Авторы дистрибутива Ubuntu Studio создали его для творческих людей. Музыка, графика, видео. Всё необходимое ПО включено в дистрибутив и должно работать из коробки.
Концепция группы ограничивает нас в ПО. Только лицензия, в приоритете — свободное. Поэтому было решено использовать Ubuntu Studio.
Записывали и сводили дома. Для полного счастья выпустили результат под лицензией Creative Commons(BY-SA 4.0).
Послушать или скачать все три трека можно тут:
soundcloud.com/muzgruppa/sets/tyopl-lamp
1. Что использовалось
1.1. Список ПО
- Ubuntu Studio 13.04
- Ardour 3.5.74
- сервер JACK(ну куда ж без него)
- наборы плагинов Calf и Tap
- драм-машина Hydrogen
- Linux Multimedia Studio
- sf2-бас Naturally Decaying B-Guitars
- библиотека ударных Big Mono
1.2. Оборудование
- системный блок:
- тип ЦП QuadCore AMD Athlon II X4 640, 3000 MHz 4 ядра
- системная плата Biostar A770L3
- системная память 8192 МБ 2x4096
- отображение:
- видеокарта XFX Radeon HD 6850 1Гб
- монитор BenQ EW2430 24"
- монитор Samsung SyncMaster 191T 19"
- внешняя звуковая карта — Focusrite Scarlett 2i2
- наушники Sony MDR-V55
- гитарный комбо-усилитель Marshall Valvestate 8020
- педаль перегруза OmniDrive
- микрофоны
- Behringer ULTRAVOICE XM1800S
- винтажный Shure SM'57 (USA)
- Октава МК-319 (Россия)
- синтезатор Yamaha PSR-295
- гитара — Aria Pro II SL420
- звучки: Seymour Duncan Distortion Mayhem Set
- отдельное спасибо электрогитаре Stagg(ритм) за мягкий, плавающий строй.
При сведении очень пригодились рекомендации с сайта записьальбома.рф. Большое спасибо его авторам!
Теперь давайте перейдём непосредственно к процессу.
2. Туц-туц-туц или водородный ударник
Ударника у группы не было изначально — сразу было решено выступать под фонограммы, сделанные на драм-машине Hydrogen (русскоязычный сайт). Самая лучшая из дефолтных библиотек(на мой взгляд) UltraAcoustick. Однако мы использовали библиотеку BigMono от Analogue Drums.
2.1. Описание библиотека BigMono от Analogue Drums
Плюсы:
- значительно превосходит дефолтные библиотеки по звучанию;
- бесплатна.
Минусы:
- весит в 15-20 раз больше(185 мб);
- несвободна;
- не настроена(придётся настраивать громкость и панорамирование).
По лицензии скачать её можно только с этой страницы (версии для Hydrogen там нет), выкладывать её на другие ресурсы запрещено. Поэтому я не имею права выложить здесь ссылку на нашу сборку. И не буду советовать поискать библиотеку на сайте hydrogen-music.org в разделе Downloads. Модифицировать тоже запрещено, поэтому я вам про ride side и крэши из UltraAcoustick не говорил. И не вздумайте попросить у меня через почту rtnsl@yandex.ru готовую библиотеку с инструкциями(>: |). Но поделиться нашими настройками я могу.
2.2. Наши настройки библиотеки
Порядок инструментов HiHat(на изображении не видно):
- HiHat Closed(LH)
- HiHat Closed(RH)
- HiHat Open
- HiHat Semi-Open
- HiHat Pedalled
Закрытые хэты показались нам недостаточно закрытыми, поэтому их громкость настроена с учётом того, что мы понижаем силу каждого удара по ним одно деление(в среднем).
Общая громкость в микшере всегда выставлялась на максимум(даже так получалось тиховато).
3. Во всём виноват басист
Басиста у нас тоже нет, поэтому использовали Naturally Decaying Bass Guitars в формате SF2.
SF2 Player входит в состав LMMS в качестве инструмента. В свойствах SF2 Player нужно указать файл бас-гитары и выбрать Naturally Finger Bass в свойстве Patch. В LMMS пока плохо реализована поддержка сервера JACK, поэтому в Ardour бас-партия добавлялась стандартно через экспорт/импорт wave. Эффектами обрабатывали только в Ardour.
4. Теперь о сведении.
Сведением занимался гитарист группы. Он не планирует заводить аккаунт на Хабре, потому просто расписал мне основные моменты своей работы над синглом.
Изначально планировалось использовать Ubuntu Stidio 12.04(LTS), которая установилась и работала из коробки лишь с незначительными проблемами. Но тут вокалу потребовался экссайтер(он позволяет добавить вокалу гармоник, сделав звучание лучше), однако этот плагин присутствует только в актуальной версии Calf. Которая из-за зависимостей так и не поставилась на 12.04. С тяжёлым сердцем решили поставить 13.10. Опыт не обманул. Мы вернулись к тёплым ламповым падениям Ardour, JACK и другого ПО, зато получили Ardour 3 и желанный экссайтер.
4.1. Настройка сервера JACK
JACK Audio Connection Kit (JACK)— звуковой сервер-демон, позволяющий с низкой задержкой соединять между собой поддерживающие эту технологию аудио-программы. Он требуется для работы Ardour.
В поставке Ubuntu Studio идёт графическая утилита qjackctl. Хорошо весь процесс настройки описан здесь.
После запуска qjacktl следует выбрать параметры и поставить галочку(если нет) напротив пункта «Режим реального времени» (Realtime). Раз у нас использовался мощный компьютер, частоту дискретизации установил 96000, периодов на буфер 3. Параметр «интерфейс» отвечает за выбор аудиоустройства. Звук(Audio) — дуплекс.
С параметром «Выборок в буфере»(Frames/Period) возникли проблемы. При значении выше 1024 Ardour отказывался экспортировать, поэтому 1024 и оставил. Можно использовать и меньшее значение параметра.
4.2. Ardour 3.5.74
В отличие от Ubuntu 12.04, в репозиториях Ubuntu 13.10 присутствует Ardour 3. Наш гитарист решил синхронизировать фейдеры и прочие крутилки midi-клавиатуры с настройками дорожек в Ardour. Обнаружил, что интерфейс Mackie работает некорректно(двигается только Master Volume) и пересобрал Ardour из исходников. Для корректной работы Mackie пришлось поправить в исходниках(/libs/surfaces/mackie/surface.cc), в конструкторе класса «Surface::Surface (MackieControlProtocol& mcp, const std::string& device_name, uint32_t number, surface_type_t stype)». ", _active (false)" нужно заменить на ", _active (true)".
После первого запуска Ardour нужно указать имя проекта и папку(домашняя по-умолчанию). К серверу JACK он подключился сам. Если нужно включить синхронизацию c джеком, найдите между кнопками управления транспортом и тайм-кодом кнопку Internal(«внутренний»). После нажатия её значение поменяется на JACK: синхронизация Ardour и JACK включена.
Порадовали широкие возможности(при учёте бесплатности). Так же в плюс эффекты до фейдера (очень часто в программах они после).
4.3. Эффекты
Плагины Calf уже называли на хабре лучшими из LADSPA. Мы добавим к ним ревербератор из набора TAP (TAP Reverberator). Однако и здесь не обошлось без проблем и поисков решения. Большинство эффектов TAP и некоторые другие пришлось исключить. Скажем, Calf Equalizer * Band добавлял в бас хрипы, особенно в низы. А Pitch Shifter-ы просто — ужасны. Если возникают большой импульс в начале/конце трека, треск на дорожках либо другие подобные проблемы — наверняка поможет отключение какого-нибудь эффекта. К счастью, основные типы эффектов предоставлены в нескольких вариантах.
Для гитары существуют отдельный набор плагинов Guitarix. Перегруз из этого набора — лучший среди LADSPA по нашему мнению. Однако в данном случае он не понадобился, так как использовались перегрузы комбоусилителя и педали.
4.4. Сведение ударных
Порадовало наличие шин — объектов, в которых можно соединять несколько дорожек для использования одинаковых эффектов. При сведении ударные обрабатывались в Ardour эффектами следующим образом:
- партия каждого инструмента экспортировались в wave;
- все эти дорожки добавлялись в Ardour;
- на каждую навешивался компрессор;
- создавалось 4 шины: большой барабан, малый барабан, томы, и тарелки ;
- на каждую шину навешивался эквалайзер;
- добавлялись шины «большой барабан+малый барабан», «всё», и Master;
- эти шины обрабатывались согласно рекомендациям записьальбома.рф/сведение/барабаны-и-бас.
Hydrogen поддерживает экспорт композиции в несколько аудиофайлов (отдельному на каждый инструмент). Так же его можно подключать напрямую к Ardour через JACK. Но для экономии ресурсов компьютера лучше использовать стандартный экспорт/импорт wave.
5. Подготовка альбома к публикации.
Для экспорта в форматы flac и mp3 использовался soundconverter. Для добавления тегов использовались EsayTag и Kid3-Qt. Обложку нарисовал в Gimp знакомый дизайнер. Шрифт для обложки позаимствовали с webfont.ru. Презентационные версии песен(первый куплет+припев) были созданы с помощью Audacity.
6. Итоги
Люди с тонкой и чувствительной ушой независимо вынесли однозначный вердикт: чувствуется, что записывалось небрежно(на дешёвый микрофон и максимум с 3го дубля), однако сведение хорошее и итоговая запись — демо терпимого качества. Поставленная задача выполнена, и в дальнейшем мы продолжим использоваться тем же ПО. Надеемся, что в Ubuntu Studio 14.04(LTS) будет работать так же стабильно, как 12.04. Именно этого пока не хватает текущей версии дистрибутива.
Хотелось бы, чтобы спустя некоторое время профессиональный звукорежиссёр опубликовал опыт работы на Ubuntu Studio со студийным оборудованием.
Автор: utkorose