Свет видел много любительских реализаций std::tuple
, и реализация своих велосипедов — наверное, действительно действенный способ обучения: вряд-ли можно сказать, что ты что-то по-настоящему понимаешь, если не можешь объяснить, как это что-то устроено.
Многие пытливые умы на протяжении десятилетий задавались вопросом: как же реализован std::tuple
, как мне реализовать свой тупль (кортеж)? [1]
И немало было дано на эти вопросы ответов и написано статей ([2]). Однако я берусь утверждать, что все они имеют один критический недостаток! Конкретнее, они все рассматривают в основном лишь один (и при этом неэффективный) способ реализации: с помощью множественного наследования или рекурсивного инстанцирования, имеющий в свой очередь множество своих недостатков, главный из которых — неэффективное использование памяти.
В то время как современный C++ позволяет реализовать тупль гораздо проще (без обилия шаблоноты) и эффективнее.
Design notes
Краеугольный камень этой идеи эффективной реализации — простой массив байт (далее — хранилище), размер которого будет достаточен для хранения всех членов тупля. Конечно, он налагает на нас требование подумать о выравнивании: члены имеют разные типы, имеющие разные требования к выравниванию, и мы должны будем учесть это при размещении их в хранилище.
Но как именно нам нужно размещать члены, чтобы получить максимальную эффективность по занимаемой памяти?
Предположим, имеем тип tuple<char, double, int>
— наивный вариант его размещения в памяти (см. рисунок и листинг ниже), в котором мы просто располагаем члены (с учетом выравнивания) один за другим в их исходном порядке, нам явно не подходит.
Листинг 1 — Наивный вариант размещения tuple<char, double, int> в памяти (если вам неудобно смотреть рисунки)
struct tuple /* size: 24, align: 8 */
{
char a; /* offset: 0, size: 1
char __padding[7]; size: 7 */
double b; /* offset: 8, size: 8 */
int c; /* offset: 16, size: 4
char __padding[4]; size: 4 */
};
Он требует 24 байт памяти в то время как эти же члены можно разместить гораздо более эффективно. Так, следующий вариант оптимален и требует всего 16 байт:
Листинг 2 — Один из оптимальных вариантов размещения tuple<char, double, int> в памяти
struct tuple /* size: 16, align: 8 */
{
double b; /* offset: 0, size: 8 */
char a; /* offset: 8, size: 1
char __padding[3]; size: 3 */
int c; /* offset: 12, size: 4 */
};
Но как нам для любого сочетания типов найти оптимальный вариант их размещения в памяти? Для этого существует алгоритм: достаточно просто отсортировать типы по их требованиям к выравниванию в убывающем порядке. В нашем случае, так как alignof(double) > alignof(int) > alignof(char)
, это будет выглядеть так:
Листинг 3 — Оптимальный вариант размещения tuple<char, double, int> в памяти
struct tuple /* size: 16, align: 8 */
{
double b; /* offset: 0, size: 8 */
int c; /* offset: 8, size: 4 */
char a; /* offset: 12, size: 1
char __padding[3]; size: 3 */
};
Мы получили те же 16 байт — это минимальный размер, который может иметь наш тупль с учетом требований к выраниванию.
С учетом высказанных соображений мы уже можем реализовать наш тупль на псевдокоде:
template <typename... T>
struct tuple {
constexpr tuple(T&&... args) {
/* Инициализируем хранилище */
1) Отсортировать типы T по их требованиям к выравниванию
2) Для каждого T:
2.1) Разместить его на требуемом месте в массиве
2.2) Инициализировать его соответствующим значением args
}
template <std::size_t I>
constexpr auto& get() noexcept {
1) Отсортировать типы T по их требованиям к выравниванию,
сохраняя информацию об их исходном индексе (относительно T...)
IOriginal
3) Получить тип TOriginal, имевший исходный индекс IOriginal
2) Получить информацию о смещении (=offset) внутри storage для
TOriginal
return *std::launder(reinterpret_cast<TOriginal*>(storage + offset))
}
private:
alignas(T...) std::byte storage[(sizeof(T) + ...)];
};
Звучит как что-то, требующее сложной шаблонной магии: «отсортировать типы» звучит страшно (даже с учетом того, что на самом деле для наших целей мы можем свести это к сортировке обычных объектов). И это действительно требует сложной шаблонной магии, если мы говорим о C++11, C++14 и даже о C++17.
Но с тех пор как значительно расширились возможности constexpr
, так и в языке появились такие приятные фичи как pack indexing (cppreference). Так что на деле всё будет выглядеть довольно просто и понятно. Приступим же к настоящей реализации.
Implementation
В качестве основы возьмем наш предыдущий листинг (из которого, конечно, уберем весь псевдокод) (godbolt):
#include <cstddef>
template <typename... T>
struct tuple {
constexpr tuple(T&&... args) { }
template <std::size_t I>
constexpr auto& get() noexcept { }
private:
alignas(T...) std::byte storage[(sizeof(T) + ...)];
};
// Corner case: пустой tuple
// Проще всего реализовать его как специализацию
template <>
struct tuple<> { };
Первое, что нам потребуется, чтобы реализовать конструктор — вспомогательный тип MemberInfo
, который мы будем использовать для хранения информации о каждом T
(каждом члене нашего тупля): его оригинальный индекс в T...
, выравнивание, размер и смещение относительно &storage[0]
(другим языком — то, где этот член в storage
будет расположен).
И вместе с этим же реализуем метод get_members_info
, заполняющий в компайл-тайме MemberInfo
для каждого T
(godbolt):
// ...
#include <utility>
#include <array>
#include <algorithm>
template <typename... T>
struct tuple {
// ...
private:
struct MemberInfo {
std::size_t original_idx;
std::size_t align;
std::size_t sizeof_;
std::size_t offset;
};
template <std::size_t... I>
consteval static auto get_members_info(std::index_sequence<I...> idx) {
// Для каждого T сохраняем его исходный индекс относительно T...,
// alignof и sizeof
std::array<MemberInfo, sizeof...(T)> res = {
MemberInfo { I, alignof(T), sizeof(T), 0 }...
};
// Сортируем полученный массив по требуемым выравниваниям, чтобы
// получить оптимальное размещение
std::sort(res.begin(), res.end(), [](const auto& lhs, const auto& rhs) {
return lhs.align > rhs.align;
});
// Считаем смещение относительно &storage[0] для каждого из членов
for (std::size_t idx = 1, size = res.size(); idx != size; ++idx) {
res[idx].offset = res[idx - 1].offset + res[idx - 1].sizeof_;
}
return res;
}
consteval static auto get_members_info() {
return get_members_info(std::make_index_sequence<sizeof...(T)>());
}
// ...
};
// ...
Теперь несложно реализовать и сам конструктор (godbolt):
// ...
#include <new>
template <typename... T>
struct tuple {
constexpr tuple(T&&... args) {
initialize_storage(std::make_index_sequence<sizeof...(T)>(), std::forward<T>(args)...);
}
// ...
private:
// ...
template <std::size_t... I>
constexpr auto initialize_storage(std::index_sequence<I...> idx, T&&... args) {
// Получаем всю необходимую нам информацию о членах
constexpr static auto info = get_members_info();
// Размещаем каждый член с помощью placement new в storage
// Обратите внимание: мы не можем написать T...[I] или args...[I],
// так как мы отсортировали члены по их выравниваниям
/// и на I-ой позиции в info может оказаться совсем другой член.
// Именно поэтому мы сохраняем в info original_idx
(
new (storage + info[I].offset)
T...[info[I].original_idx](
std::forward<T...[info[I].original_idx]>(
args...[info[I].original_idx]
)
),
...
);
}
// ...
};
// ...
И этот код мы уже можем начать покрывать тестами: в частности, удостоверимся, что наш тупль действительно оптимален по занимаемой памяти (сравнивая его размер с размером аналогичного std::tuple
) (godbolt):
#include <tuple>
#include <cassert>
#include <string>
// ...
int main() {
// Все эти assertы выполняются без ошибок
tuple<int, double> x1(1, 2.0);
assert(sizeof(x1) == sizeof(std::tuple<int, double>{}));
tuple<double, int> x2(2.0, 1);
assert(sizeof(x2) == sizeof(std::tuple<double, int>{}));
tuple<double, char, int, std::string> x3(2.0, 'A', 1, "ABC");
assert(sizeof(x3) == sizeof(std::tuple<double, char, int, std::string>));
}
Осталось реализовать лишь метод get<I>()
(вместе с тестами для него) (godbolt):
// ...
template <typename... T>
struct tuple {
// ...
template <std::size_t I>
constexpr auto& get() noexcept {
constexpr static auto info = get_members_info();
// Нас интересует один конкретный член: с original_idx == I
// В частности, нас интересует только его offset — он нам нужен для
// того, чтобы найти этот член в storage
constexpr auto it = std::find_if(info.begin(), info.end(), [](const auto& element) {
return element.original_idx == I;
});
if constexpr (it == info.end()) {
// Если его не оказалось — пользователь указал некорректный индекс
// Выводим красивое сообщение об ошибке
static_assert(false, "get<I>() access out of bounds");
} else {
// Иначе, пользуясь сохраненным offset, находим этот член в storage и
// возвращаем его
constexpr auto type = *it;
return *std::launder(reinterpret_cast<T...[I]*>(storage + type.offset));
}
}
// ...
};
// ...
int main() {
// Все эти assertы выполняются без ошибок
tuple<int, double> x1(1, 2.0);
assert(x1.get<0>() == 1 && x1.get<1>() == 2.0);
// ...
tuple<double, int> x2(2.0, 1);
assert(x2.get<0>() == 2.0 && x2.get<1>() == 1);
// ...
tuple<double, char, int, std::string> x3(2.0, 'A', 1, "ABC");
assert(x3.get<0>() == 2.0 && x3.get<1>() == 'A' && x3.get<2>() == 1 && x3.get<3>() == "ABC");
// x3.get<4>();
// ^ Код выше при раскомментировании упадет с красивым сообщением
// ...
}
И, конечно же, так как мы размещали объекты в памяти вручную (с помощью placement new), нам вручную же надо в деструкторе ~tuple
вызвать деструкторы для всех размещенных объектов. По аналогии с initialize_storage
, это можно реализовать следующим образом (godbolt):
// ...
template <typename... T>
struct tuple {
// ...
constexpr ~tuple() {
deinitialize_storage(std::make_index_sequence<sizeof...(T)>());
}
private:
// ...
template <std::size_t... I>
constexpr auto deinitialize_storage(std::index_sequence<I...> idx) {
// Получаем всю необходимую нам информацию о членах
constexpr static auto info = get_members_info();
// Вызываем деструктор каждого из членов, стараясь при этом
// не запутаться в индексах
(
std::launder(
reinterpret_cast<T...[info[I].original_idx]*>(
storage + info[I].offset
)
)->~T...[info[I].original_idx](),
...
);
}
Теперь мы великолепны! Наш самодельный тупль
-
Превосходит
std::tuple
по эффективности использования памяти. Взгляните сами на результаты тестов, приведенных ниже (godbolt).
// ...
int main() {
// ...
// Наш самодельный tuple blazing fast и уделывает
// стандартный тупль в некоторых кейсах, так как std::tuple
// не оптимизирует размещение членов в памяти
assert(sizeof(tuple<char, double, int>) == 16);
assert(sizeof(std::tuple<char, double, int>) == 24);
}
-
Чертовски быстр. Благодаря использованию
constexpr
иconsteval
большинство написанных нами строчек даже не появятся в бинарнике, так как будут исполнены в компайл-тайме.
Теперь вы знаете, как легко и эффективно реализовать тупль на собеседовании!
Опубликовано при поддержке C++ Moscow
Автор: eoanermine