Несколько лет назад мы поняли, что в процессе совершенствования существующих технологий и при разработке новых способов печати незаслуженно упускаются интересы потребителей с ослабленным зрением или вообще его лишенных. Эта ситуация показалась не совсем корректной, и мы решили устранить этот пробел. Так появилась идея создания печати, имеющей собственный объем и фактуру.
Особенности технологии
Разработками технологии «текстурной печати» занималось подразделение Océ. Для этого были использованы предыдущие достижения компании в области УФ-печати. Ставя целью создание чего-то среднего между традиционной полиграфией и 3D печатью, мы взяли за основу существующие принципы послойного нанесения изображения.
Выбор в пользу УФ-печати был не случаен. Эта технология имеет ряд особенностей, хорошо подходящих для создания объемных изображений:
- Чернила не содержат растворителей, которые должны выпариваться в процессе печати. Благодаря этому запечатываемая основа не подвергается циклическим стадиям намокания/высыхания и сохраняет свою первоначальную геометрию на протяжении всего процесса печати.
- Управление объемом капли на отпечатке. Это продолжение достоинства безрастворных чернил. Капля, вылетевшая из сопла печатающей головки, сохраняет свой объем после фиксации на носителе, а не уменьшается, как у сольвентных чернил.
- Быстрое отверждение чернил без повышения температуры. При этом каждый слой наносится при одинаковых условиях, обеспечивая однородность структуры на всю глубину печати. С сольвентными чернилами такие условия обеспечить очень сложно. После нанесения одного слоя носитель нагревается, чтобы испарить растворитель. Последующий слой наносится на уже разогретую поверхность, и чернила высыхают быстрее, не обеспечивая соблюдение технологического процесса. Если понизить температуру сушки, то велика вероятность не полного высыхания внутренних слоев, что приведет к «смазыванию» отпечатка.
- Высокая скорость печати. Мгновенное отверждение чернил под воздействием УФ-облучения позволяет наносить слой за слоем с максимально высокой скоростью, формируя объемное изображение.
В какой-то степени «текстурная печать» имеет сходство с глубокой печатью, но высота слоя чернил на носителе определяется не глубиной ячейки печатного знака, а количеством наносимых слоев.
Репродукции, как подлинники
Новая технология позволила по-новому взглянуть на полиграфическую продукцию и сферы ее применения. Первые результаты по достоинству оценили музеи, для которых мы выполнили заказы по копированию шедевров. Уникальным проектом была репродукция внутреннего убранства гробницы египетского фараона Сета I для Музея Античности в швейцарском городе Базеле. На нашем новом печатном оборудовании Océ мы отпечатали облицовочные панели гробницы и отделку для саркофага.
Процесс проходил в несколько стадий. Сначала оригинал сканировался с разных ракурсов, а затем полученные изображения были преобразованы в 3D-файлы высокого разрешения с последующей печатью. Готовые панели имели высоту рельефа до 15 мм. При этом обеспечивалась точная цветопередача и фактура, повторяющая оригинал.
Большой интерес наша новая технология объемной печати вызвала у художественных музеев и картинных галерей. Она совершила настоящий переворот в изготовлении репродукций. Если раньше репродукции копировали только изображение картины, то сейчас можно получить копию, передающую и фактуру ее поверхности. При этом с высокой точностью передаются не только объем мазков художника, но даже трещинки в краске. Благодаря этому зритель может в буквальном смысле прикоснуться к шедеврам живописи.
Один из наших последних проектов – создание копии одного из величайших шедевров Йоханнеса Вермеера «Девушка с жемчужной сережкой». Репродукция была выполнена по просьбе Музея Маурицхуиса в Гааге. Планировалось забрать картину для аналитики, но администрация решила, что несправедливо лишать посетителей возможности увидеть жемчужину музея только потому, что с ним проводятся регламентные работы. Поэтому на две недели место оригинала заняла репродукция, выполненная по новейшей запатентованной технологии объемной УФ-печати.
Ян Вермеер, Девушка с жемчужной серёжкой. ок. 1665, Маурицхёйс, Гаага
В процессе печати в комбинации с чернилами используется состав, придающий объем изображению. Послойное нанесение позволяет максимально точно передавать микрофактуру поверхности. В качестве завершающего слоя наносится покрытие, придающее блеск картине и защищающее от внешних воздействий. Такая печать открывает новые грани репродукций. Ведь зачастую восприятие картины акцентируется не столько на самом сюжете, сколько на технике исполнения. Традиционная плоская печать не в состоянии передать сочетание отдельных мазков, составляющих завершенную картину. Кроме того, сам рельеф мазков может иметь художественную составляющую.
Больше возможностей для слепых и слабовидящих
Изготовление репродукций и рельефных изображений памятников античности является только одной из сфер применения новой технологии. Не менее значимо использование объемной печати для производства полиграфической продукции для слепых и людей со слабым зрением. Можно сказать, что мы стали пионерами в применении УФ-печати для этого сегмента потребителей. Традиционно рельефно-точечные символы алфавита Брайля получают тиснением. Теперь информацию для слепых можно просто печатать. Так первые тактильные вывески уже появились в Австралии и Америке. Следуя их примеру, в голландском городе Грейв на реке Маас была установлена целая сеть информационных точек, дающих сведения о названиях улиц, местных исторических достопримечательностях и QR-коды, помогающие определять текущее местонахождение. Небольшие таблички с символами Брайля были закреплены на столбах и светофорах, размещенных вдоль туристических маршрутов, в магазинах и непосредственно на объектах, представляющих исторический интерес.
Наглядно ознакомиться с объемной печатью и по достоинству оценить ее возможности можно в Париже, где до 6 января 2019 года в музее на набережной Бранли будет представлена экспозиция «Картины из Афар». Посетители смогут увидеть интерпретации трех картин, отпечатанных объемными и пояснения к которым даны шрифтом Брайля. Это произведения западных художников, представляющих восприятие азиатских, африканских и океанических народов западным обществом в период колониальной эпохи. Вниманию посетителей представлены: портрет Саворгнана де Браззы работы Альфонса Моншаблона, «Борьба с антилопами» Жана Дюнана и «Скорбящие в Каире» Эмили Бернар. С помощью нашей объемной печати эти шедевры живописи адаптированы специально для восприятия людьми, лишенными зрения. Условно можно сказать, что плоское изображение выполняется в виде барельефа с передачей всех мельчайших деталей.
Другие применения объемной печати появляются, исходя из ее уникальных свойств. Так создаются полноцветные элементы для дизайна интерьера с заданной фактурой. Выполняется рельефная износостойкая печать малых форм для декоративной отделки электронных гаджетов и многое другое. Мы считаем, что у нашей новой технологии огромные перспективы в различных сферах применения. Вполне возможно, что отдельные принципы рельефной печати лягут в основу других технологий, не связанных с полиграфией.
А пока ознакомиться с возможностями объемной печати вы можете в музее в Париже, о котором мы писали выше, а также на очередной традиционной выставке FESPA 2018. Впервые в Европе мы покажем наше новое решение – Océ Arizona для «текстурной печати» элементов отделки интерьеров, прототипов упаковки и вывесок. Выставка пройдет с 15 по 18 мая в выставочном комплексе «Мессе Берлин». Ждем всех заинтересованных в павильоне 3.2 на нашем стенде А40/В40.
Автор: Михаил Алексеев