Сегодня блокчейн для многих по-прежнему является непонятной технологией, и это затрудняет его эволюционирование. 99% населения не понимают, ни что такое блокчейн, ни биткоин, ни криптовалюты. Эрудиты, технические визионеры и эксперты пытаются объяснить разными способами, но зачастую лишь делают предмет обсуждения ещё более непонятным, больше поднимая новые вопросы, чем внося ясность.
Многие дискуссии, посвящённые блокчейну, носят сугубо технический характер, и потому бесполезны для понимания широкой общественностью. В результате большинстве обсуждений складывается ситуация, когда «хвост виляет собакой»: создаётся впечатление, что блокчейн — это решение, которое ещё только ждёт появления своей проблемы. И это даёт пищу многочисленным скептикам.
Вероятно, пришло время для нового шага. Вместо того, чтобы вносить сумятицу мучительными объяснениями, нам нужно подходить к технологии блокчейна с точки зрения её взаимоотношения с интернетом и вебом, двумя родственными субъектами. В частности, свести задачу понимания блокчейна к более простым терминам.
До появления веба, интернет был такой же непонятной технологией, как сегодня блокчейн. То есть он был популярен только среди технарей в университетах, научных лабораториях и исследовательских центрах. В 1993-м появился веб в том виде, в каком мы знаем его сегодня. Появился дополнительный уровень упрощённости, скрывший под собой интернет для большинства людей. Внезапно обнаружилось, что благодаря Вебу можно легко перекрёстно линковать информацию в разветвлённой компьютерной сети, и для этого вовсе не нужно быть технарём.
Когда веба ещё не было, то чтобы попасть в интернет, нужно было обладать техническими познаниями относительно подключения компьютера к сети. Веб избавил от этой «гиковской» необходимости, теперь достаточно было ввести в строку адрес, и на экране появлялся читабельный текст (веб-страница). По сути, это было результатом гениального озарения Тима Бернерса-Ли.
Благодаря вебу в течение следующих 23 лет появилось пять ключевых возможностей:
• электронная почта,
• возможность размещения в сети информации кем угодно,
• электронная коммерция (E-Commerce) для потребителей,
• электронный бизнес (E-Business) для корпораций,
• динамичная среда социальных сетей.
Большая часть из того, что мы сегодня видим в вебе, включая мобильный веб, является производными перечисленных функций.
В 2008-м появился биткоин, этакая философская технология, состряпанная таинственным создателем, который исчез, как только его творение сделало первый вдох. Если главной ценностью веба изначально было «связывание информации», то у блокчейна это «перемещение средств».
Это ключевой момент в понимании блокчейна. Почти всё, что связано с этой технологией, является производными этой главной идеи, с оговоркой, что при перемещении средств между двумя пирами не должно быть никакой третьей стороны, как её не должно быть и при размещении вами информации в вебе.
Также надо помнить о двух ключевых свойствах блокчейна, представляя их как кубики Lego:
1) Блокчейн обладает «чувством собственности»: каждая «единица средств» знает, кто ею владеет, и для проверки права собственности ей не нужна третья сторона.
2) Блокчейну известен баланс счёта, он может генерировать неопровержимые временные метки транзакций, благодаря которым записи защищены от вмешательства.
Идём дальше. Добавив в процесс сборки этих кубиков Lego программируемость и различные варианты перестановок, и применив всё это к нашим реальным задачам, мы получим неограниченный инновационный потенциал создания новых экономических и бизнес-моделей.
Например, блокчейн может действовать в качестве Центробанка, выпускающего и с колоссальной точностью отслеживающего свою валюту. Для сравнения, сегодня центробанки не способны отслеживать деньги. Также блокчейн может поддерживать общий учётный журнал, вознаграждать участников за выполнение важных работ, осуществлять между пользователями передачу денег, прав собственности и других прав при соблюдении определённых условий. Наконец, блокчейн может упорядочивать любые комбинации бизнес-логики, от операций до управления и соблюдения законодательства, самостоятельно контролируя исполнение соглашений. При выполнении порученной ему повторяющейся задачи блокчейн обладает памятью слона и непоколебимостью Механического Турка.
Представьте, что мы могли бы заменить почти все структуры, работа которых так или иначе основана на доверии, на новые, у которых доверие встроено внутрь конкретных транзакций, а значит отпадает необходимость в валидации третьими сторонами. Сегодня мы принимаем эти функции доверия как должное, потому что не существует иного способа гарантирования доверия, кроме прохождения по цепочке владельцев и контролёров: банков, нотариусов, адвокатов, правительств и прочих контролирующих институтов.
Главным результатом распространения технологии блокчейна будет очередной слом, хорошо знакомый нам по приходу веба: он повлияет на изменение ролей посредников. Запечатанный конверт заменила электронная почта, газету опередили постоянно обновляющиеся новостные сайты, онлайн-шопинг превратился в альтернативу традиционному хождению по магазинам, а вместо общественных мероприятий и вечеринок у нас теперь такие площадки, как Facebook, LinkedIn и Twitter.
Что касается широкой общественности, то степень понимания, что собой представляет блокчейн, базируется на осознании, что это другая форма назревшего разрушения системы посредников. Это часть эволюции веба: одни посредники будут вытеснены, другие адаптируются, возникнут новые.
По сути, блокчейн — это технологическое обещание. Но, как и любому обещанию, ему нужно время на обретение формы. А для этого мы должны понимать его в простых, убедительных терминах.
Сегодня никто не заставляет вас пользоваться вебом, но вы можете позволить себе этого не делать? С блокчейном будет то же самое, когда в этом десятилетии он превратится в лучший из новых инструментов.
Другая точка зрения
Надо сказать, что не все согласны с приведённой выше точкой зрения. Некоторые считают блокчейн узкоспециализированным решением конкретной проблемы, и не более того. Блокчейн был создан человеком, который отвергал идеи фиксированной валюты, правительственное регулирование и финансовых институтов. Он/она/они хотел избавить электронные деньги от централизованного надзора «цифровых резервных банков». И решить эту, казалось бы, неразрешимую проблему удалось с помощью тщательного продуманного блестящего алгоритма, создающего сеть из тысяч компьютеров, которые голосуют за порядок появления транзакций в пуле. Проблема называется «Двойные затраты» (Double Spend). А решение — многочисленные участники процесса, отслеживающие каждую транзакцию, чтобы ни один биткоин не был потрачен дважды.
И это всё, что делает блокчейн. Он создаёт консенсус относительно порядка появления записей в учётном журнале средств. Он не создаёт и не может создать консенсус по каким-либо другим вопросам без дополнительных внешних процессов: регистрация пользователей, управление разрешениями, контроль доступа и шифрование. Все эти дополнительные процессы требуют централизованного управления, против которого выступал создатель биткоина. Накамото разработал прекрасное решение проблемы Двойных затрат, но не более того. Он/она/они сказал, что если для вашего учётного журнала средств требуется третья сторона, то блокчейн теряет свои преимущества.
Вот что многие люди не понимают относительно блокчейна. Если принять для себя настоящее предназначение блокчейна, то станет понятно, что большинство применений кроме изначальной анархической цели для этой философски целеустремлённой технологии просто не подходят.
З.Ы. Учитывая, что тема хайповая, предлагаю переместиться в комментарии и высказать свою точку зрения.
Автор: SmirkinDA