История админа игроклуба, часть вторая

в 5:41, , рубрики: айтишной ностальгии пост, История ИТ, прошлое там, пять минут на десятую машину, Читальный зал, метки: , ,

Этот топик — продолжение вчерашних воспоминаний о клубной жизни. Если честно, я писал его с расчётом на то, что читатели примутся в комментариях делиться воспоминаниями о своих первых, связанных с ИТ, работах (такие посты довольно популярны на несуществующем) — но вместо этого получил волну ностальгии от тех, кто как и я, начинал карьеру админом в игровом клубе.

Но что же, если ностальгия вам прельстива и любовна — да будет так.

Буквально сразу после ухода из «Стелса» я устроился на работу в другой компьютерный клуб под названием «Киберград».
После хлева, которым был «Стелс», новое место работы казалось мне почти что раем. Нормированная шестичасовая смена, чёткий круг обязанностей, зарплата без задержек раз в две недели, и, что самое главное, свободный график. Кроме меня там админила ещё куча народа, мы договаривались между собой о графике дежурств, в результате удобно было всем. Я к тому времени уже восстановился в институте, так что меня такой вариант очень устраивал.
Работы обычно бывало много, поэтому время пролетало незаметно. В мои обязанности входило техобслуживание компьютерного парка, обслуживание пользователей, ну и контроль «машинного времени» конечно же.

В тех редких случаях, когда делать было нечего, можно было свободно ползать в интернетах (официально это не одобрялось, но все админы прекрасно знали, как обойти прокси).
Собственно, в «Киберграде» всё было чётко и правильно. Нормальные компьютеры, отличная система удалённого администрирования, быстрый интернет, и даже система резервирования и восстановления данных. Даже UPS на раздающем интернет сервере имелся, что тогда было довольно круто. Кроме прочего, клуб был чуть ли не единственным местом, где можно было купить или обналичить WebMoney, воспользоваться IP-телефонией, или получить любую другую компьютерную помощь.
Там же находился маленький магазинчик, торгующий всяким снеком, пивом-водами и даже пиратскими игровыми дисками. На кассе обычно сидела какая-нибудь пенсионерка — работали они по тому же принципу междусобойной договорённости. Большинство пенсионерок были типичные постсоветские бабульки, которые занимались строго своими обязанностями, но одна из них была бывшей школьной учительницей, которая за многие годы борьбы с человеческими личинками выработала железобетонный характер, феерическую наглость, и взгляд, подавляющий волю и сердцебиение.
С одной стороны, эти качества были весьма полезны. Школиё, составлявшее большую часть постоянной клиентуры клуба, побаивалось этой бабули, и особо не хулиганило в её пристутствии. С другой стороны, непомерное ЧСВ бабули велело ей вмешиваться и в мою работу, или даже пытаться решить проблемы, в которых она ничего не понимала. Мне, после долгих месяцев общения с гопотой в «Стелсе» было несложно справляться с неудержимым напором бабулиной активности (я могу игнорировать почти любые психические раздражители), а другие админы с менее тренированной психикой от неё натурально выли.
Меня она смогла «достать» буквально пару раз. Однажды, отлучившись с рабочего места, я заметил, что бабуля сидит и нагло читает мою личную почту на незаблокированном компе (блокировать было нельзя, там был мониторинг). Я от такой наглости, приху… гм, мне это не понравилось, и я жёстко одёрнул бабку — вони от неё потом было на весь день, про неуважение к старшим, и всё такое.
А однажды она по рассеянности неправильно посчитала какому-то клиенту стоимость услуг. Я вежливо напомнил, что она пропустила несколько пунктов при подсчёте, разразилась шикарная истерика — бабка бегала, ругалась и даже побежала жаловаться хозяевам клуба, которые её, впрочем, заткнули.
Но, в целом, сосуществование было вполне мирным.

Сами хозяева почти не вмешивались в нашу повседневную работу, разве что иногда предлагали какие-то улучшения, которые, опять же, составлялись по просьбам клиентуры. Я занимался своими делами — устранением технических проблем, помощью пользователям, и, за отдельные денежки «продавался в аренду», что означало любую компьютерную помощь, от помощи с регистрацией аккаунта в ICQ, до задач куда более нетривиальных.
Скажем, однажды клиент попросил сделать ему сайт. После расспросов выяснилось, что он просто хочет показать свои отпускные фотки друзьям, разместив их в сети. Сейчас-то с этим легко справится любая домохозяйка, зарегистрированная в любой социалке, но в то время это был почти квест. Решение квеста: регится сайтик на narod.ru, в ACDSee генерируется HTML-страничка с превьюшками, и вместе с фотками заливается на народ. Клиент записывает ссылку и уходит довольный.

А клиентура у клуба была самая разнообразная: школиё (куда без него), дошколята, студенты, тётеньки, дяденьки, гопота (ну и без неё тоже никак), про-геймеры, и даже вьетнамцы. В городе процветала своя вьетнамская община, и совершено не говорящие по русски вьетнамцы, похожие на голодающих подростков, частенько приходили звонить на родину по скайпу. Объяснялся я с ними жестами, причём весьма успешно — хотя со стороны это выглядело, надо полагать, презабавно.
С количеством посетителей проблем особых не было никогда — многие завсегдатаи приходили к самому открытию и выгонялись насильно только перед самым закрытием клуба. Днём постоянно было полно народа, а в предсессионый период ко мне тянулись очереди из студентов, которым требовались рефераты и курсовые Я уже тогда стал понимать, что образованию в этой стране приходит хана — многие посетители даже не очень представляли, что должно содержаться в искомых трудах. И ладно бы, если найденная информация использовалась для изучения и «творческого переосмысления» — чаще всего на титульник вписывались нужные данные и чужая работа отправлялась на печать. Учитывая, что многие студенты были постоянными клиентами — это вполне прокатывало.

Но искать рефераты было хотя бы интересно, гораздо меньше мне нравилось работать с мобильниками (да что там — я это просто ненавидел!). Тогда понтование мобилами имело характер эпидемии, к тому же существовал огромный зоопарк всевозможных устройств любых форм-факторов, цветов и возможностей, при этом разобраться с внутренностями девайса простому смертному было нереально.
Вспомнил об этом я потому, что одной из услуг клуба была закачка контента на мобильники. Клиентам гарантировалась поддержка абсолютно любых устройств (это была принципипальная позиция владельцев клуба). Вёлся даже учёт того, какие телефоны у нас не поддерживаются, и для них доставалось всё необходимое, так что в наличии у нас были десятки разных проводов и тысячи всяких программ для синхронизации. Всё это только подкидывало дров в священную топку моей ненависти — частенько у одного производителя разные модели телефонов имели разные типы коннекторов, и синхронизировались разными софтинами. Блютуз и, тем паче, WiFi были далеко не на всех мобильниках, а вот инфракрасный приёмник был почти везде. Ну и приходилось синхронизироваться по IrDA, что было медленно, неудобно и глючно. А были такие телефоны, у которых через инфракрасник работало одно, а через провод — другое. А количество форматов, понимаемых телефонами? Одни жрали mmf, вторые — mid, третьи — mp3, четвёртые — wav, но не pcm, а своего формата… И для всего этого были конвертеры, тысячи их! Запомнить, какая комбинация софта и проводов к какому мобильнику подходит было просто нереально. Многие клиенты, заплатившие за установку «Владимирского централа» или «Бумера» себе на рингтон, нервничали, видя, что я вторые полчаса (а оплачивалось время!) не могу подобрать нужную комбинацию… Как же я это ненавидел!
Иногда, впрочем, прокатывало сказать пользователю что, мол, извините, ваша мобила настолько крутая, что проводов для неё у нас ещё нет — это когда бабушки-продавщицы не было рядом. Клиент тогда уходил очень довольный, а я вздыхал чуть свободнее. Впрочем, со временем я стал ориентироваться в моделях и названиях не хуже гопника, зарабатывающего на семки продажей отобранных мобил — теперь, во времена айфонов и андроидов мне это очень пригодилось.

Ну не будем о грустном, вспомню-ка я что-нибудь весёлое.

А что может быть веселее хорошей, задорной драки? Много ли надо подрастающему организму для перехода в боевой режим? «Ты чё, казёл, меня с ножа?» — «А ты чё палишь, cyka-крыса?» — и понеслось!
Я, как человек мирный и сильный, брал бойцов за шкирку и выкидывал на улицу. Да, вот так, просто — отлучения от любимой контры хватало для того, чтобы противники тут же мирились, и шли проситься обратно. Откровенных же синяков я в клуб не пускал, так что случаев, когда из какого-нибудь школьника выколачивали деньги при мне не было.
Случались, конечно, другие мелкие неприятности. Раздолбанные в пылу сражения мыши, оборванные провода наушников — это ерунда и дело житейское. А вот воровство огорчало, причём воровали, как правило, те же завсегдатаи. Могли свистнуть у зазевавшегося посетителя оставленный без присмотра телефон, или какую-нибудь другую ерунду. Тогда в дело вступали пользующиеся непререкаемым авторитетом хозяева клуба, просившие по-хорошему вернуть «найденный» телефон — и ведь возвращали! Один раз только у кого-то насовсем свистнули панельку от магнитолы, и дежурившего в тот день админа штрафанули за недосмотр. Но это был случай практически единичный.
А вот с руганью было очень плохо. Человеческие личинки, погрузившиеся в контру, не контролируют свой речевой аппарат, и общаются исключительно матом. С одной стороны — что тут поделать, с другой стороны — очень неприятно, особенно если родители оставили рядом какого-нибудь дошколёнка играть в GTA, а он вместо этого учится современным приёмам диалектики.
Мы, по мере сил, с этим боролись. Было введено правило — за каждое матерное слово штрафовали десятью минутами игры (определить по голосу, кто из завсегдатаев ругается было нетрудно). Это помогало, но ненадолго — увязший в контре школьник снова отключался от внешнего мира и сыпал выражениями скудными по смыслу, но богатыми эмоционально. В таких случаях приходилось удалённо вырубать игру насовсем, после чего школьник моментально возвращался в эту реальность, прибегал извиняться и клянчить отобранное время обратно.
Иногда дети выклянчивали поиграть «в долг». Это было жёстко — многие зависели от игрушек почти физически, особенно игроки в невообразимо популярную тогда «линейку». Особенно мне запомнилась одна малолетняя парочка, брат и сестра, близняшки лет десяти на вид.
Они были какими-то полубеспризорными детьми, грязными и худыми. Их родителей никто не видел, денег у них почти никогда не было, и играли они «доигрыши» — когда кто-то уходил раньше времени, оставляя пять-десять оплаченных минут. Если не было других клиентов, я разрешал поиграть этим малолеткам.
Но такое бывало не часто, и тогда они устраивали истерики. Это выглядело как самая натуральная наркоманская ломка — они выли и катались по полу, до тех пор, пока не бывали выкинуты на улицу. Там они успокаивались и начинали «мстить»: кидаться камнями в стекло, орать под дверью. Дикие дети, городские Маугли… Закончиться это могло только когда им надоест — то есть никогда, других занятий у них всё равно не было.

Иногда в клубе устраивались турниры по контре и ночные игры. И то и другое оплачивалось админу в двойном размере, так что я частенько вызывался поработать на таких мероприятиях.
Турнир, обычно, назначался заранее. На форуме клуба отписывались желающие побороться команды, обговаривалось время, и, иногда, призовой фонд. В назначенный день и час команды прибывали на место и клуб закрывался для остальных посетителей. После этого начиналась толкучка — собирались деньги в оплату времени, почти всегда «про-геймеры» просили присоедить свои мышки или закинуть на компьютеры свои конфиги. Договаривались, кто в какой комнате будет играть (в клубе было два зала, обычный и «VIP», с компами чуть мощнее и отдельными кабинками), ставились перегородки, чтобы «никто не палил».
Потом оно начиналось.
Такие игры, надо сказать, проходили с гораздо меньшим количеством словесной агрессии, хотя и не без отсутствия мата вообще. Наблюдать игру мог каждый желающий — игровой сервер был доступен из провайдерской подсетки, и частенько там висела куча «спектров», комментирующих ход матча в местном irc-канале. Если матч заканчивался раньше, чем выходило оплаченное время, устраивались свободные игры, в которых наблюдатели с «гостя» уже могли принять участие — в принципе, на быстром модемном соединении игралось даже почти без лагов. Сам я иногда присоединялся к игре со своего компьютера, хотя больше уважал квейк, в который почему-то играли на порядок реже.
Ещё играли в варкрафт (доту), NFS, GTA, и невероятно убогую, на мой взгляд, игру «Достань соседа». Другие игры почти не пользовались популярностью, ну, кроме упоминаемой уже «линейки». Был паренёк, приходивший играть в Diablo II; каждый раз, завершив игру, он просил меня скинуть сейвы ему на дискету.

Ночные же игры представляли собой чистую вакханалию. Во-первых, руководство разрешало снимать клуб на ночь, только когда все места были зарезервированы. А это — полтора десятка рыл не считая админа. Во-вторых, управление магазином передавалось тоже в руки админа. Он мог продавать всё, что было можно, и обычно до утра доживали не все — ну неудачная это идея, использовать пиво в качестве энергетика.
Но работать по ночам было всё равно интересно, инцидентов на моей памяти никогда не было, и даже накачавшиеся пивом игроки слушались мне беспрекословно.

Проработал я в «Киберграде» что-то около года, и вспоминаю о том времени частенько — здорово было ведь. Игроклуб, насколько я знаю, просуществовал довольно долго, пережив даже тотальные проверки на нелецензионный софт — и закрылся только после массового распространения дешёвого интернета.

Автор: Antikiller

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js