Дисклеймер ↓
Этот материал должен был выйти в декабре 2023, прямо перед Новым годом, — и это классический пример про «лучшее враг хорошего». Сначала нам не нравилось, что мало подробностей. Потом — что их излишне много. Была версия с цитатами, но без скринов. Со скринами, но без цитат. Мы записали столько интервью с сетевиками, что сами в них запутались.
Но в итоге сегодня наша статья наконец-то выходит в свет. Из цензуры — только внимательная рука корректора. Передаем слово Максу Яковлеву.
Привет. Меня зовут Максим, я руковожу отделом сетевых инженеров в Таймвебе. Как вы уже поняли из заголовка, речь пойдет про наш прошлогодний DDoS. Это не стандартный постмортем, а скорее история от первого лица. Расскажу и покажу, каково это было изнутри — жить на энергетиках и пересобрать ядро сети всего за пару месяцев.
❯ Некоторое время до
Про Таймвеб вы, скорее всего, знаете. И скорее всего — как про
В 2023 мы начали потихонечку распиливать легаси-сеть
В хостинговом бизнесе объем каналов рассчитывается от объема общего трафика на сеть, плюс запас на случай аварий и атак, обычно не превышающий 10х от трафика в ЧНН. Отсюда выстраивается защита инфраструктуры и клиентов: оценивается максимально ожидаемая совокупная мощность атак, берется небольшой запас и подбираются механизмы противодействия, чтобы и отдельного клиента защитить, и самим при этом не упасть.
Важно понимать, что любой типичный
❯ Добрый вечер
14 сентября, ближе к 18:00, в нас влетел очередной DDoS, с которым известно что делать. Отбили — пошли отдыхать. И не успел я допить чай, как атака повторилась, потом опять, а потом еще раз. Каждый раз интервал уменьшался, а объем нарастал.
Скриншот от StormWall в тот момент
Далее для любителей краткого изложения перечислю возникшую причинно-следственную связь по инфраструктуре.
В площадку наливается больше, чем та способна переварить → роутеры перегружаются вплоть до потери сигнализации → мы через OOB блокируем атаку через RTBH/FS или переключаем сеть на сторонний центр очистки трафика → цель атаки меняется в течение пяти минут.
Из дополнительных проблем в СПб: аплинки подключены через свитчи с переподпиской, QOS или не работает, или не хватает буфера → разваливается сигнализация. Дополнительно существуют громадные растянутые VLAN, из-за чего атака на одну подсеть затрагивает огромное количество клиентов. Мониторинг и контрмеры работают слишком медленно.
Иногда приходилось расставлять приоритеты
И в остальных локациях: нет своей сети, а ЦОДы нас блочат, защищая свою инфраструктуру. Когда сеть отдается напрямую с железок дата-центра, нет не то что возможности заблокировать атаку, затруднена даже идентификация паттерна: раз — и ноды отвалились. Из доступной информации только триггер в Заббиксе. Самые печальные моменты — когда у нас сутками лежало несколько локаций целиком и наглухо. Даже аплинки наших провайдеров в дата-центрах просто говорили, что мы не готовы это фильтровать, поэтому мы вас отключаем. Как атаки прекратятся, подключим обратно.
❯ Мы накидываем план
Первое: научиться блокировать хотя бы часть атаки на уровне маршрутизаторов провайдеров. Цель — снизить воздействие на клиентов, защитить инфраструктуру. Второе: научить нашу сеть переваривать всю аплинковую емкость без спецэффектов, параллельно ее расширяя.
По железу: разобрать кучу мелких маршрутизаторов и поставить шасси, расширить каналы или пересадить их напрямую на роутеры либо убрать переподписку. Параллельно: доработать DDoS-защиту до состояния, когда мы можем блокировать атаку быстрее, чем это заметят клиенты, на которых не идет паразитный трафик.
И стратегически: построить свои сети во всех локациях. И собственную защиту.
В первую очередь отказываемся от существующей системы подавления DDoS, потому что она приносит больше вреда, чем пользы. Сетевики начинают спать по очереди, текущий flow-мониторинг меняем на семплированный Inline IPFIX с payload-ом. Таким образом не ждем, пока соберется поток, и принимаем решения за секунды. Этот шаг помог уменьшить среднее время обнаружения каждой атаки: чтобы понять, что она началась и как нужно действовать, нам сначала нужна была пара минут, чуть позже — 15 секунд, а сейчас автоматика реагирует почти мгновенно.
Рабочая обстановка
Изначально управление было ручным, чуть позже принятие решений стало автоматизированным: мониторинг научился блокировать DDoS сразу же после обнаружения. В итоге за период с 14 по 20 сентября мы заблокировали более 20 тысяч отдельных паттернов.
В это время по всем каналам — в телеге, в соцсетях, в тикетах — клиенты переживали, ругались и задавали вопросы. И я их прекрасно понимаю. Кстати, о прекрасном:
Дорабатываем защиту: делаем ее быстрее, технологичнее, чтобы принимала максимально правильные решения. Разбираем всю старую архитектуру и избыточные куски сети — все под нагрузкой и идущими атаками и так, чтобы воздействие на клиентов было минимальным.
Примерно в это же время атакующие понимают, что мы что-то сделали, поэтому меняют паттерны. Мы стали получать мощные краткосрочные волны трафика, на которые не успевала реагировать ни наша программа, ни большинство предлагаемых на рынке защит: заливало настолько разнообразно и быстро, что наши стыки и некоторые обменники начали складывать в нас сессии по prefix-limit. В эти периоды бывало и такое:
❯ Строим свою сеть
Начинаем с Питера. План включал в себя апгрейд маршрутизатора с установкой дополнительных плат и подключение к различным каналам и точкам обмена трафиком. Цель — увеличить пропускную способность: нам нужно было научиться принимать трафик атак и блокировать более точечно, а не просто кидаться блекхолами и снимать префиксы. Кроме того, стало понятно, что объемы атак могут расти и нам нужно будет научиться расширять емкость более оперативно, не проходя весь цикл «найти железо → найти емкость → собрать».
Главный роутер в СПб. На скрине MX480 в составе 2xSCBE2, 2xRE-S-2X00x6, 4xMPC7E MRATE
Обычные маршрутизаторы не всегда эффективны для такой деятельности: они обладают слишком сложным и дорогим конвейером обработки трафика, предназначенным для других задач. Исходя из этого мы решили действовать комплексно: помимо расширения каналов и увеличения портовой емкости сервисных и пограничных маршрутизаторов начали внедрять пакетные платформы на базе Juniper PTX. Они хоть и попроще, но в них много дешевых 100G/400G-портов, как раз то, что нам нужно.
Благодаря хорошим отношениям с поставщиками мы смогли быстро найти сетевое оборудование: поставка заняла всего полтора месяца. Для техники такого класса это очень быстро.
В итоге в Питере мы добили емкость по основным направлениям до 500+ гбит, а по автономке у нас сейчас суммарно около терабита. Уже через две недели после этого ситуация в СПб стабилизировалась: емкости хватало, фильтры отрабатывали оперативно. В остальных локациях сеть была арендованная: и в Казахстане, и в Европе. По этой причине параллельно с выравниванием ситуации в Питере у нас появилась новая приоритетная задача: поставить в заграничные локации собственные маршрутизаторы и дотянуться до них из Питера — тянуться решили через M9.
Девятка до сих пор крупнейшая пиринговая точка и сосредоточение телеком-инфраструктуры РФ и СНГ. Кроме основных трасс для всей России, туда же заходят каналы от СНГ — зачастую единственные.
Магистральные каналы между площадками дают несколько преимуществ:
- Возможность отправлять и получать трафик через любые другие стыки Таймвеба во всех странах.
- Возможность предоставлять клиентам дополнительные сервисы в виде каналов связи.
- Наше управление не развалится никогда, даже если внешние стыки в локации будут забиты под полку.
Собственно, начинаем с Казахстана. Протянули канал до девятки и пустили трафик уже через свою сеть.
MX204 на девятке, собирает магистрали и внешние линки. Скоро заменим его 960-м и будем забивать сотками
Кстати, с доставкой в Казахстан повезло не с первого раза. На казахской таможне менялся состав — и все встало мертвым грузом. Ситуацию решили творчески: отправили одного из наших сотрудников везти 204. Забавно, что изначально мы собирались отправлять MX104 — довольно старую и давно снятую с поддержки платформу, которой, впрочем, с запасом хватает на нужды этой площадки.
MX104 со склада — кусочек истории телекоммуникаций
Но из-за ее громоздкости отправили 204 — и теперь в казахстанском ЦОДе у нас стоит платформа, которой хватит на целый машинный зал облака, а не на наши несколько стоек. На память осталась только фотка со стикером из аэропорта Екб:
К декабрю дотянулись и в Европу: теперь у нас есть узлы во Франкфурте и Амстердаме с арендованной магистральной емкостью. Там появились выходы и в интернет — через Tier-1 операторов, и на европейские обменники.
Следующий логичный шаг — перевели площадки в Амстердаме и Польше на свою сеть. Теперь нас никто не отключит в случае атак, как бонус — интернета стало больше и появились выделенные каналы для клиентских выделенных серверов, скоро будут и во всем Клауде. В итоге вы сможете не только заказать себе сервер с 10G-интернетом, но и расширить локальную сеть до любой нашей точки присутствия — с гарантированной полосой и любыми удобными вам настройками.
Раз уж пошли по локациям, то добавлю, что в этом году запустились и в Москве, в IXcellerate. Это Tier-3 с уникальной системой охлаждения по типу «холодная стена». Я там был на экскурсии — наверное, самое интересное, что я видел в России и СНГ, а поездил я немало. Пиво еще вкусное у них было — тоже плюс 🙂
Москва, кстати, у нас сразу же запустилась с нормальной архитектурой: широкие линки на стойку, 200G до девятки, масштабируемый слой агрегации. По умолчанию даем на все виртуальные серверы по гигабиту в секунду вместо 200 мегабит, на всех дедиках доступно 10G/40G по запросу. В результате, если клиентам это необходимо, мы можем дать гораздо больше емкости, чем могли бы в Петербурге еще полгода назад.
2xQFX5120-32C в IXcellerate
❯ Почему мы не спрятались за подрядчиками
На самом деле мы обращались к нескольким компаниям, но на тот момент уже стало понятно, что у нас не получится использовать их как общее средство защиты для всей сети.
Решения по комплексной защите от DDoS, по сути, делятся на два вида: это готовые решения, устанавливающиеся непосредственно на сети компании, и сторонние центры очистки трафика, через которые этот самый трафик нужно пропускать. На тот момент у нас существовали собственные чистилки и был опыт постройки подобных решений. Посоветовавшись с коллегами по цеху, решили двигаться именно по такому сценарию: принимать трафик → очищать большие потоки на уровне сети, привлекая центры очистки в отдельных случаях → заниматься тонкой очисткой с помощью вендорских решений.
Важно отметить, что при использовании внутренних решений для защиты от DDoS необходима сеть, способная обрабатывать и фильтровать трафик, не затрагивая других клиентов или локации. То, что отфильтровать не удалось, должно быть направлено на системы тонкой очистки с минимальной задержкой и воздействием на чистый трафик.
Необходимо было сначала усовершенствовать сеть до этого состояния, а затем заниматься внедрением коробочных решений. Мы переводили атакуемые подсети в партнерские центры очистки, хоть иногда это больше аффектило на нормальный трафик, чем помогало.
Такое положение дел было связано с характером самого трафика и с тем, что атаки были короткими и частыми: классифицировать «чистый» трафик в подсети, состав серверов которой меняется от недели к неделе, если не чаще, — малореально. А переключить маршрутизацию за время между атаками часто и вовсе не получается: цели меняются быстрее, чем BGP-апдейты распространяются по интернету.
❯ Что сейчас
Подобные атаки прилетают, но в целом мы научились их фильтровать: чистить на уровне сетевого оборудования или деприоритизировать/блокировать клиента, если объем превышает пороги.
Работы еще много: всю эту новообразовавшуюся сеть нужно резервировать и расширять. На М9 мы взяли целую стойку и собираемся ставить шасси MX960 — с большим запасом на будущее. Оно будет выполнять роль магистральной развязки, принимать внешние стыки и выступать ядром сети дата-центров по Москве, у нас там большие планы. Не забываем и про Северную столицу: платформа PTX10003 станет ядром нового узла на Кантемировской («Радуга»), где будет перемыкать магистрали и стыки с внешними сетями, выступая частью инфраструктуры очистки трафика в Санкт-Петербурге.
Находимся на этапе тестирования с Servicepipe: будем пробовать систему уже тонкой очистки трафика — если атака на клиента не угрожает инфраструктуре, не полностью все блокировать, а принимать трафик атак на себя и отдавать клиенту уже очищенный, вплоть до L7.
Много работы будет по пирингам: думаем, что скоро мы сделаем прямые подключения к Google, AWS, Azure и другим гиперскейлерам. Хотим организовывать серьезные продуктовые преимущества для наших клиентов: если ваш продукт требует очень хорошей связности с мировыми облаками или у вас мультиклауд — мы сможем обеспечить как хорошую связность по интернету, так и выделенные линии, если потребуется.
Для выделенных серверов по части сети у нас получилось очень интересное предложение. По запросу скорости мы даем вплоть до 100—200 гигабит на сервер, так мало кто умеет. Кроме простого интернета — широкий набор сетевых решений: тут и более-менее стандартные L2/L3 VPN на MPLS, и любые манипуляции с внешней маршрутизацией. Для владельцев своих AS соберем транзит, притянем любую популярную точку обмена трафиком. Для тех, кто хочет ими стать, — поможем выпустить ASN, арендовать или купить сети, анонсировать их в мир.
Глобально у нас были компетенции, ресурсы и возможность их тратить на инвестиции в сеть, были контакты и налаженные взаимоотношения с огромным количеством людей. Все это очень сильно нам помогло.
❯ И напоследок — неудобный вопрос от маркетинга
— Почему не начали делать все это раньше, а триггером стало то, что на нас пришла атака?
Расширение в целом планировалось, Таймвеб всегда делал упор на качество сети, но процесс шел постепенно. Исторически мы сфокусировались на нашем центральном хабе в СПб, а стройка в остальных локациях планировалась по мере их расширения.
А почему атаки стали триггером? Все банально. Во-первых, мы поняли, что начали расти сильно быстрее, чем планировали. Стало понятно, что нужно больше емкости, больше сервисов — и не когда-то, а сейчас. Во-вторых, появились новые угрозы, которые не отражаются стандартными средствами. В какой-то момент мы переросли «стандартные» подходы, которые мог бы использовать игрок меньшего размера, — нужно было пилить какой-то кастом или средствами сторонней компании, или самостоятельно. Мы выбрали второе.
Автор:
MadRinger_42