В античной Греции труд считался недостойным граждан занятием. Для этого были рабы — а граждане могли посвятить себя искусству, наукам и войне. Определённая логика в этом была — по крайней мере, именно эллины основали фундамент всей современной западной цивилизации.
В наше время, к счастью, общий уровень экономического развития и автоматизация труда позволяют приблизиться к греческой идиллии уже без рабовладения. Поэтому неудивительно, что идеи из прошлого возвращаются в новой облочке: в этом посте мы расскажем о концепции, Базового дохода, идее обеспечения всех граждан гарантированным и безусловным базовым доходом.
Перевод сервиса smartprogress.do специально для «Мегамозга»
Базовый доход (безусловный основной доход, basic income) — социальная концепция, согласно которой гражданину выплачивается денежное довольство в независимости имеет он работу или нет. Сейчас многие сотрудники держатся за свое место, ходят на нелюбимую работу, терпят издевательства начальника, при этом испытывают стресс от собственной нереализованности. Страх остаться без средств к существованию тормозит начало дела всей жизни, а БД мог бы дать людям больше возможностей для самореализации и достижения целей, которые им действительно важны.
Ярый сторонник распространения этой концепции и сооснователь Всемирной сети базового дохода (BIEN) профессор Лондонского Университета Гай Стэндинг отмечает в своей книге о разрастании нового класса, незащищенном экономически – прекариате. В интервью «Русской планете» Стэндинг пояснил основы этой теории.
Одним из следствий глобализации и смещения власти в сторону финансового сектора является появление многоуровневой классовой структуры, которая накладывается на всю глобальную экономику. В современном мире, по мнению Стэндинга, пять основных классов: плутократия, салариат, старый пролетариат, прекариат и люмпены.
На вершине, как он считает, находится плутократия — олигархи и прочая элита. Сразу под плутократами и элитами находится салариат — люди с долгосрочными гарантиями занятости, премиями, пенсиями, медицинской страховкой и всем остальным. Еще ниже — старый пролетариат. Советская система, и социально-ориентированные государства Западной Европы строились как раз под нужды пролетариата, однако, в ходе глобального производства капитала слой пролетариата сокращается. Под пролетариатом возникает и растет прекариат (от англ. precarious — рискованный, нестабильный). Ниже прекариата — только беднота, люмпенизированные люди, живущие и умирающие на улицах без связи с обществом.
Стэндинг отмечает три особенности прекариата:
- Производственные отношения представителей этого — у них нет гарантий занятости, постоянного рабочего места, как и профессиональной идентичности. По словам Стэндинга, у представителей прекариата нет истории о том, куда они идут по жизни. Другой аспект этих же производственных отношений состоит в том, что значительную часть своего времени прекариат тратит на работу, которая не учитывается и не оплачивается. Это не труд, это именно работа — забота о самих себе, переобучение, взаимодействие с бюрократией — огромные объемы работы, которые нигде не записаны.
- Прекариату в основном приходится полагаться только на прямое денежное вознаграждение за труд, если они его вообще могут заполучить. Прекариат не может рассчитывать на государство, на пенсии, пособия по безработице, оплату медицинских счетов. Так что он в очень большой мере страдает от экономической неопределенности.
- У прекариата особые отношения с государством. Все больше людей в прекариате не имеют тех же прав (гражданских, социальных, политических, культурных и экономических), что есть у остальных граждан.
Если вы получаете «серую» зарплату – надежды на безбедную пенсию невелики. По мнению Стэндинга, единственные, кто получает хорошие пенсии — это салариат. Косвенно, вне зарплаты, они получают намного больше, чем кто-либо еще. В отличие от салариата, у прекариев нет никакого иного дохода, кроме зарплаты, которая сильно зависит от их положения на рынке труда. Кроме того, они не контролируют свое развитие, и скорее не имеют социальных и трудовых прав, потому что тоже находятся в теневой экономике или на границе с ней.
Сторонники гарантированного дохода хотят привязывать пособие не к труду как к таковому, а к гражданству. Каждый резидент, по их мнению, не являющийся преступником, должен иметь право на базовые гарантии, чтобы люди могли управлять своей жизнью, получить образование, иметь пропитание и крышу над головой.
По словам профессора, в 17 странах Евросоюза организована кампания по сбору подписей в поддержку введения Базового дохода — EU Initiative. При наборе миллиона подписей за год Евросоюзу придется провести анализ осуществимости и запустить пилотные проекты.
За счет чего планируется формировать фонд для оплаты гарантированного дохода:
- Экологический налог;
- налог на оборотный капитал;
- налог на покупку предметов роскоши;
- самофинансирование путём упрощения списка существующих социальных выплат и сокращение бюджета на их поддержку;
- и др.
Голова человека без и при наличии базового дохода
Естественно, у такой концепции есть не только преимущества в виде уменьшения бедности и повышения, но и сдерживающие факторы.
Во-первых, страшный сон капиталиста, про то, что работник отказывается выполнять ненавистную работу, идёт учиться или посвящает время семье, не даёт покоя многим.
Во-вторых, многих пугает исчезновение у человека, получающего пусть и минимальный, но гарантированный доход, мотивации к дальнейшему труду и превращение его в иждивенца.
Ну и в-третьих, где взять деньги на такой акт доброй воли? Ни для кого не секрет, что такие программы требуют больших расходов.
Несмотря на самых ярых скептиком по всему миру идут пилотные программы по внедрению гарантированного дохода. Самый известный эксперимент проводился в Канаде в 1970-х и длился пять лет.
В Дофине провинции Манитоба было решено искоренить бедность и внедрить программу «город без бедности». Все, кто оказывался под угрозой опуститься ниже уровня бедности, получали ежемесячные выплаты без всяких обязательств. К сожалению, проект закрыли по пришествии к власти консерваторов, а все исследователи, работавшие над экспериментом: антропологи, социологи, экономисты, – лишились средств и рабочих часов на то, чтобы анализировать данные эксперимента. И только много лет спустя, в 2005 году канадский профессор Эвелин Форже узнала о существовании этих архивных документов, еще через пару лет ей дали к ним доступ. Команда профессора Форже изучила все данные эксперимента, и как оказалось, он был очень успешен.
Форже обнаружила, что молодые матери и подростки работали существенно меньше. Матери с новорожденными прекратили работать, чтобы уделять время младенцами, подростки работали меньше, потому им больше не нужно было обеспечивать свои семьи. Вместе с тем увеличилось число подростков, получающих высшее образование. У тех, кто продолжал работать, появилось больше возможнстей найти работу по душе или продолжить образование, что и сделали многие мужчины. Форже выяснила, что в период проекта посещения больницы понизились на 8,5 процентов, уменьшилось количество инцидентов неотложной помощи, автокатастроф и домашнего насилия. Кроме того, в этот период было установлено сокращение темпов психиатрической госпитализации и число консультаций, связанных с психическими заболеваниями.
Эксперимент в деревне Намибии также был признан успешным. В течение года жителям выдавали по 100 намибийских долларов (около 8 долларов США). В результате — сокращение бедности, снижение уровня преступности, повышение экономической активности жителей.
Пилотные проекты были запущены также в Бразилии, Индии, Кении и в других странах.
В США идеологом базового дохода является Скотт Сантенс. Чтобы привлечь внимание к концепции Сантенс запустил краундфандинговую компанию по сбору средств на свой собственнй базовый доход в размере 1000 долларов в месяц. Скотт также является автором идеи постов в твиттере с хештегом #mybasicincome, где авторы пишут, чем бы они занялись, будь он у них.
Осенью 2013 года на референдуме в Швейцарии за полгода было собрано рекордное количество подписей — 126 тысяч в поддержку введения базового дохода, который гарантировал бы каждому швейцарцу прямую выплату в размере 2500 франков (около 2000 евро) в независимости от того, имеет он работу или нет. По подсчетам это обойдется Швейцарии в 200 миллиардов франков в год против 70 миллиардов, которые государства тратит на социальные выплаты сейчас – и это без учёта расходов на бюрократический аппарат, который решает, кому положена социальная помощь, а кому нет. «Безусловный основной доход» сделает бюрократию в этом вопросе ненужной. Деньги будут положены всем. Итак, у правительства есть пять с половиной лет для подготовки законопроекта под эту инициативу.
Как считает сторонник идеи БОД с солидным стажем и владелец сети магазинов dm Гётц Вернер (Gotz Werner) «с введением «безусловного основного дохода» мы неожиданно поймём, что не материальная нужда заставляет нас работать, а наоборот, материальная обеспеченность позволяет нам работать по-настоящему. Продуктивность труда вырастет, поскольку все будут заниматься тем, что им действительно по душе».
Безусловный базовый доход — это не левый и не правый поворот, а движение вперёд
Что ж, с доводами Вернера хочется согласиться, однако давайте посмотрим как обстоят дела с популяризацией идей базового дохода в России.
На сайте Российской Общественой Инициативы прошло голосование за принятие концепции «Безусловного основного дохода», предусматривающую гарантированный законом минимум денежного довольствия, выплачиваемый государством. В поддержку инициативы высказались 286 человек, против — 159. Для того, чтобы эта инициатива рассматривалась на федеральном уровне количество поддерживающих должно быть не менее 100 тысяч. Для сравнения — инициатива по установлению заработной платы руководителям госкорпораций в размере, не превышающем 5-ти кратный размер средней заработной платы работников этой корпорации собрала 10 тыс голосов.
В то же время по данным исследования ФОМ большая часть россиян, принявшая участие в опросе, считает, что в стране есть категории людей, не получающие социальные выплаты, но нуждающиеся в них. Предложение предоставлять льготы только тем, чей доход ниже определенного уровня, чаще поддерживается, а предоставлять их только тем, кто напишет заявление и соберёт необходимые документы, – чаще нет.
На государственном уровне идею БОД в 2014 поддержала партия КПРФ и провела голосование за инициативу. К сожалению, в поддержку инициативы высказалось только 1360 участника при необходимой квоте в 20 тысяч голосов.
Между тем, авторы интернет-сообщества Живого Журнала ru-bod советуют не сидеть сложа руки, а действовать самостоятельно. Прежде всего — самому стать проводником идеи получения базового дохода, для этого вести собственную активность по пропогандирования этого подхода. Следующий шаг – попробовать собрать средства на краундфандинговой основе для обеспечения базового дохода желающим, например, с помощь платформы Boomstarter или вышеупомянутой Patreon.
Ни для кого не секрет, что продвижение гражданских инициатив требует горячей веры их сторонников. Как думаете, сколько нужно времени, чтобы россияне прониклись идеей базового дохода?
Автор: SmartProgress