Одна из главных проблем любого стартапа – это недостаток экспертизы и опыта у его создателей. Эти две вещи часто необходимы для того, чтобы прототип стал полноценным продуктом или сервисом, который можно развивать, привлекая инвестиции. Иногда даже несколько минут, уделённых проекту компетентным ментором или инвестором, способны определить его успех. Проблема для молодых предпринимателей заключается только в том, где найти площадку для конструктивного общения с отраслевыми профессионалами.
Каждый год на украинском рынке появляется до 500 новых стартапов. Однако до стадии полноценной реализации дело доходит не более, чем в 10% случаев. Такое положение вещей можно объяснить тем, что развитие стартап-культуры в Украине, да и в СНГ в целом, пока что находится на зачаточной стадии. А также сыростью многих проектов и команд. Помимо этого, стратегическая проблема рынка – отсутствие культуры венчурного инвестирования. В наших странах большинству состоятельных людей, к сожалению, не приходит в голову заниматься вложением средств в инновационный бизнес.
Что же делать в этой ситуации молодым онлайн-предпринимателям? Рассчитывать на то, что удастся засветить свой проект перед зарубежными ангелами или венчурными инвесторами. Для этого, например, можно поехать в Штаты. Но это, естественно, вариант далеко не для всех – по причине его затратности. Не говоря о том, что эффективность поездки в Долину также может быть нулевой, в случае если у команды нет достаточного количества личных контактов. Конечно же, получить консультацию или даже найти посевные инвестиции можно онлайн, например, на нескольких профильных площадках для инвесторов и стартапов. Но этот вариант также срабатывает далеко не всегда.
На практике же, чуть ли не единственный шанс для предпринимателя получить качественную обратную связь от опытного и профессионального ментора либо инвестора – это запитчить свой проект в неформальной обстановке. Это, в первую очередь, возможно на профильных конференциях. И в Украине, и в СНГ в целом, венчурные фонды, инвесторы, инкубаторы и акселераторы достаточно активно занимаются их организацией. Благодаря этому визиты гуру венчурного инвестирования мирового масштаба для чтения лекций и проведения мастер-классов уже не воспринимаются как нечто уникальное. Проблема в том, что, несмотря на свои частые визиты, топ-спикеры не становятся более доступными для новичков индустрии. Как правило, на этих стартап-конференциях большинство звёзд-инвесторов ограничиваются выступлением на общих панелях и проводят закрытые встречи с себе подробными, после чего исчезают за кулисами. Либо доступ к ним перегораживает охрана (бывает и такое!). Поэтому даже активным предпринимателям, желающим продать свою идею напрямую инвесторам, часто просто невозможно получить доступ к «звёздному телу».
А ведь даже пятиминутное общение с людьми такого уровня для любого предпринимателя – это шанс ощутимо апгрейдить свой проект. Так, основатель и CEO стартапа 1NewTrack.com.Аладдин Праведно-Счастливый считает одной из ключевых для развития своего проекта рекомендацию гуру стартапов Боба Дорфа. Ее серийный предприниматель озвучил во время мастер-класса, который проводил для украинских предпринимателей в рамках акселерационной программы бизнес-инкубатора Happy Farm. Суть совета в том, что инвестору нужно предлагать проект, глядя на который сразу видно, что «вкладываешь доллар, а получаешь два». Дорф рассказал о том, что в США стартапы проверяют будущую прибыльность еще до того момента, как писать хотя бы одну строку кода. Тогда Аладдин работал над концепцией онлайн-продвижения музыкантов. «После мастер-класса я сделал тестовую веб-страницу с описанием услуг и тарифами на них для независимых музыкантов, хотя сервис еще не работал. Купил рекламу на $20 долларов и стал наблюдать. «Заказов» пришло на $1800 долларов. Так я получил подтверждение того, что модель рабочая и очень прибыльная. После этого я мог представлять свой проект не просто как свои мечты о заработке, а готовый план с конкретными проверенными цифрами. После чего выиграл $10 тысяч гранта от CRDF Global на разработку продукта», – вспоминает предприниматель. По его словам, совет ментора позволил ему избежать стандартной ошибки новичков стартап-бизнеса, при которой в длительную разработку продукта вкладывается масса средств, а после запуска выясняется, что он никому не нужен.
Основатель и CEO проекта Kartoon Art Александр Шалахин вспоминает, что после общения с топ-менеджером, ментором и гуру брендинга Джоном Говером проект принял решение изменить концепцию. «До встречи с Джоном мы шли в направлении платформы для комиксов. Глянув на наш прототип, он сказал, что видит в проекте применение для цифровых издателей, включая свою компанию. После чего мы приняли решение взять этот новый курс и увидели целый ряд новых возможностей. В данный момент делаем редактор для анимации под iPad, которую смогут использовать художники цифровых издателей, упростив и удешевив процесс создания картинок», – говорит Александр Шалахин.
Ну, и конечно, самое актуальное для многих предпринимателей – это возможность убедить инвестора вложить в проект деньги. Практика показывает, что сделать это за ограниченный промежуток времени вполне реально. Так, CEO проекта Ugift Андрей Живолович вспоминает, что с венчурным инвестором Семеном Дукачем его познакомил партнер Кен Ливер. «Мы поговорили 20 минут, и он принял решение инвестировать в нас», – говорит Андрей Живолович.
Именно возможность живого общения с топовыми инвесторами, менторами, представителями крупнейших IT-компаний и создателями стартапов, станет одной из главных фишек-особенностей конференции Startup AddVenture, которая пройдёт в Киеве 4-5 декабря. Плотно взаимодействовать с ними можно будет в рамках шести интерактивных воркшопов – mobile, pitching, growth hacking, design, gaming, fintech. Каждый из них – это редкая возможность в сжатые сроки получить экспертную оценку от гуру в своей отрасли, расширить сеть контактов, прямо на месте проверить потенциальных членов команды и партнеров. Курировать работу воркшопов будут настоящие звёзды индустрии. В частности, Дейв МакКлюр (Dave McClure), основатель и управляющий партнер одного из крупнейших стартап-акселераторов в США 500Startups и инвестор более 500 компаний, Адео Ресси (Adeo Ressi), основатель самого масштабного в мире сетевого стартап-инкубатора The Founder Institute, создатель стартапов общей стоимостью 2 миллиарда долларов. А также известные венчурные инвесторы, вложившие средства в сотни стартапов по всему миру Александр Галицкий (Almaz Capital), Игорь Рябенький (Altair Capital), Максим Гурвиц (Eleven Accelerator Venture Fund), Марчин Хейка (Intel Capital), Чем Сертоглу (Earlybird Venture Capital).
Помимо общения в рамках воркшопов, запитчить свой проект звездам мероприятия можно будет на закрытой VIP – встрече с Дейвом МакКлюром и другими именитыми гостями конференции. Именно на ней участники получат максимум времени и возможностей для полноценного общения со звёздами. Приглашение на мероприятие получат те проекты, которые арендуют демо-стол на экспо стартапов.
Узнать дополнительную информацию и зарегистрироваться для участия можно на сайте Startup AddVenture www.venturesummit.eu
Автор: DanutaPisarenko