Как я учил английский, и что из этого вышло.
TL/DR: стало лучше, но есть куда расти. Остальные заметки сплошное капитанство, да еще и с ошибками. Простого пути с одной волшебной таблеткой нет.
Третьего дня читал заметку Экзамены IELTS и TOEFL: зачем они нужны и как их сдают?
Что характерно, статья компании, которая, казалось бы, должна что-то знать про английский язык, полна фактическим ошибками, причем ошибки, неточности и недоговорки идут с первых слов. Например, Для поступления в заграничный ВУЗ и миграции часто сдают кембриджский экзамен IELTS — International English Language Testing System
Это недоговорка или ошибка — для экзаменов в зарубежный вуз сдают не просто IELTS (General Training), а IELTS Academic. IELTS Academic очень сильно отличается от IELTS General Training, и они оба от TOEFL. Единственное общее место — все три теста проверяют уровень знания английского
Или вот:
С другой стороны, TOEFL смешивает разные аспекты в рамках одной части. Как вы можете видеть из описания экзамена, задания формата integrated заставляют вас реагировать на прочитанную или прослушанную информацию
Ничего подобного. Задание integrated состоит в следующем — дается мнение-1 письменный текст на заданную тему (reading), и мнение-2 (чье-то, устное — listening) по той же теме. Устное мнение может быть как «за», так и «против» мнения-1, и задача — выбрать ключевые пункты и написать именно их. И ни в коем случае не свое ценное мнение.
Немного притушив пожар в груди, вернусь к своему опыту.
Начало. Учить (понемногу, чему нибудь и как нибудь) английский я начал еще в школе. По крайней мере, искреннее отвращение к предмету мне наследники советской (значит лучшей) школы привить смогли. Лондон из э кэпитал оф грейт бритейн, фиш' н чипс, кап оф ти, бэд фуд, ворст везе — Лондон.
Изучение ойти добавило… очень и очень немного, я бы сказал. Если текст по ИТ или какой-то форум я читать еще мог, то вот с иностранным фильмом, пусть даже с субтитрами, уже были проблемы. Не то чтобы совсем проблемы и беда… но я бы оценил уровень понимания текста процентов в 20-25 без субтитров.
Конечно, в всякой Турции я уверенно мог сказать про два чая в 222 номер, но не сильно больше.
Тестирование перед учебой
Перед началом любого учебного курса дается мини-тест — чтение, грамматика, собеседование.
Тестирование показало, что этот уровень примерно соответствует уровню между Intermediate и Pre-intermediate, так что я пошел на второй(Pre-intermediate), фактически начальный — хотя, по факту, Pre-intermediate далеко не начальный уровень.
Уровни обучения и экзамены
Для уровня знания английского языка наиболее часто встречается следующее деление:
Beginner. Соответствует уровню обычной школы, раньше называлось «читаю со словарем», теперь «могу запихнуть в гугль-переводчик.
Elementary. Теоретически, такой уровень должен давать региональный технический ВУЗ. На практике не дает.
Pre — intermediate.
Intermediate.
Upper-intermediate.
Advanced.
Но это уровни учебников, и к знанию языка (как пишут в вакансиях — не ниже Upper/Intermediate) относятся примерно как фактические знания ПК к требованию „Опытный пользователь ПЭВМ“.
Значение имеет не прочитанный учебник и пройденный курс, а процент его усвоения, которой проверяется только экзаменом (IELTS (General Training) / IELTS Academic / TOEFL / FCE).
Обучение
Есть несколько путей, для нескольких направлений изучения английского. Основная проблема тут та же, что и в спорте — стоит 1-2 месяца не заниматься предметом, как забывается 2/3 изученного. В целом учиться просто. Для любой задачи есть правило 10.000 часов. Но 10.000 часов есть не у всех, так что придется много учиться читать (reading), слушать (listening), писать сочинения на свободную тему (writing, в том числе и integrated), и разговаривать (speaking). Простого пути с одной волшебной таблеткой нет.
Сколько надо времени на переход от уровня к уровню
Стандартный языковой курс (учебник на уровень) рассчитан на примерно 40 занятий (сентябрь-май 1 раз в неделю) по 4 академических часа каждое занятие, итого 160 часов. Кроме того, есть обязательные домашние работы (дада, там задают домашнюю работу и ее даже ПРОВЕРЯЮТ) — примерно на 2 академических часа каждый раз, то есть +80 часов. Очень желательно заниматься еще и самоподготовкой, повтором задач и разбором уроков и пройденного — это еще часа 4 в неделю.
Итого 160+80+160 = 400 часов. Или по 10 часов в неделю.
Вывод — придется каждый день тратить хотя бы час на самостоятельную работу, и в выходные 3-4 часа.
Просмотр кино и спектаклей TheaterHD
Примерно через 50 первых часов (если стартовать с Pre-intermediate) уровень становится достаточным, чтобы начинать смотреть кино и сериалы на английском.
Важное НО — просмотр нельзя засчитывать ни в самоподготовку, ни в учебу. Но смотреть кино надо, можно многократно рекомендованные сериалы (Друзья, как я встретил вашу маму, теория большого взрыва, Mr Robot, etc), можно кино. Сначала конечно с субтитрами.
Две проблемы
1. После следующего роста уровня становится сложно смотреть русский дубляж. Иногда в дубляже „попадают“ в голос (интонацию) и разговор (про что оно). Чаще нет.
2. Даже в Москве не в каждом кинотеатре идет постоянно что-то на английском. В регионах с такими фильмами все хуже. С TheaterHD в регионах совсем беда, но все же показывают.
Но, как мы все знаем, иногда достаточно зайти в таверну, поискать там человека на одной ноге с попугаем-матершинником, впрочем я целиком и полностью порицаю и осуждаю такие методы. С жульём, допустим, надо бороться (С).
Куда стремиться и как сдавать FCE/TOEFL/IELTS
Стремиться, конечно, надо к сдаче чего-то из перечисленного. На любой балл — это не институт, сдавать можно не один раз в полгода, не выгонят. Тем не менее, сдать на баллы, поставленные самому себе как ориентир, без общей подготовки и подготовки именно к намеченному экзамену, достаточно проблематично.
Тут против пришедшего будет все — непривычная обстановка, ограничение времени, общий стресс.
С какого уровня имеет смысл сдавать? С Intermediate, если усвоение курса выше 80%. Разные тесты можно поискать в сети, можно честно сдать самому себе и определить — достигнут ли этот уровень.
Стоит ли проходить короткий (3 месяца) или длинный (9 месяцев) курс подготовки к FCE/TOEFL/IELTS(G/A)? Я считаю что короткий курс вполне подойдет, если успешно освоен уровень Upper-intermediate, если же нет, то подойдет и длинный курс. Можно ли сдавать без курса подготовки, вместо него поискав книгу и почитав как выглядит процесс? Можно. Многие сдают, хотя все равно надо готовиться, хотя бы самостоятельно.
Про IELTS Academic
Он отличается от общего, и существенно — как по длине, так и по задачам. По моему мнению, к нему надо готовиться специально. В частности, одним из тестов в IELTS Academic является словесное описание графика. Сколько слов вы знаете на английском для поведения графика? up/down/rise? Кроме того, на IELTS Academic начинают присматриваться к применимости formal speech и Idioms / Phrase verbs / regular statements — когда можно, когда нельзя. Опять же, напомнят про разницу center/centre, fall/autumn, apartment/flat и так далее.
Мои ошибки
1. Мало и неправильно учился. Первый год я считал, что домашнее задание для ИТ-шника не обязательно — это не так. В русском ИТ очень мало пишут „в целом“, и тем более на английском. В английском же языке для хорошего балла на экзамене имеет значение правильная письменная речь — соблюдение времен, правильное применение артиклей, сама структура текста.
Более того, нужно не просто соблюдение времен, а осознанное использование сложных форм времени, conditional и так далее.
2. Регулярность. Практика показывает, что заниматься надо каждый день, по полтора-два часа. Это время именно занятий, а не попутного кино, музыки и так далее
3. Излишнее доверие к разному ПО. Есть несколько хороших, действительно хороших программ (полиглот 16, лингвалео, learn and play english, я сам себе написал программу под андроид со словарем по темам и неправильными глаголами). Есть записи типа Pimsleur English for Russian Speakers и схожие, очень помогают на первых этапах, когда надо снять боязнь разговора. Есть горячо любимый многими мультфильм про поедателя часов.
Можно взять любую книгу или субтитры и сделать с ней вот так:
grep -vP "^d|^s*$" Alice.eng.srt|sed 's|[,.()?":!r]||g'|awk '{print tolower($0)}'|sed 's|</*[bi]>||g'|sed 's| |n|g'|sort -u >Alice.eng.words.txt
Но они не заменяют написание мини-сочинений каждый день, и разговорную практику.
Рабочий график и мотивация
В сутках 24 часа. В рабочем дне в среднем 8 рабочих часов плюс обед. От часа до полутора (у кого-то два) отнимает дорога в одну сторону. Итого -3. На сон надо минимум 8 часов. Итого — 9+3+8, уже 20.
Еще надо до учебного центра доехать, поучиться, доехать домой, домашние дела (housework) и домашняя работа (homework), а жить то когда? Есть риск свалиться в ноулайф, поэтому очень важно перед началом процесса грамотно оценить свой рабочий график и свободное время.
Мотивация. Опять же, перед началом серьезной учебы надо понимать, зачем это надо, в какие сроки, в какую стоимость выйдет, не проще ли пойти и купить биткойнов (тут, конечно, приветствуется появление в комментах мнения главного специалиста всея жж и хабра по крипте, обучению и так далее, недавнего посетителя клуба пиццежоров).
Мнение коллектива при предварительном обсуждении
Мнение:
Видео на ютюбе на английском языке по интересующей тематике. Можно включить субтитры, они почти везде есть автоматически сгенерированные. Можно замедлить видео через shift-<, чтобы успевать разобрать слова.
Согласен. Сначала так, а на втором этапе (когда станет проще) есть отличное упражнение — берем видео скажем с Channel9 —
Case of the unexplained: Windows troubleshooting with Mark Russinovich и пытаемся записать субтитры. Потом сверяем с автоматически сгенерированными, исправляемся.
Есть другой вариант — к учебникам прилагаются диски, на дисках видео типа
British Stereotypes
The Old Operating Theatre with Mark Pilkington
Там и язык попроще, и произношение RP (Received Pronunciation)
Что касается замедления прослушивания — есть BBC Slow Radio, тоже очень помогает.
Лично мне помогало:
— Чтение хоккейной аналитики на англосайтах про НХЛ. Лексика не самая богатая, зато каждые день новые многобуков.
— Я временами зарубаюсь на одном местечковом биатлонном форуме. Самые многобуков там пишут я и еще один русский, так что, я подозреваю, не я один такой умный.
— 100500 художки, в основном фентези, конечно, что греха таить, одолженной у одноногого с попугаем. Читается оно достаточно легко (в этом плане какой-нибудь Моэм слишком тяжеловесен, при несоразмеримом качестве языка, конечно) — и за счет количества переходит в качество.
— Ну и у меня чит в виде головной конторы в штате, где все большое, а им надо писать докладные, убеждать, зарубаться и все такое. Но здесь принцип курицы и яйца — пока ты не пашешь на англосаксов, тебе английский не так, чтобы прям критичен, а как начинаешь пахать, то у тебя ежедневная тренировка.
Тоже полностью согласен.
Читать новости или что-то современное типа Baa Baa Black Sheep (Gregory „Pappy“ Boyington) или MONSTER HUNTER INTERNATIONAL (Larry Correia) гораздо проще, чем The Fringes of the Fleet (Rudyard Kipling).
Итого
1. Английский учить можно, в любом возрасте и с любого стартового уровня.
2. Серебряной пули и универсальной таблетки нет
3. Времени уйдет уууууу.
4. Краткосрочные (ударные, форсированные) курсы бесполезны при отсутствии базы
Ах, да.
Что из этого вышло
Пока ничего — сейчас я пошел на подготовку к одному из экзаменов, срок окончания курсов — март. Потом экзамен. Если не забанят, как недавно забанили на хабре — напишу псто. Или нет.
Автор: Scif_yar