В течение десятилетий инженеры предпринимали попытки улучшить характеристики самолётов вертикального взлёта и посадки (СВВП или VTOL), но не могли решить ряд взаимосвязанных проблем. Предпринимались десятки попыток увеличить скорость без уменьшения дальности полёта, эффективность самолёта, но все попытки проваливались по той или иной причине.
Американское агентство DARPA надеется, что новый экспериментальный самолёт VTOL X-Plane сможет преодолеть все эти трудности за счёт необычного сочетания крыла с винтами, а также интеграции инновационных подсистем, которые кардинально улучшат вертикальный взлёт и крейсерскую скорость.
Вчера агентство DARPA объявила о заключении контракта с компанией Aurora Flight Sciences на разработку такого самолёта.
«Как раз когда мы решили, что всё уже перепробовано, инженеры Aurora нашли место для инноваций — действительно новые инженерные и технологические элементы, которые обещают огромные возможности для применения в реальных летательных аппаратах», — сказал Ашиш Багай (Ashish Bagai), менеджер проекта DARPA.
По условиям VTOL X-Plane, летательный аппарат должен иметь следующие характеристики.
- Постоянная максимальная скорость от 300 до 400 узлов (556-741 км/ч)
- Эффективность кпд парения (hover efficiency) должна быть повышена с 60% как минимум до 75%
- Аэродинамическое качество (отношение коэффициентов подъёмной силы к лобовому сопротивлению) должно быть повышено с 5-6 до 10+
- Полезная нагрузка должна составлять минимум 40% от предположительной массы самолёта (4500-5400 кг)
Концепт беспилотного самолёта Aurora Flight Sciences имеет два больших задних крыла и переднее горизонтальное оперение по аэродинамической схеме «утка». Газотурбинный двигатель как в конвертопланах Bell V-22 Osprey, которые находятся на вооружении Корпуса морской пехоты США и ВМС США. Двигатель устанавливается на фюзеляж и обеспечивает мощность 4000 л.с (3 МВт).
От двигателя вращаются 24 канальных вентилятора: по девять на задних крыльях и по три на передних. Передние и задние крылья поворачиваются в зависимости от направления полёта. При взлёте они поворачиваются вниз вентиляторами, при крейсерском полёте — назад вентиляторами.
По мнению DARPA, наибольшую сложность представляет стабилизация самолёта в режиме парения.
Беспилотный самолёт можно адаптировать и под ручное управление. Aurora Flight Sciences рассчитывает начать лётные тесты в 2018 году.
Автор: alizar