Уважаемые Читатели!
3 года назад мы уволились со своих насиженных мест работы и запустили собственную компанию — сеть доставки контента CDNvideo. Тогда мы работали вдвоем, у нас была одна комната, несколько серверов и не очень большая, по меркам нынешних стартапов, сумма на счету, полученная от друзей-инвесторов. Сегодня через наш CDN раздают видео и статику 6000 сайтов, у нас около 100 серверов, расставленных по разным странам и континентам, 30 человек в штате, офис в центре Москвы и представительство в Киеве. Наверное, это то, что называется успехом, хотя я и не люблю это слово. И, несмотря на скромность, на нам все же хочется поделиться опытом создания собственного бизнеса, а заодно и немного похвастаться своими достижениями :)
Хорошо помню наш первый день работы: я получил ключи от комнаты, 3 компьютера и мебель от администрации технопарка «Строгино». Подключил Интернет и телефонию у местного оператора связи. И только тогда отчетливо ощутил, что над нами больше нет начальников и организаций — теперь мы сами себе хозяева, и полагаться придется только на собственные силы. И что нам обязательно нужно запустить работающий бизнес до того, как мы проедим все инвесторские деньги. Чтобы не забывать о том, что все обязательно должно получиться, я распечатал из Интернета и повесил на стену вот эту фотографию:
Хотя, сомнения в успехе предприятия, конечно были — тем более, что до этого своего бизнеса у меня никогда не было. Как человек, большую часть жизни проработавший в больших компаниях, я был наслышан о административных препонах и прочих трудностях при ведения бизнеса в России. На поверку же оказалось все гораздо лучше — по крайней мере до сих пор никаких особенных административных барьеров мы не заметили. Наоборот, попав в технопарк «Строгино» при Правительстве Москвы, к своему удивлению, ощутили реальную поддержку от гос. структур — там нам сразу дали все необходимое для работы (помещение, связь, компьютеры, мебель), через полгода дали субсидию на развитие бизнеса, да еще и бесплатно обучали на различных полезных лекциях, даже на Глеба Архангельского удалось там посмотреть.
По нашему опыту, для того, чтобы сделать собственный бизнес, помимо веры в то, что все получится и отсутствия сомнений, нужны еще 3 вещи:
1. Собрать в команду правильных людей.
2. Сделать хороший продукт.
3. Найти клиентов.
Все эти вещи крайне важны, причем на разных стадиях развития бизнеса они поочередно обгоняют друг друга по важности. Как ни странно, надо начинать с конца списка — то есть в самом начале работы бизнеса нужно прежде всего найти клиентов или тех, кто потенциально может ими стать. Они расскажут вам о своих проблемах и нуждах, зная которые, вы уже сможете начать делать свой продукт, обсуждая его функции с потенциальными клиентами.
Продукт должен быть достаточно инновационным, иначе вы потеряетесь среди моря конкурентов, но при этом уже востребованным на рынке, иначе вы рискуете опередить время. По вашему продукту будут судить о вас те ваши клиенты, которых вы не знаете лично. Поэтому иметь хороший продукт крайне важно на этапе выхода на широкий рынок.
Но сделать продукт — это полбеды, гораздо важнее для любого бизнеса, по крайней мере, в IT — это поддерживать и развивать свой продукт. И вот тут уже на первую роль выходит команда. Если техническая часть команды не может быстро устранять проблемы в продукте и выпускать его обновления — вас не спасут ни отличный по своим свойствам продукт, ни известность на рынке, ни хорошие отношения с клиентами. В свою очередь, если коммерческая часть команды не сможет продвигать и продавать продукт, то титанические усилия технарей останутся без вознаграждения.
Все вышеперечисленное — это плоды нашего реального опыта. Когда мы запускались, мы прежде всего стали общаться с потенциальными клиентами, и это нам очень помогло — например, не разговаривая с клиентами во время подготовки к запуску, мы бы не поняли важность вещания видео на мобильные устройства. Мы запустились примерно в одно время с появлением первого iPad, и так получилось, что мы первыми в России превратили в продукт мобильное вещание видео, и некоторое время были единственными на рынке, кто предоставлял эту услугу. Впоследствии, благодаря активному слушанию наших клиентов, мы запустили еще ряд услуг по облачному вещанию видео. Ну и, конечно, без нашей замечательной команды системных администраторов, программистов, продавцов, маркетологов и бухгалтеров, без их четкой, слаженной и, порой, самоотверженной работы нам бы не удалось стать реально работающим, быстрорастущим бизнесом.
Автор: gorod