Тонкости R. Как минута час экономит

в 6:18, , рубрики: big data, data mining, data science, R

Довольно часто enterprise задачи по обработке данных затрагивают данные, сопровождаемые временной меткой. В R такие метки, обычно хранятся как класс POSIXct. Выбор методов работы с таким типом данных по принципу аналогии может привести к большому разочарованию и убеждению о крайней медлительности R. Хотя если взглянуть на эту чуть более пристально, то оказывается, что дело не совсем в R, а в руках и голове.

Ниже затрону пару кейсов, которые встретились в этом месяце и возможные варианты их решения. В ходе решения появляются весьма интересные вопросы. Заодно упомяну инструменты, которые оказываются крайне полезными для решения подобных задачек. Практика показала, что об их существовании знают немногие.

Кейс №1. Обработка событийных данных ИТ системы

С точки зрения бизнеса задача «как бы» тривиальная. Необходимо в доходчивом виде отобразить событийный поток распределенной системы за определённый временной промежуток. А потом обеспечить разнообразную критериальную «нарезку». В качестве источника данных выступают подсистемы логирования компонентов ИТ системы.

С позиции удобства восприятия для высокоуровневого обзора подобных данных оптимально подходит представление в виде «тепловой карты». Вот пример сгенерированного графика.

image

Изобретать велосипед смысла нет, был использован подход, описанный в статье «Bob Rudis, Making Faceted Heatmaps with ggplot2». Собственно говоря, поскольку данные по своей сути идентичны и представляют собой временную метку с соответствующим набором метрик, далее я буду апеллировать к этой статье и публично опубликованным данным, дабы не раскрывать частную информацию.

Нюанс №1

заключается в том, что источников поступления событий несколько и находятся они в разных часовых поясах. Время в исходных данных измеряется в UTC, а аналитику надо привязывать к рабочему циклу по времени локального часового пояса. Исходные данные выглядят следующим образом:

image

где timestamp — UTC время события в формате ISO8601 в текстовом виде, tz — маркер тайм-зоны в которой это событие произошло.

Нюанс №2

заключается в том, что используемый в статье подход dplyr::do() является устаревшим с момента выхода пакета purrr. Комментарий автора: dplyr::do() is now basically deprecated in favour of the purrr approach. А это значит, что код надо бы адаптировать под современный подход.

Сразу переходим к purrr, пропускаем подходы, связанные с циклами for и враппером Vectorize, как неэффективные. К сожалению, попытки применить «в лоб» векторизацию к POSIXct векторам значений с различным timezone невозможно. Ответ находится в результате пристального взгляда на вектор POSIXct значений функцией dput. Timezone является атрибутом вектора, но не отдельного элемента!

По этой причине применение функционального подхода map к POSIXct переменной методом поэлементной обработки дает удручающий результат: на выборке в 20 тыс записей время процессинга составляет почти 20 секунд. При этом используются свойства векторизации функции ymd_hms(), в противном случае результат был бы ещё хуже.

attacks_raw <- read_csv("./data/eventlog.csv", col_types="ccc", progress=interactive()) %>%
  slice(1:20000)

attacks <- attacks_raw %>% 
  # mutate(rt=map(.$timestamp, ~ ymd_hms(.x, quiet=FALSE))) %>% # с этим подходом ~ в 8 раз медленнее
  mutate(rt=ymd_hms(timestamp, quiet=FALSE)) %>%
  mutate(hour=as.numeric(map2(.$rt, .$tz, ~ format(.x, "%H", tz=.y)))) %>%
  mutate(wkday_text=map2(.$rt, .$tz, ~ weekdays(as.Date(.x, tz=.y)))) %>%
  unnest(rt, hour, wkday_text)

Пытаемся выяснить причину такого поведения. Для этого воспользуемся инструментом профилирования кода. Заинтересованные могут в качестве старта посмотреть детали на сайте Profvis: Profvis — Interactive Visualizations for Profiling R Code, а также ознакомиться с видео:

Результат профилирования выглядит следующим образом:

image

Видно, что основное время уходит на многократные преобразования POSIXct, POSIXlt. Этому есть определённые объяснения, с отдельными позициями можно ознакомиться здесь: «Why are lubridate functions so slow when compared with as.POSIXct?».
Но для нас основных выводов несколько:

  1. максимально вытащить все штучные действия с датами за пределы функции;
  2. использовать векторизацию для значений POSIXct, обладающих одинаковым tz (т.е. мы не будем вынуждены передавать time-zone как параметр);
  3. использовать особенности пакета lubridate, когда при соблюдении определённых форматов текста конвертация chr->POSIXct осуществляется не базовыми функциями R, а многократно оптимизированными (см. пакет fasttime).
  4. вместо dplyr::do используем purrr::map2.

Незначительно модифицировав код получаем ускорение почти в 25 раз. (при прогоне на большем массиве данных выигрыш получается почти в 100 раз).

image

Код выглядит следующим образом:

attacks_raw <- read_csv("./data/eventlog.csv", col_types="ccc", progress=interactive()) %>%
  slice(1:20000)

parseDFDayParts <- function(df, tz) {
  real_times <- ymd_hms(df$timestamp, tz=tz, quiet=TRUE)
  tibble(wkday=weekdays(as.Date(real_times, tz=tz)),
         hour=as.numeric(format(real_times, "%H", tz=tz)))
}

attacks <- attacks_raw %>%
  group_by(tz) %>%
  nest() %>%
  mutate(res=map2(data, tz, parseDFDayParts)) %>%
  unnest()

Одной из ключевых «фишек» является группировка по time-zone с последующей векторизацией обработки.

Кейс №2. Скользящее окно по временным данным

Бизнес-кейс также является тривиальным. Есть массив временных данных, характеризующих время отклика на действия пользователя.

image

Необходимо посчитать APDEX индекс для оценки удовлетворённости пользователей работой приложения.

image

  # Разбиваем, все выполненные операции на 3 категории:
  # N  – общее количество произведённых операций
  # NS - количество итераций, которые выполнены за менее чем целевое время [0 – Т]
  # NF – количество операция, которые выполнены за (Т – 4Т] 
  # (т.е от целевого времени до целевого времени умноженного на 4)
  # Индекс APDEX = (NS + NF/2)/N.

В качестве стартовой точки используем ужасающие результаты подсчета метрики по скользящему окну средствами базового R. Для выборки в 2000 записей время расчёта составляет почти 2 минуты!

apdexf <- function(respw, T_agreed = 1.2) {
  which(0 < respw$response_time & respw$response_time < T_agreed)

  apdex_N  <- length(respw$response_time) #APDEX_total
  apdex_NS <- length(which(respw$response_time < T_agreed)) # APDEX_satisfied
  apdex_NF <- length(which(T_agreed < respw$response_time & respw$response_time < 4*T_agreed)) # APDEX_tolerated F=4T

  apdex <- (apdex_NS + apdex_NF/2)/apdex_N 
  return(apdex)
}

dt = dminutes(15)
df.apdex = data.frame(timestamp=numeric(0), apdex=numeric(0))

for(t in seq(from = start_time, by = dt, length.out = floor(as.duration(end_time - start_time)/dt))){
  respw <- subset(mydata, t <= timestamp & timestamp < t+dt)
  df.apdex <- rbind(df.apdex, data.frame(timestamp = t, apdex = apdexf(respw)))
}

Пропускаем все промежуточные шаги, сразу отмечаем места для оптимизации.

  1. Переход на функциональную обработку.
  2. Вынос всех константных вычислений за пределы функции, вызываемой в цикле. В частности, статус satisfiedtoleratedfrustrated является только функцией времени отклика, но не времени измерения или окна расчёта — на вынос.
  3. Крайне важный момент — непродуктивное копирование объектов!!! Несмотря на то, что data.frame передается в функцию по ссылке, операции с data.frame внутри функции могут приводить к созданию дубликата объекта, а это есть значительные накладные расходы. Оптимизация операций с использованием особенностей методов dplyr позволяет минимизировать количество копирования данных внутри функции, что существенно увеличивает производительность. С особенности методов dplyr, а также средствами контроля объектов, в частности, функцией dplyr::changes() можно ознакомиться в статье «Data frame performance». Ровно поэтому модель отдельных колонок со статусом времени отклика гораздо предпочтительнее одной колонки с типом статуса времени отклика.
  4. Проводим расчёт диапазона временных окон один раз при старте вычислений с применением свойства векторизации. Расчет POSIXct + сдвижка по времени — весьма накладная процедура, чтобы выполнять её внутри цикла.
  5. Используем оптимизированные функции dplyr с внешней параметризацией. Подобное ухищрение позволяет сократить затраты на вычисления и используемую память, но несколько усложняет синтаксис за счёт возврата от NSE [Non-Standard evaluation] к SE [Standard evaluation]. (filter --> filter_). В качестве вводной информации про SENSE можно ознакомиться здесь: «Non-standard evaluation».

apdexf2 <- function(df, window_start, cur_time) {

  t_df <- df %>%
    filter_(lazyeval::interp(~ timestamp>var, var=as.name("window_start"))) %>%
    filter_(lazyeval::interp(~ timestamp<=var, var=as.name("cur_time")))

  # так быстрее на порядок, чем summarise
  s <- sum(t_df$satisfied)
  t <- sum(t_df$tolerated)
  f <- sum(t_df$frustrated)

  (s + t/2)/(s + t + f)
}

t_agreed <- 0.7
mydata %<>%
  mutate(satisfied=if_else(t_resp <= t_agreed, 1, 0)) %>%
  mutate(frustrated=if_else(t_resp > 4*t_agreed, 1, 0)) %>%
  mutate(tolerated=1-satisfied-frustrated) %>%
  mutate(window_start=timestamp-minutes(15))

time_df <- mydata %>%
  select(window_start, timestamp)

mydata %<>%
  select(timestamp, satisfied, tolerated, frustrated)

mydata$apdex <- map2(time_df$window_start, time_df$timestamp,
                     ~ apdexf2(mydata, .x, .y)) %>%
  unlist()

Проведя подобную оптимизацию получаем время обработки ~ 3.5 сек. Ускорение почти в 35 раз и достигнуто оно просто незначительным переписыванием кода!

image

Но и это не предел. Приведённая реализация осуществляет расчёт скользящим окном для по каждой отдельной метрике. Измерения же могут приходить в произвольные моменты времени. Но на практике такая точность избыточна, вполне достаточно загрублять вычисление до 1-5 минут групповых интервалов. А это значит, что объем вычислений может уменьшиться ещё раз в 10, с пропорциональным сокращением времени вычисления.

В заключение хочу отметить, что существующий на настоящий момент набор пакетов и инструментов действительно позволяет писать на R компактно и быстро. В случае, когда и этого будет недостаточно, есть ещё резерв в виде Rcpp — написания отдельных функций на C++.

Предыдущий пост: «R в enterprise задачах. Хитрости и трюки»

Автор: i_shutov

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js