Табличка из Киша (около 3500 г. до н. э.)
То, что читать полезно, не подвергается сомнению. Но ответы на вопросы “Чем именно полезно чтение художественной литературы?” и “Чтение каких книг предпочтительнее?" различаются в зависимости от источников. Следующий ниже текст — это моя версия ответа на эти вопросы.
Начну с очевидной мысли о том, что не все литературные жанры полезны одинаково.
Я бы выделил три основные области
Естественно, техническая и справочная литература будут сильнее развивать фактологию, учебная — методологию, мемуары и прочая историческая литература — опыт.
Каждый может выбирать то, что ему нужнее, как тренажер в спортивном зале.
А как же художественная литература? Она делает возможным объединить это все на абстрактном примере и усвоить. Художественная литература появилась раньше письменности — люди,
Василий Перов “Охотники на привале”. 1871
“Пошёл как-то раз Евросий по грибы. Полное лукошко набрал, слышит, а через кусты кто-то ломится. Он глядь, а это медведица. Ну он, понятное дело, лукошко бросил, а сам на дерево влез. Медведица — за ним...”
Далее следует рассказ о том, как Евросий перехитрил медведицу и спасся.
Постепенно эти рассказы стали обрастать приёмами, поддерживающими внимание слушателя, и стали одним из первых видов развлечения, при этом сохраняя свои образовательные функции. Охотничьи рассказы перерастали в мистические истории, баллады и саги. Постепенно появился специальный род деятельности — рассказчик (бард), который умел запоминать большие объемы текстов наизусть. По мере развития письменности эти тексты стали записывать. Так и появилась художественная литература, совмещающая в себе самые разные функции, оставаясь при этом мощнейшим педагогическим методом.
Со временем появилась и чисто развлекательная литература, которая, как может показаться на первый взгляд, не несет в себе никаких полезных практических функций. Но это, конечно, только на первый взгляд. Если присмотреться повнимательнее даже к самому глупому романчику, то и он обладает мало-мальски связным, пусть и рельсовым, сюжетом, десятком-другим персонажей, которые как-то друг с другом взаимодействуют. Там есть какие-то пространственные описания, интриги, отношения и т.п. Всё это требует некоторых умственных усилий: приходится помнить, кто есть кто, что делали и говорили персонажи в предыдущих главах, мы будем автоматически пытаться предугадать, как будет развиваться сюжет, какие приемы используют персонажи, чтобы добиться своих целей. Это и многое другое постепенно тренирует и улучшает работу
В качестве теста/примера попробуйте разобрать, почему какой-то заведомо глупый и плохой детектив плох и чем конкретно.
По мере роста багажа прочитанного читатель начинает распознавать отсылки на другие произведения и скрытые в них смыслы. Вслед за этим меняются и жанровые предпочтения. Фундаментальный роман или биография уже не кажутся нудными и скучными, они читаются с удовольствием, и в итоге username иногда (на самом деле довольно мало) даже может что-то запомнить или применить на практике.
Сила художественной литературы заключается в том, что она безумно интересна. И читать нужно то, что интересно вам лично. Не стоит пытаться прыгнуть выше головы и читать книги, смысл которых от вас ускользает практически полностью. Это вряд ли что-то даст. Желательно повышать сложность постепенно, как это делают дети. От сказки — к приключенческой повести. От приключений — к детективу, от детектива — к эпическому фэнтези или научной фантастике и т.д. Этот процесс занимает целую кучу времени (всю жизнь), но, как минимум, позволяет поддерживать
Автор: Two_Sheds