Три года назад специалисты доказали, что идентифицировать конкретного человека среди 1,5 млн пользователей мобильной связи можно всего по четырём точкам во времени и пространстве. Такие точки (например, дом — работа — магазин — бар) являются уникальными для каждого человека, примерно как отпечаток пальца.
Последней жертвой научной деанонимизации стал английский андерграундный художник стрит-арта Бэнкси, которому двадцать лет удавалось скрывать свою личность и уходить от полиции. Его называют самым известным современным художником в Великобритании.
Мишель Хауге (Michelle Hauge) из колледжа Лондонского университета королевы Марии с коллегами использовали статистическую технику «географического профилирования», чем-то похожую на технику деанонимизации абонентов сотовой связи, упомянутую выше.
Считается, что технику географического профилирования изобрёл бывший офицер полиции профессор Ким Россмо (Kim Rossmo), соавтор данной научной работы. Изначально она использовалась для поиска серийных убийц, которые совершают преступления вокруг некоей «якорной» точки — обычно своего дома или места работы.
Впоследствии технику приспособили для изучения распространения вирусных инфекций. Компьютерная программа, получив информацию о заражённых гражданах, может за несколько минут определить источник эпидемии.
Исследователи изучили пространственную структуру уличных работ Бэнкси в Бристоле и Лондоне. Им удалось доказать теорию, которую в 2008 году выдвинул автор журналистского расследования из газеты Mail on Sunday, что под псевдонимом Бэнкси скрывается художник Робин Ганнингем (Robin Gunningham).
Авторы нового исследования собрали точные GPS-координаты 140 работ Бэнкси, известных из открытых источников.
Они записали для сравнения координаты квартир Ганнингема в Лондоне и Бристоле, а также координаты квартир его девушки Джейми Истхем, с которой он жил в 2004-2005 гг, и другой девушки (теперь жены) Джой Миллуорд, координаты базы футбольного клуба The Plough, за который играл Ганнингем, и двух футбольных полей, где играл клуб.
Данные обработали по модели распределения Дирихле (Dirichlet process mixture, DPM), которая идеально подходит для кластеризации с неизвестным количеством кластеров. При обработке «места преступлений» разбиваются на кластеры. Предполагается, что у каждого кластера свой отдельный источник.
Для работы использовался программный пакет Rgeoprofile, написанный на языке программирования R. В параметрах кластеризации установили радиус 900 метров — типичное максимальное расстояние, которое проходит преступник в городских условиях. С этими параметрами, исследователи предполагали, что около 95% всех работа Бэнкси будут находится в пределах 2 км вокруг источника.
Результат исследования: в лондонском геопрофиле Бэнкси два из трёх предполагаемых «якорных» места вошли в топ-10 геопрофиля.
Лондонский геопрофиль
В Бристоле — два из четырёх.
Бристольский геопрофиль
В Лондоне пик геопрофиля находится в 500 метрах от бывшей квартиры жены Ганнингема и близко к квартире, где он жил со своей девушкой. Конечно, такой результат нельзя назвать доказательством того, что Бэнкси — это Ганнингем, но геопрофили определённо подтверждают эту теорию.
Авторы надеются, что метод статистического геопрофилирования пригодится для выявления потенциальных террористов, которые пока что занимаются рисованием граффити и расклейкой листовок антиправительственного содержания.
Научная статья о деанонимизации Бэнкси опубликована в Journal of Spatial Science.
Автор: alizar