Кто мы такие и какие были предпосылки проекта?
Добрый день, меня зовут Лазарев Владимир, я руководитель BI-интегратора Аналитикс Групп. Мы делаем для бизнеса наглядные отчёты по маркетингу, продажам, финансам, логистике на базе ведущих аналитических платформ Qlik Sense, Power BI, Tableau.
В BI платформах очень важна визуальная составляющая. Если вы посмотрели десятки демо-отчетов BI-систем и вам не нравится как выглядит та или иная платформа, то скорее всего вы ее не будете внедрять, даже если вас устраивает цена и технические характеристики. Исходя из этого рождается необходимость увидеть одни и те же данные в разных аналитических платформах, чтобы можно было сопоставить.
И желательно, чтобы данные были интересными… :-)
Откуда появилась идея сделать этот отчёт?
Несколько лет назад Высшая школа экономики опубликовала статью о формировании цен на услуги девушек низкой социальной ответственности в Москве. Это были агрегированные данные анализа 1.800 анкет. Нам показались интересными данные, которые стоят за этими выводами социологов ВШЭ. И мы решили проработать эту тематику.
Ключевые идеи:
- Показать не только выводы, которые лежат на поверхности, но данные, на базе которых они строились;
- Дать возможность желающим самостоятельно проанализировать закономерности, выдвинуть гипотезу и её проверить.
- Проработка должна включать большую выборку анкет для повышения достоверности;
- Показать не только «предложение рынка», но и спрос на основе статистических данных в поисковых системах;
Источники данных:
- SQL база анкет*, сформированная на базе одного сайта, входящего в ТОП 3 выдачи в поисковых системах Яндекс и Google.
- Excel-файл с релевантными** запросами по предметной области анализа.
- Excel-файл с исторической частотностью запросов в поисковой системе Яндекс.
- Excel-файл с частотностью запросов в поисковой системе Google.
* Для сбора информации использовался парсер. Парсинг данных выполнялся разово.
** Инструментом для подбора релевантных запросов являлся wordstat.yandex.ru
Бизнес-роли & USER-story
В обычных проектах, мы всегда уточняем, кто будет пользоваться аналитикой и на какие вопросы (прямые или косвенные) человек хочет найти ответы.
Только вот незадача — у этого проекта нет заказчика. Поэтому нам пришлось выдумать три роли и их вопросы.
Итак роли у нас получились следующие:
- Девушка низкой социальной ответственности
- Администратор сайта с анкетами
- Владелец недвижимости под сдачу
Девушка с низкой социальной ответственностью
«Инди» Эльвире 25 лет. Хорошо выглядит, знакомые мужчины оценивают её возраст в районе 19-20 лет. Занимается спортом, посещает солярий, здоровое питание, хороший маникюр и все дела. Она привыкла хорошо жить, не особо себе в чём-то отказывать. Но такой образ жизни требует немалых денег. Офисная работа, как она считает, не для неё. Она любит секс и не видит чего-то зазорного в этом занятии. Экономическое образование и аналитический склад ума подтолкнул её подойти к процессу определения ценообразования, перечня оказываемых услуг с прагматичным подходом. Эльвира решила проанализировать данные с помощью BI — платформы.
Цель: выявить ключевые моменты, чтобы быть конкурентоспособной и больше зарабатывать.
Её интересуют следующие вопросы:
- За какую стоимость «коллеги» со схожими параметрами (рост, вес, грудь, возраст) продают свой час в районе проживания Эльвиры? Есть ли смысл найти вариант квартиры в другом Округе Москвы за такие же деньги, но с более высоким средним чеком или меньшей конкуренцией?
- Стоит ли завышать или занижать свой возраст в анкете?
- Есть ли экономический смысл увеличить 2ой размер груди до 4ого и как быстро окупятся ли вложения в операцию?
Владелец сайта с анкетами
Знакомьтесь, Феликс Альбертович — владелец сайта с анкетами. Властный, 45 летний обаятельный мужчина, с хорошими коммуникативными навыками, богатым предыдущим опытом в маркетинге и не только. Смог наполнить сайт множеством анкет разных девочек, обеспечить хорошую посещаемость данного ресурса через SEO продвижение. На текущий момент он зарабатывает на платном размещении анкет на сайте.
Цель: понять запросы общества, определить перспективные направления работы со своим сайтом
Обратившись в агентство бизнес-аналитики, он рассчитывает получить следующие ответы:
- Каков портрет типичной «инди»?
- Какие запросы делают пользователи в поисковых системах?
Предприимчивый самозанятый гражданин, который сдаёт квартиру
Митя — авантюрист, шагающий в ногу со временем, с основательным подходом в делах. Привык руководствоваться цифрами статистики и фактами. У Мити есть квартира в ЦАО Москвы. Он хочет найти зарабатывать на своём активе больше денег.
Цель: найти новую более эффективную модель использования своей квартиры
Основные вопросы:
- Если сдавать квартиру девушке низкого социального поведения не за фиксированную сумму, а за % от дохода, можно ли при таком подходе заработать больше?
Управленческие выводы Эльвиры
Эльвира увидела, что «коллеги» с аналогичными параметрами по возрасту, размером груди, росту и весу предлагают одинаковые цены — 4080 — 4930 рублей/час. За исключением районов «Западный» и «Центральный».
Конкуренция минимальна в «Московской области», всего 20 анкет, а стоимость аренды жилья почти в два раза ниже чем, в любом административном округе Москвы при сохранении уровня стоимости за час.
При этом Эльвира хотела бы со временем продавать услуги дороже, поэтому создала дубликат анкеты, указав размещение в Западном округе и работу исключительно по выезду на ночь. В случае наличия достаточного количества предложений, она переедет в данный район.
Возраст указала свой реальный — 25 лет. Т.к. увидела, что максимальная цена за ночь указана в анкетах в возрастной категории от 25 до 30 лет. Был установлен фильтр на приоритетную услугу.
Касательно целесообразности увеличения груди со 2 размера груди до 4, Эльвира посчитала:
- Средняя стоимость её часа увеличивается на 1.190 (7.060 — 5.870 = 1.190).
- Операция по увеличению груди стоит 300.000 рублей
- Так образом инвестиция в увеличение груди будет окупаться 252 человеко-часа. С загрузкой 5 часов в в день, это составляет 50 рабочих дней.
Управленческие выводы Феликса
Феликс Альбертович сначала решил понять, типичный портрет «инди». Итак он увидел:
- Средний возраст: 29,8 лет
- Ср. размер груди: 2,8
- Ср. рост: 168 см
- Ср. вес: 57 кг
- Ср. размер одежды: 44
Феликс Альбертович далее решил проанализировать запросы в поисковых системах. Ранее он уже систематизировал ключевые запросы по группам, нам не хватало понимания веса каждого ключевого слова, статистики его запросов
В аналитическом отчёте Феликс увидел стабильный рост количества запросов. В 2018 году по сравнению с 2017 годом количество запросов выросло на 60% (с 9.99 млн до 16,59 млн).
Как и ожидалось большая часть запросов связана с локацией. На втором месте идут общие запросы, на третьем ценовая классификация. Это натолкнуло Феликса использовать динамический контент на сайте, в зависимости от того, по какому поисковому запросу человек пришёл на него.
Также он обратил внимание на существенное преобладание в поисковых запросах заходов с мобильных телефонов — почти в три раза. Поэтому поручил программисту-верстальщику своего сайта проверить качественное отображение на мобилке.
Любопытный момент — отдельные группы запросов растут быстрее, чем остальные.
Например, «Ценовая категория» — Подкатегория «Дешевые» выросла на 74% (против 60% роста в среднем). Также отдельные ключевые слова «самые дешёвые *****» выросли на 113% и «**** узбечки» выросли на 120%. Но на эти данные Феликс смотрит с учётом не только процентного соотношения, но и количественного.
Управленческие выводы Мити
У Мити квартира в ЦАО Москвы и он хочет её сдать. «По рынку» такая квартира сдаётся за 100-120 тысяч рублей. Но он хотел бы больше зарабатывать. Поэтому решил сдавать квартиру «инди» за % от дохода. Для них — меньше рисков нежелательной реакции владельца квартиры, для него — больше доход от квартиры.
Митя построил гипотезу, что девушки, которые продают свой час дороже, принесут ему потенциально больший доход. У него квартира в ЦАО, поэтому он сначала посмотрел за какие бюджеты обычно продают девушки свой час в этом районе.
Большая часть анкет (206 шт.) продают в ЦАО свой час от 10.000 рублей. Далее он отсортировал анкеты, которые находят не в ЦАО, но продают себя за аналогичный ценник. Именно эту аудиторию он будет сортировать на сайте, с целью прозвона и предложения иной схемы аренды квартиры, но в ЦАО.
При продаже в среднем 3 часов в день со чеком этой аудитории совокупная выручка в месяц составляет: 11.203 * 3 часа * 30 дней = 1.008.270 рублей/месяц.
При этом, если он будет получать 20%, значит, квартира будет продаваться более чем за 200.000 рублей/мес.
В расчётах Митя не учитывал доходы при доп. услугах:
Заключение
В заключение этой статьи, хотелось бы отметить, что предметная область анализа достаточно спорная. Безусловно эта тема — проблема общества. Мы умышленно с юмором написали данную статью, а «Управленческие выводы» были построены с долей абсурда, чтобы информацию было легче воспринять, но надеемся заставит задуматься насчёт тенденции.
В этом плане аналитическая платформа как ничто другое позволяет увидеть реальную картину, просто цифры, за которыми должны следовать правильные человеческие действия.
Скриншоты Microsoft Power BI
Скриншоты Tableau
Скриншоты Qlik Sense
Автор: Лазарев Владимир