14-15 июля Почта Mail.Ru провела свой второй хакатон SmartMail Hack 2: Call of Data. Участникам нужно было разработать новое, интересное и полезное решение для представления данных из Почты. И по горячим следам спешим рассказать о победивших на хакатоне проектах.
Как проходил хакатон
Напомним вводную:
«Мы все привыкли, что Почта — это список писем, отсортированных по времени получения. Но, на самом деле, Почта — это огромное хранилище личных данных. История переписки, активность за много лет, заметки, напоминания, списки покупок и задачи, файлы, изображения, документы, сканы паспортов и водительских удостоверений, договоры и множество других данных.
Как можно удобно и просто получить к ним доступ? Какие непривычные, но массовые сценарии возможны?»
На решение задач было отведено 29 часов, еще 3 — на питчи жюри. Начался хакатон в 11 часов дня.
В жюри хакатона вошли продуктовый директор Почты Mail.Ru Иван Мыздриков, технический директор Почты Андрей Сумин, руководитель направления машинного обучения Эдуард Тянтов и ведущий дизайнер Почты Артем Гладков.
На входе каждая команда получила:
- список методов и описание API Почты,
- токен доступа к авторизации,
- тестовый почтовый ящик, заполненный разнообразными письмами,
- и дизайн-макеты действующей Почты Mail.Ru.
Также мы сразу разослали командам критерии, по которым жюри будет оценивать проекты:
- Насколько оформлена и сформулирована идея проекта? (0—3 балла)
- Насколько решение отвечает задаче хакатона «Представление данных из Почты Mail.Ru?» (0—3 балла)
- Является ли проект решением конкретной задачи пользователей Почты Mail.Ru? (0—3 балла)
- Насколько проработан прототип проекта? (0—3 балла)
- Насколько проработан дизайн проекта? (0—3 балла)
- Насколько проект применим в действующей Почте Mail.Ru? (0—1 балл)
А ещё каждый из членов жюри мог поставить дополнительный балл от себя понравившимся проектам.
К работе приступило 16 команд. Список участников получился разнообразным: были студенты, сотрудники IT-компаний, представители IT-отделов банков, фриланс-разработчики. Разброс тем проектов тоже оказался широким: от ML-классификаторов для разбора рассылок и переосмысления интерфейса Почты под мессенджер.
Выбор предстоял сложный. Питчи заняли больше трёх часов. В процессе несколько раз выбивались из норматива в 10 минут на питч, включая презентацию прототипа жюри, потому что некоторые проекты было особенно интересно разобрать подробнее. А в какой-то момент нам привезли целую кучу бургеров, которые просто необходимо было срочно съесть.
Полные результаты команд:
А теперь давайте поговорим о самых интересных проектах хакатона. Начнём с победителей.
Проекты-победители
Первое место занял проект команды под названием «Стек пяти нейронок». Ребята предложили для почтовых рассылок плиточное деление по категориям — SmartView.
Под капотом проекта — «умное» ранжирование писем по релевантности с последующим распределением по категориям с помощью ML.
Позднее мы отдельно расскажем об этом проекте и его реализации. А призом для команды стал модный «большой чек» на 300 000 рублей. Надеемся, ребята потратят деньги на что-то стоящее :)
Комментарий руководителя направления машинного обучения Почты Mail.Ru Эдуарда Тянтова:
Со стороны ML проект был продуман очень хорошо. В сжатые сроки участники смогли сделать большую работу, использовав современные методы машинного обучения и библиотеки. Ну и самое главное, они отлично смогли защитить себя, ответив даже на самые сложные вопросы.
Второе место заняла команда MailDeal, предложившая выведение скидок из рассылок в Почте в виде таймлайна. Их призом стал чек на 200 000 рублей.
Ребята показали рабочий прототип и успешно защитили его перед жюри. Проект состоит из загрузчика писем и парсера. Ищется связанная со скидками информация (сумма и период действия), а затем все данные выводятся на сайт в виде таймлайнов и отдельных карточек.
На третьем месте оказалась команда Jet.Mail из Санкт-Петербурга, предложившая переосмысление интерфейса Почты под мессенджер.
Идея популярная, и ребятам удалось успешно реализовать её в осязаемое приложение под Android. Они поработали над проблемой того, что темы переписки в почте часто меняются и зачастую собеседники могут из-за этого терять ход мысли. В результате диалоги построили в виде единой ленты с возможностью фильтрации сообщений по теме.
Наградой стал чек на 100 000 рублей.
И многие другие
Все проекты на хакатоне оказались интересными, и было бы не справедливо упомянуть только про победителей.
Особого внимания жюри удостоилась команда OneLayerNetwork, предложившее ML-решение для поиска документов в Почте (классификатор, способный распознавать одностраничные PDF-документы) и фильтр документов по содержимому, например, помогающий быстро найти билеты на самолет:
Команду наградили специальным призом жюри в 100 000 рублей.
Все задачи, над которыми работали команды, можно поделить на три категории:
- классификация и сортировка писем и файлов,
- переосмысление интерфейса Почты
- и разработка утилитарных внутренних фич в помощь пользователям.
К примеру, прорабатывая сортировку почтовых рассылок команда Geek-s сделала отдельный сервис для просмотра писем в виде графа, классифицированного по темам. В основу легла идея, что рассылки от интернет-магазинов можно внутри себя делить на различные категории — акции, скидки, письма с промокодами и новости.
C интерфейсом Почты экспериментировали по-всякому: от представления писем в виде карточек в духе Slack до создания почтовых мессенджеров. Например, команда Resolvers предложила отображать переписки пользователя в виде диалогов. Они, как и команда Jet.Mail, взяли за основу идею, что темы меняются и суть диалога может потеряться. Ребята решили, что будет удобно, если пользователь сможет отправлять привычные для него сообщения в мессенджерах, а собеседники будут получать электронные письма. При этом авторы реализовали быструю замену темы письма (если ее не поменять, в письмо автоматически ставится тема последнего письма):
Интересное решение предложили участники команды под названием «Хочу работать тут». Их идея заключалась в том, чтобы отправлять вложения напрямую в социальные сети, минуя скачивание или пересылку писем. Это довольно частый случай использования, например, когда преподаватель в ВУЗе отправляет документ на всю группу и его нужно срочно форварднуть в общий чатик в соц.сети.
Еще одно любопытное решение предложила команда eASY: создавать Todo-листы из Почты для iOS-календаря:
Высоко оценило жюри и работу команды «Презентация и Прототип», которые сделали сервис умной отписки от рассылок. Кстати, в Почте Mail.Ru такая возможность уже есть — e.mail.ru/settings/cleanmaster. Ребята предложили создать приложение для удобного просмотра, сортировки и отписки от рассылок. Причём интерфейс очень хорошо проработали, за что получили максимальную оценку в 3 балла:
Заключение
Безусловно, редко когда идеи хакатона сразу же находят реализацию в продукте. Тем не менее, они всегда дают пищу для размышлений, позволяют взглянуть на продукт под другим углом и зачастую приводят в команду классных молодых специалистов.
16 команд и 16 интересных идей для Почты Mail.Ru. С толком проведенные выходные и позитивное настроение всех участников. Всё это стоило затраченных усилий. Ну и в завершение — небольшое видео с хакатона.
А фотографии можно посмотреть тут.
Автор: Dokudovskaia