DimMat);
SetLength(Indxr, DimMat);
SetLength(Indxc, DimMat);
IRow := 1;
ICol := 1;
for I := 1 to DimMat do
begin
Big := 0;
for J := 1 to DimMat do
if (Ipiv[J - 1] <> 1) then
for K := 1 to DimMat do
if (Ipiv[K - 1] = 0) then
if (Abs(Result[J, K]) >= Big) then
begin
Big := Abs(Result[J, K]);
IRow := J;
ICol := K;
end;
Ipiv[ICol - 1] := Ipiv[ICol - 1] + 1;
if (IRow <> ICol) then
for L := 1 to DimMat do
begin
Dum := Result[IRow, L];
Result[IRow, L] := Result[ICol, L];
Result[ICol, L] := Dum;
end;
Indxr[I - 1] := IRow;
Indxc[I - 1] := ICol;
if Result[ICol, ICol] = 0 then
raise EMathError.Create(SINGULAR);
Pivinv := 1.0 / Result[ICol, ICol];
Result[ICol, ICol] := 1.0;
for L := 1 to DimMat do
Result[ICol, L] := Result[ICol, L] * Pivinv;
for N := 1 to DimMat do
if (N <> ICol) then
begin
Dum := Result[N, ICol];
Result[N, ICol] := 0.0;
for L := 1 to DimMat do
Result[N, L] := Result[N, L] - Result[ICol, L] * Dum;
end;
end;
for L := DimMat downto 1 do
if (Indxr[L - 1] <> Indxc[L - 1]) then
for K := 1 to DimMat do
begin
Dum := Result[K, Indxr[L - 1]];
Result[K, Indxr[L - 1]] := Result[K, Indxc[L - 1]];
Result[K, Indxc[L - 1]] := Dum;
end;
end;
Копирование по значению
Использование динамических массивов для хранения элементов векторов и матриц приводит к тому, что при попытке копировать их целиком в объекте-приёмнике (том, что слева от ":=") создается копия ссылки на этот динамический массив.
Например, попытка сохранить значение матрицы М после вычисления выражения приведет к инвертированию так же и матрицы MStore.
var
M, MStore: TMatrix;
. . .
MStore := M;
M := M.Inv;
Для того, чтобы корректно реализовать копирование по значению, используем тот факт, что по отрицательному смещению от адреса первого элемента динамического массива, наряду со значением длины, хранится счетчик ссылок на этот массив. Если значение счетчика 0, то менеджер памяти этот массив освобождает. Если значение счетчика 1, это означает, что существует только одна ссылка на экземпляр массива в памяти.
Следовательно при копировании мы должны проанализировать значение счетчика и, если оно больше 1, то создать полноценную копию массива, скопировав его в объект-приёмник поэлементно. Ниже представлен код функции, которая возвращает True только в том случае, когда значение счетчика ссылок переданного во входном параметре динамического массива превышает 1.
{$POINTERMATH ON}
function NotUnique(PArr: PCardinal): Boolean;
begin
Result := (PArr - 2)^ > 1;
end;
В какой момент следует выполнять полное копирование? Это достаточно дорогая по времени операция, поэтому нет смысла выполнять её при обращении к элементу вектораматрицы на чтение. Будь у нас хоть тысяча ссылок на оригинал, если сам он не подвергается никаким изменениям, то все они остаются одинаковыми. Следовательно, копировать нужно только при обращении к элементу на запись. Для этого модифицируем методы SetElement() для векторов и матриц, добавив в начале проверку на уникальность экземпляра массива FData:
procedure TVector.SetElement(Index: Word; Value: Extended);
begin
{$R+}
CheckUnique;
FData[Pred(Index)] := Value;
end;
procedure TVector.CheckUnique;
begin
if NotUnique(@FData) then
FData := Copy(FData);
end;
procedure TMatrix.SetElement(Row, Col: Word; Value: Extended);
begin
{$R+}
CheckUnique;
FData[Pred(Row), Pred(Col)] := Value;
end;
procedure TMatrix.CheckUnique;
var
I: Integer;
begin
if NotUnique(@FData) then
begin
FData := Copy(FData);
for I := 0 to Pred(FRowsCount) do
FData[i] := Copy(FData[i]);
end;
end;
Таким образом, при попытке изменить значение элемента произойдет проверка на уникальность ссылки, и, если таковая не подтвердится, будет создана поэлементная копия, в которую и будет внесено изменение.
Аннотации и автоматическая инициализация
К элементам векторов и матриц следует обращаться только после выделения для них памяти. Значения элементов хранятся в динамическом массиве, размеры которого устанавливаются в конструкторе объекта. Неявный вызов конструктора может произойти при инициализации объекта, либо в процессе вычисления выражения.
var
V: TVector;
M: TMatrix;
begin
// V[1] := 1; // Ошибка: объект не создан
V := TVector.Create(4); // Явный вызов конструктора
M := TMatrix.Create(4, 4); // Явный вызов конструктора
// V := [1, 0, 0, 0]; // Неявный вызов конструктора
// V := M * TVec([1, 0, 0, 0]); // Неявный вызов конструктора
V[1] := 1; // Корректное обращение к элементу: объект создан
Использование неявных конструкторов может привести к ошибкам, когда, рано или поздно, будет допущено обращение к элементу несозданного объекта. По правилам хорошего тона, конструктор следует вызывать явно.
Но как быть, если векторов и матриц в нашей программе сотни и тысячи? Рассмотрим описание класса, использующего множество векторов и матриц в качестве своих полей.
TMovement = record
R: TVector;
V: TVector;
W: TVector;
Color: TVector;
end;
TMovementScheme = class
private
FMovement: array[1..100] of TMovement;
FOrientation: TMatrix;
end;
Требуется разработать способ автоматизированной инициализации всех полей типа TVector и TMatrix: выделить память для векторов и матриц в соответствии с нужным количествам элементов и размерами. В этом нам поможет механизм аннотаций (или атрибутов, в терминах Delphi) — средство, которое позволяет дополнять типы произвольными метаданными. Так, для каждого вектора должно быть заранее известно количество его элементов, для матрицы — число строк и столбцов.
Создадим класс, инкапсулирующий данные о размерностях, по правилам создания классов атрибутов.
TDim = class(TCustomAttribute)
private
FRowCount: Integer;
FColCount: Integer;
public
constructor Create(ARowCount: Integer; AColCount: Integer = 0); overload;
property RowCount: Integer read FRowCount;
property ColCount: Integer read FColCount;
end;
constructor TDim.Create(ARowCount: Integer; AColCount: Integer = 0);
begin
FRowCount := ARowCount;
FColCount := AColCount;
end;
Конструктор получает число строк и столбцов, а в случае вектора можем обойтись только числом строк. Теперь дополним определение типов из предыдущего листинга новыми аннотациями:
TMovement = record
[TDim(3)] R: TVector;
[TDim(3)] V: TVector;
[TDim(3)] W: TVector;
[TDim(4)] Color: TVector;
end;
TMovementScheme = class
private
FMovement: array[1..100] of TMovement;
[TDim(3, 3)] FOrientation: TMatrix;
end;
Ниже приведен код, осуществляющий инициализацию объектов типа TVector и TMatrix на основе информации, взятой из атрибутов.
procedure Init(Obj, TypeInfoOfObj: Pointer; Offset: Integer = 0);
const
DefaultRowCount = 3;
DefaultColCount = 3;
VectorTypeName = 'TVector';
MatrixTypeName = 'TMatrix';
var
RTTIContext: TRttiContext;
Field : TRttiField;
ArrFld: TRttiArrayType;
I: Integer;
Dim: TCustomAttribute;
RowCount, ColCount: Integer;
OffsetFromArray: Integer;
begin
for Field in RTTIContext.GetType(TypeInfoOfObj).GetFields do
begin
if Field.FieldType <> nil then
begin
RowCount := DefaultRowCount;
ColCount := DefaultColCount;
for Dim in Field.GetAttributes do
begin
RowCount := (Dim as TDim).RowCount;
ColCount := (Dim as TDim).ColCount;
end;
if Field.FieldType.TypeKind = tkArray then
begin
ArrFld := TRttiArrayType(Field.FieldType);
if ArrFld.ElementType.TypeKind = tkRecord then
begin
for I := 0 to ArrFld.TotalElementCount - 1 do
begin
OffsetFromArray := I * ArrFld.ElementType.TypeSize;
if ArrFld.ElementType.Name = VectorTypeName then
PVector(Integer(Obj) +
Field.Offset +
OffsetFromArray +
Offset)^ := TVector.Create(RowCount)
else if ArrFld.ElementType.Name = MatrixTypeName then
PMatrix(Integer(Obj) +
Field.Offset +
OffsetFromArray +
Offset)^ := TMatrix.Create(RowCount, ColCount)
else
Init(Obj, ArrFld.ElementType.Handle, Field.Offset + OffsetFromArray);
end;
end;
end
else if Field.FieldType.TypeKind = tkRecord then
begin
if Field.FieldType.Name = VectorTypeName then
PVector(Integer(Obj) +
Field.Offset +
Offset)^ := TVector.Create(RowCount)
else if Field.FieldType.Name = MatrixTypeName then
PMatrix(Integer(Obj) +
Field.Offset +
Offset)^ := TMatrix.Create(RowCount, ColCount)
else
Init(Obj, Field.FieldType.Handle, Field.Offset)
end;
end;
end;
end;
Процедура Init() получает на вход адрес объекта-контейнера и его RTTI-данные. Далее происходит рекурсивный обход всех полей контейнера, и для всех встречных полей с именами типов «TVector» и «TMatrix» будут явно вызваны их конструкторы.
Доработаем класс TMovementScheme с применением процедуры Init():
TMovementScheme = class
. . .
public
constructor Create;
end;
constructor TMovementScheme.Create;
begin
Init(Self, Self.ClassInfo);
end;
Вариант вызова Init() для произвольной записи:
var
Movement: TMovement;
. . .
Init(@Movement, TypeInfo(TMovement));
По умолчанию, Init() создает вектора с тремя элементами, а матрицы размером 3х3, поэтому в объявлении типов TMovement и TMovementScheme атрибуты [TDim(3)] и [TDim(3, 3)] можно опустить, оставив только [TDim(4)].
К статье прилагается файл, в котором реализация описываемых идей приведена в полном объёме.
Автор: 1ntr0