Тема электротранспорта за последние несколько лет стала обсуждаться очень активно. Многие эксперты автомобилестроения уверены, что уже через 5-10 лет дороги будут принадлежать электромобилям. Возможно, все так и будет. Более того, сейчас развивается тема электросамолетов, и успехи в этой сфере весьма значительные. Так, например, в 2014 году в Китае электрический самолет получил лицензию на производство. Это далеко не первый электрический самолет в мире, но именно это транспортное средство первым получило сертификат летной годности.
В 2016 году Илон Маск сообщил о том, что он хотел бы делать электрические двигатели и аккумуляторы для электрических самолетов, способных совершать вертикальный взлет и посадку. Обо всех своих планах на этот счет глава Tesla Motors и SpaceX рассказал участникам соревнования Hyperloop Pod Competition. Ну а в этом году в Германии испытали первый в мире летающий электромобиль. Причем, это транспортное средство может совершать вертикальный взлет и посадку, о чем и говорил Маск (правда, сам он никакого отношения к этому проекту не имеет).
Кстати, в 2016 году DARPA объявила об участии в проекте создания экспериментального самолета, разрабатываемого компанией Aurora Flight Sciences.
«Как раз когда мы решили, что всё уже перепробовано, инженеры Aurora нашли место для инноваций — действительно новые инженерные и технологические элементы, которые обещают огромные возможности для применения в реальных летательных аппаратах», — сказал Ашиш Багай (Ashish Bagai), менеджер проекта DARPA.
И похоже на то, что инновации заинтересовали не только DARPA, но и Boeing. Настолько заинтересовала, что корпорация просто купила Aurora Flight Sciences, получив в свое распоряжение все разработки этой компании. К слову, купленный актив — вовсе не стартап. Это достаточно давно существующая компания, которая была основана в 1989 году. Изначально она занималась производством традиционных самолетов и запчастей к ним, но затем перешла и к работе над направлением электросамолетов.
В разное время Aurora Flight Sciences сотрудничала с НАСА, военными США и частными заказчиками. Один из крупнейших клиентов компании — Uber, который сделал заказ на создание летательного аппарата для Uber Elevate. Этот электросамолет Uber планирует использовать в качестве летающего автомобиля. Правда, время реализации проекта достаточно продолжительное — первые летающие такси начнут работать в 2020 году в Далласе и Дубаи.
LightningStrike — электросамолет, способный совершать вертикальный взлет и посадку. Для этого в крыльях и хвосте самолета размещены мощные «вентиляторы»
Boeing, покупая компанию, похоже, сделал правильное решение. Сама сделка проведена во время активных изменений во всей авиационной индустрии. И одно из таких изменений — это как раз электросамолеты. Сейчас авиаконструкторы из различных компаний изучают возможность создания электросамолетов вертикального взлета и посадки. У электрических систем есть ряд достоинств. Одно из них — относительная легкость электромоторов по сравнению с реактивными топливными двигателями.
Пока что неясно, что именно Boeing будет делать с купленными активами. Возможно, компания станет продолжать дело Aurora Flight Sciences, но вполне возможно, что курс будет изменен.
В принципе, сейчас в индустрии авиастроения есть два динамичных тренда. Первый — это миниатюрные летающие такси, о которых говорилось выше. Ими очень активно занимается Uber и ряд других компаний. Такие аэротакси будут очень удобны в регионах с загруженными дорогами, где часты пробки. При использовании «летающих электромобилей» время, которое пассажир тратит на перемещение из точки А в точку Б сокращается в несколько раз — счет идет во многих случаях уже на минуты, а не на часы.
Еще один пример электрического транспортника — eVTOL
Что касается стоимости перелета, то изначально билет на маршрут «Сан-Франциско — Сан-Хосе» тот же Uber оценивает в $130. Но если летающие такси станут достаточно распространенными, то цена снизится вплоть до $20. Электрические самолеты смогут использовать и региональные авиакомпании, для которых это будет выгодным направлением развития. Перелет на небольшие расстояния может проходить в полностью автоматическом режиме, без участия пилотов.
Как бы там ни было, делать предположения о том, как будет Boeing развивать «электросамолетное» направление, достаточно рано. Но то, что рано или поздно транспортные средства такого типа «пойдут в люди», сомневаться уже не приходится.
Автор: Максим Агаджанов