Кадр из фильма «Послезавтра»
Термин «клай-фай» предложил в 2007 году писатель и участник движения против изменений климата Дэн Блум. Он хотел легко запоминающееся слово, чтобы привлечь внимание к проблеме глобального потепления. Три года спустя этот термин использовал Скотт Тилл в статье для Wired, а в 2011 году писательница Маргарет Этвуд начала называть книги о климатических изменениях клай-фаем, она использовала этот термин в своем твиттере, тем самым сообщив о нем 500 000 своих подписчиков. С этой точки зрения жанр клай-фай можно назвать ультрасовременным явлением в литературе, которое возникло как простой интернет-мем и превратилось в отдельный жанр благодаря силе соцсетей.
Но произведения об изменении климата встречались и ранее. Еще Жюль Верн обыгрывал подобные идеи в своих романах в 80-е годы XIX века. Тема изменений, вызванных деятельностью человека, не звучала в литературе вплоть до середины XX века. По мере роста внимания общественности к этой проблеме она набирала популярность среди писателей.
Я попыталась расположить в хронологическом порядке книги, которые можно отнести к этому новому жанру. Предлагаю в комментариях дополнять список. Если перевода на русский язык нет, в скобках указаны имя автора, название книги на английском и год публикации.
19 век
Иллюстрации к книге «Вверх дном», wikimedia
В книге Вверх Дном (1889), заключительной части трилогии о «Пушечном клубе», Жюль Верн описывает последствия сдвига земной оси.
В другой его книге, Париж в 20 веке (1863) показан антиутопический Париж в 1960-е годы. Температура в Европе падает до -30 градусов и холода продолжаются три года. Книга была опубликована только в 1994 году. Сразу роман напечатан не был (в первую очередь выходили более интересные книги Жюля Верна), а потом рукопись затерялась.
Она была обнаружена в 1989 году праправнуком Жюля Верна, в запертом сейфе. Он считался пустым и ключ от него был потерян. Потомок писателя решил в этом убедиться – и сейф был вскрыт с помощью взрывчатки. Внутри обнаружили множество бумаг, в том числе и рукопись романа. Но некоторые источники считают историю со взрывом «пустого» сейфа рекламной и выдуманной специально для привлечения внимания покупателей.
20 век
Действие романа Александра Беляева Продавец воздуха (1929) происходит в Якутии в районе полюса холода. Коммерсант Бэйли сжижает воздух из атмосферы. В результате Земля начинает терять атмосферу и в мире наступает катастрофическая нехватка воздуха. Воздух становится товаром.
Александр Казанцев в своем произведении Пылающий остров (1936) пишет об острове, на котором есть природный источник газа-катализатора, вызывающего реакцию соединения содержащихся в воздухе кислорода и азота, сопровождающегося выделением большого количества тепла. В какой-то момент эта реакция запустилась. Огромный костёр, в который превратился остров, пожирает кислород из атмосферы планеты, постепенно делая её поверхность непригодной к обитанию.
В книге морского биолога Рейчел Карсон Под морским ветром (Rachel Carson, Under the Sea Wind, 1941) содержатся наблюдения за несколькими прибрежными зонами в 1930-х годах, части которых после Второй Мировой войны уже не существует. Вместе с книгами Край моря и Море вокруг нас трилогия исследует всю океанскую жизнь от берегов до глубин.
by indojo from deviantart
В романах Джеймса Балларда Ветер ниоткуда, Водный мир, Сожженный мир (1961-1964) в центре сюжета – природные катастрофы, вызванные изменениями климата: в первом цивилизация постепенно исчезает из-за непрерывных ветров ураганной силы, во втором из-за солнечной радиации происходит таяние полярных льдов и рост уровня моря, в третьем климатическая катастрофа стала следствием нарушения круговорота осадков из-за промышленного загрязнения.
21 век
2000 — 2010
В романе Сьюзан Гейнс Углеродные сны (Susan M. Gaines, Carbon Dreams, 2000) океанограф Тина Аренас изучает климат далекого геологического прошлого, но полученные ею данные имеют последствия для современного мира. Вовлекаемая в растущие споры по поводу глобального потепления, Тина изо всех сил пытается разобраться в своих противоречивых обязанностях перед наукой и обществом.
В романе Маркуса Седжвика Затопленные земли (Floodland, Marcus Sedgwick, 2000) глобальное потепление приводит к подъему уровня моря, города становятся островами и цивилизации рушатся. Десятилетняя Зои Блэк осталась в Норидже, она находит лодку и прячет ее, пока не сможет отправиться в море, чтобы найти своих родителей.
А вот о Маргарет Этвуд следует рассказать немного подробнее. Так как именно она начала называть книги о климатических изменениях клай-фаем. C тех пор слово стало использоваться всё чаще. Думаю сейчас самая известная ее книга это недавно экранизированный «Рассказ служанки». Действие происходит в будущем в вымышленном тоталитарном государстве — Республике Гилеад, представляющей собой псевдо-религиозную теократию. Гилеад находится на территории современных США и постоянно ведёт войну с соседними странами. В будущем только одна из ста женщин способна иметь ребёнка, поэтому женщин из простого народа отправляют в специальные лагеря, где их готовят к исполнению единственной функции — зачатию и рождению детей для офицеров, чьи жёны не способны на это.
А серия ее книг, относящихся к клай-фаю, это Орикс и Коростель (2003), Год потопа (2004), Безумный Адам (2013). В романе «Орикс и Коростель» Этвуд показывает мир, где «социальное неравенство, генетические технологии и катастрофические изменения в климате привели, в конце концов, к некоему апокалипсису». Главный герой книги, Джимми, живет в «мире, разделенном между группами корпораций», состоящем из коттеджных поселков, которые выросли и стали городами-государствами, и рабочих кварталов, «опасных, перенаселенных и загрязненных», где живут рабочие. «Год потопа» — это амбициозная панорама мира, стоявшего на грани рукотворной катастрофы — и шагнувшего за эту грань; мира, где правит бал всемогущая генная инженерия и лишь вертоградари в своем саду пытаются сохранить многообразие живой природы. В третьей книге трилогии автор приводит конец апокалипсиса и рождения нового мира.
В романе для подростков Джули Бертагны Исход (Julie Bertagna, Exodus, 2003) население острова сталкивается с угрозой затопления из-за подъема уровня воды в результате таяния льдов, вызванного глобальным потеплением. 15-летняя Мара должна найти способ спасти себя, деревню и, самое главное, весь мир.
В романе Майкла Клейтона Государство страха (2004) факт того, что глобальное потепление вызвано человеком, подвергается сомнению. Климатические преобразования показаны, как «глобальное псевдонаучное надувательство», а научный взгляд на климатические изменения подвергается критике.
В трилогии Кима Стэнли Робинсона Наука в столице (Kim S. Robinson, Science in the Capital 2004, 2005, 2007) показано недалекое будущее. На Земле постепенно происходит экологическая катастрофа. Глобальное потепление, таяние льдов, изменение тока Гольфстрима, и как следствие всего — нарушение климата по всей планете, и наступление нового ледникового периода. Ученые отчаянно, изо всех сил борются за будущее человечества, но в игру также вмешиваются деньги, политика и грязные интриги.
Кадр из фильма «Дорога»
Действие романа Кормака Маккарти Дорога (2006) происходит спустя годы после какой-то глобальной катастрофы, возможно, ядерной войны, которая разрушила города и стала причиной гибели людей, животных и растений. Главные герои — отец и маленький сын, родившийся уже после катастрофы — пытаются пешком пересечь территорию бывших США и выйти к далекому и желанному морю.
Книга Жанетт Уинтерсон Каменные боги (Jeanette Winterson, Stone Gods, 2007) рассказывает о вымышленной планете Орбус, которая очень похожа на Землю, и страдает от недостатка ресурсов и крайне жестких последствий изменения климата. Обитатели планеты надеются начать пользоваться возможностями, предлагаемыми новой открытой планетой – Блю, которая кажется людям прекрасным уголком для жизни.
Действие романа Паоло Бачигалупи Заводная (2009) разворачивается в 23-м веке в футуристическом Бангкоке. Мир «Заводной» представляет собой антиутопию: огромные территории суши были в результате глобального потепления поглощены мировым океаном, углеводородные источники топлива почти истощены, большая часть техники работает на заводных пружинах различных модификаций. На первые роли выходят биотехнологии: могущественные международные корпорации, выпускающие генетически модифицированные сельскохозяйственные культуры, животных и даже людей, не гнушаются биотерроризма, использования частных армий и политических интриг. Для мира «Заводной» стали привычны экологические катастрофы с массовым голодом и эпидемиями, уносящими целые народы.
Действие его шестого романа Нож для воды (2015) происходит в недалеком будущем на опустошенном засухой юго-западе Соединенных Штатов. Журналистка, описывающая гибель города Финикса, осмеливается заглянуть за кулисы системы распределения воды.
Роман Иэна Макьюэна Солнечная (2010) рассказывает историю о том, как физик исследовал способ борьбы с изменениями климата путем извлечения энергии из искусственного фотосинтеза.
2011 — 2018
Getty Images
Первая книга Мойры Янг Хроники песчаного моря (Mjira Young, Blood Red Road, 2011) открывает трилогию Песчаные земли. Саба всю жизнь провела в Силверлейке — пустыне, разоряемой песчаными бурями. Цивилизация давно разрушена, оставив людям лишь мусорные свалки. Но с Сабой все в порядке пока рядом ее брат-близнец Лу. Когда Лу похищают Саба отправляется на его поиски, открывая для себя уродливую реальность внешнего мира.
Предвестником катастрофы может стать даже самое безобидное существо, например бабочка. В книге американской писательницы Барбары Кингсолвер Настроение полета (Barbara Kingsolver, Flight Behavior, 2012) жители небольшой деревни обнаруживают, что долина за их домами покрыта миллионами бабочек монархов. Профессор университета, который изучает монархов, предупреждает местных, что, хотя бабочки прекрасны, перемещенные из своего типичного места зимовки в Мексике, они являются тревожным симптомом глобального изменения климата.
В мире не осталось воздуха. Чтобы выжить за воздух нужно платить. А если нечем? И что, если вы думаете, что все может быть по-другому? В романе для подростков Сары Кроссан Дыши (Sarah Crossan, Breathe, 2012) большая часть человечества умерла после падения уровня кислорода. Оставшиеся в живых защищены стеклянными куполами. Защищены или в ловушке? Алина считает, что окружающую среду можно спасти. Куинну никогда не приходилось беспокоиться о наличии достаточного количества воздуха. Его друг Беа, наоборот, беспокоится только о воздухе. Втроем они изменят все.
Главный герой книги Джорджа Тернера Море и лето (George Ternet, Sea and the Summer, 2012) Френсис Конвей — Свилл, один из 90 процентов, вынужденных существовать на пособие штата в 2041 году. Мальчик растет. И без того сложная жизнь становится невозможной для Френсиса и подобных ему, поскольку коррупция, игнорирование проблем властями и природа сговорились превратить дома Свилл в водную гробницу. Теперь мальчик должен найти способ избежать надвигающейся волны бедствий.
Джефф Вандермеер Аннигиляция (2014). Никто не знает, откуда взялась Зона Икс – смертельно опасная территория, кишащая аномальными явлениями. Там не бегают чудовища, оттуда не приносят трофеев, и охотники за наживой там не промышляют. Тайная правительственная организация отправляет в Зону одну исследовательскую экспедицию за другой, но чаще всего те не возвращаются – или возвращаются, но неуловимо и страшно изменившись. Сможет ли новая, двенадцатая, экспедиция в Зону добиться того, что не удалось предшественникам, и раскрыть тайны этого проклятого места? То, что пишет Вандермеер, — это «новая странная» (new weird) фантастика, но с клай-фаем ее роднит смещение фокуса с человека на что угодно. В «Аннигиляции» пейзажи Зоны Икс не нуждаются в том, чтобы быть увиденными людьми, а экосистема заботится сама о себе и, кажется, неплохо справляется.
В книге Эмми Итяранты Память воды (2014) (на финском вышла в 2011 году под названием «Дневник чайного мастера») перед читателем предстает мир, который может стать реальностью: нет больше зим, земля превратилась в пустыню, а реки давно пересохли, оставив на поверхности земли лишь шрамы. В нем правят военные, превратившие пресную воду в мощное средство контроля над людьми. Вода распределяется по карточкам, и любое нарушение карается без всякой пощады.
Новый роман Дэвида Митчелла Костяные часы (Простые смертные, 2014) структурно почти полностью копирует его же «Облачный атлас». 6 глав, 6 связанных между собой историй. В последней части, действие которой происходит в 2043 году, мир попадает в «Эндаркенмент»: изменение климата настолько истощило ресурсы, что люди должны жить за пределами земли. Ирландия умеренно стабильна благодаря сделке с Китаем — но китайцы прекращают поддержку, оставив Ирландию в состоянии путаницы и насилия.
Кирстен Реймонд никогда не забудет последнее выступление Артура Линдера, известнейшего голливудского актера, умершего прямо на сцене во время постановки «Короля Лира». Через пару недель эпидемия смертельного грузинского гриппа опустошит и разрушит цивилизацию… Спустя двадцать лет Кирстен вместе с маленькой театральной труппой «Дорожная симфония» бродит между поселениями выживших и пытается сохранить останки культуры. Но после прибытия в городок Сент-Дебора, обитель опасного самопровозглашенного пророка, жизнь актеров оказывается под угрозой. Жуткая и одновременно лиричная, Станция Одиннадцать Эмили Сент-Джон Мандел (2014) рассказывает историю об отношениях, поддерживающих нас, об эфемерном характере славы и о красоте мира, который мы знаем.
Питер Брейгель Старший, Пчеловоды
Роман норвежки Майи Лунде История пчел (2014) — антиутопия, скрещенная с семейной сагой.
1852-й год, Англия. Любитель-естествоиспытатель Уильям Сэведж, отягощенный большой семьей и денежными затруднениями, впадает в депрессию, потому что отказался от мечты своей юности — занятий наукой. Вынырнув из душевной трясины, он решает изобрести новый улей, который прославит его имя и даст достаток его семье.
2007-й год, Америка. Потомственный пасечник Джордж Сэведж мечтает, что его дело продолжит сын, но у того другие планы. В конфликт сына и отца неожиданно вмешивается совсем иная трагедия, куда большего масштаба, чем семейный раздор.
2098-й, Китай. Тао опыляет фруктовые деревья. Пчелы давно исчезли с лица планеты, как и прочие насекомые. Землю накрыл голод. Роль опылителей исполняют бесчисленные тысячи людей, заменившие пчел. Предсказуемую жизнь Тао и ее семьи взрывает несчастье, за которым стоит какая-то тайна.
«История пчел» — роман о необратимых изменениях, что человек вносит в окружающий мир.
Золото, слава, апельсины (Claire Vaye Watkins, Gold Fame Citrus, 2015) — дебютный пост-апокалиптический роман Клэр Уоткинс про Юго-Запад США, где практически не осталось воды, и регион оказался отрезанным от мира. Высохшая Южная Калифорния. Лу, из которой в детстве сделали символ движения за охрану окружающей среды, и Рей, дезертир, ставший серфером, живут сквоттерами в заброшенном особняке. Жителей региона называют «мохавами», вооруженные ополченцы не дают им переходить границу на север, в более богатые водой места. Большинство из них дали эвакуировать себя в лагеря на востоке. Оставшиеся немногочисленные уклонисты выживают на строго ограниченных пайках воды и колы, а также на всем, что им удается найти и награбить. Однажды они находят таинственного ребенка, и впервые у них появляется шаткая надежда на лучшее будущее.
Ким Робинсон Нью-Йорк 2140 (2017). Уровень мирового океана поднялся, и улицы превратились в каналы. Каждый небоскреб стал островом. Но для обитателей площади Мэдисон Нью-Йорк 2140 года — вовсе не мертвый город. Рыночный торговец, который умеет найти новые возможности там, где другие находят только неприятности. Полицейский, чья работа никогда не закончится. Вместе с юристами, разумеется. Звезда интернета, за приключениями которой на воздушном шаре следят миллионы зрителей, и управляющий домом, заслуживший уважение вниманием к деталям. Двое мальчишек, которым здесь не место, но другого дома у них нет. И эти двое окажутся важнее для будущего, чем кто-либо может вообразить. И, наконец кодеры, временные жильцы на крыше. С их исчезновения начнется цепочка событий, которые станут угрозой для всех и вся, включая давно скрывшееся под водой основание города.
- Жанр клай-фай: могут ли книги спасти планету?
- Климатическая фантастика («клай-фай») — лучшие романы
- «Удовольствие наблюдать за умирающей планетой». Анатомия клай-фая — книг о том, как природа отомстит человеку
- Gold Fame Citrus by Claire Vaye Watkins (2015)
- Слово недели: Клай-фай
- Рэйчел Карсон. Инициатор развития нового экологического движения.
- Cli-Fi: Climate Change Fiction
- Sarah Holding’s top 10 cli-fi books
- Five of the best climate-change novels
- 13 Female 'Cli-Fi' Writers Who Are Inspiring A Better Future
- Лаборатория Фантастики
Автор: urticazoku