Делегаты в C# подробнее

в 14:16, , рубрики: C#, делегат, структуры

Всем привет, эта статья создана для ребят, которые знакомы с делегатами, но хотели бы разобраться, что это поподробнее.

Что же такое делегаты?

Делегаты - это указатели на методы

Такое понятие нам дает практически каждый сайт, на который мы перейдем по запросу "Делегаты C#".

Также, как мы уже знаем - делегаты это ссылочный тип. Но давайте подумаем, где они храняться, как передаются и просто работают?

Сами методы хранятся в метаданных класса/структуры. "ссылки на методы" для делегатов хранятся в хипе. Но только лишь ссылка на метод храниться в хипе у делегата или что - то еще? Давайте проверим

Создадим простой класс счетчика

class Counter
{
    public int Num = 0;

    public void Iteration()
    {
        Num++;
        Console.WriteLine(Num + " Из Iteration");
    }
}

Здесь у нас при вызове функции переменная Num увеличивается на единичку и потом значение выводится на экран

Теперь возьмем делегат и назначим его к нашему методу Iteration. Вызовем метод Invoke у делегата и выведем на экран значение Num у экземпляра нашего класса

public static void Main()
    {
        Counter cnt = new Counter();
        Action act = cnt.Iteration;
        act();

        Console.WriteLine(cnt.Num + " Из Main");
    }

На экране увидим:
1 Из Iteration
1 Из Main

Результат логичный, но давайте всё же разберём, почему именно так.
Для начала нужно - где хранятся сами методы структур и классов? Они хранятся в метаданных. Получается, делегат будет выделять место в куче, где будет просто ссылка на указанный метод?
Почти Верно!

Но тогда как делегат узнаёт значение Num нашего класса? Всё просто, под капотом в делегате еще и будет храниться ссылка на наш класс => на все его переменные. Именно поэтому наш делегат будет знать значение, он использует не просто функцию, определенную в метаданных, но и еще ссылку на экземпляр класса этой фукнции. А наши экземпляра располагаются в хипе. Данные к ним у нас будут, поэтому все хорошо.

Как это выглядит в Low-level c#? У нас также есть тут ссылка

public static void Main()
  {
    Counter cnt = new Counter();
    new Action((object) cnt, __methodptr(Iteration))();
    Console.WriteLine(string.Concat(cnt.Num.ToString(), " Из Main"));
  }

Но что произойдет, если наш класс счетчика станет структурой?

Вывод будет:

1 Из Iteration
0 Из Main

Под капотом, мы будем боксить нашу структуру, копировать ее значение. Структура, которая фактически принимается делегатом и структура cnt - разные обьекты.

Поэтому, если мы сделаем следующее:

public static void Main()
    {
        Counter cnt = new Counter();
        Action act = cnt.Iteration;
        act();
        Action act2 = act;
        act2();
        Console.WriteLine(cnt.Num + " Из Main");
    }

Вывод будет:

1 Из Iteration
2 Из Iteration
0 Из Main

Структура уже будет в хипе, новый делегат будет указывать уже на структуру в хипе, а не просто копировать ее. Но эти действия никак не влияют на нашу переменную cnt.

Теперь давайте поговорим про замыкания

public static void Main()
    {
        Counter cnt = new Counter();
        Action act =()=>
        {
            cnt.Iteration();
        };
        cnt.Iteration();
        act();
        
        Console.WriteLine(cnt.Num + " Из Main");
    }

Вот пример кода, как мы видим, у нас есть СТРУКТУРА Counter, все также, но мы используем лямбда функцию и уже внутри функции вызываем у переменной cnt метод.

Вывод:

1 Из Iteration
2 Из Iteration
2 Из Main

Low-level c# код:

using System;
using System.Runtime.CompilerServices;

internal class Programm
{
  public static void Main()
  {
    Programm.<>c__DisplayClass0_0 cDisplayClass00 = new Programm.<>c__DisplayClass0_0();
    cDisplayClass00.cnt = new Counter();
    Action act = new Action((object) cDisplayClass00, __methodptr(<Main>b__0));
    cDisplayClass00.cnt.Iteration();
    act();
    Console.WriteLine(string.Concat(cDisplayClass00.cnt.Num.ToString(), " Из Main"));
  }

  public Programm()
  {
    base..ctor();
  }

  [CompilerGenerated]
  private sealed class <>c__DisplayClass0_0
  {
    public Counter cnt;

    public <>c__DisplayClass0_0()
    {
      base..ctor();
    }

    internal void <Main>b__0()
    {
      this.cnt.Iteration();
    }
  }
}

У нас наша лямбда-функция преобразуется в полноценный класс, в котором и создается наша переменная cnt, пусть это и структура, но она часть класса => хранится в хипе, лямбда-функция преобразуется в отдельный метод для созданного компилятором класса. Все действия которые мы совершаем вручную с cnt на самом деле происходят с полем созданного компилятором класса. Именно поэтому у нас происходит работа с одной и той же структурой Counter.

Интересный пример, где эти знания пригодятся - довольно популярный "квиз":

static void Main(string[] args)
    {
        Action act = null;
        for (int i = 0; i < 10; i++)
        {
            act += () => { Console.WriteLine(i); };
            
        }
        act();
    }

На первый взгляд - просится ответ 0, 1, 2, 3 ...

Но давайте применим уже имеющиеся знания - у нас есть делегат Action, к нему каждый раз "прибавляется" одна и та же функция - вывод i, наша лямбда-функция должна преобразоваться в класс, в котором будет поле i (именно её мы и используем в цикле), а также в классе будет присутствовать функция, выводящая на экран значение i. Посмотрим на вывод:

10
10
10
10
10
10
10
10
10
10

namespace ConsoleApp1
{
  internal class Program
  {
    [NullableContext(1)]
    private static void Main(string[] args)
    {
      Action act = (Action) null;
      Program.<>c__DisplayClass0_0 cDisplayClass00 = new Program.<>c__DisplayClass0_0();
      for (cDisplayClass00.i = 0; cDisplayClass00.i < 10; cDisplayClass00.i++)
        act = (Action) Delegate.Combine((Delegate) act, (Delegate) new Action((object) cDisplayClass00, __methodptr(<Main>b__0)));
      act();
    }

    public Program()
    {
      base..ctor();
    }

    [CompilerGenerated]
    private sealed class <>c__DisplayClass0_0
    {
      public int i; // эту переменную дергаем в цикле и лямбда-функции

      public <>c__DisplayClass0_0()
      {
        base..ctor();
      }

      internal void <Main>b__0()
      {
        Console.WriteLine(this.i); // тут наша фукнция с выводом
      }
    }
  }
}

Будут везде десятки, так как наша переменная i — часть класса => находится в хипе, общая для всех делегатов, а исполнение наших делегатов начинается после цикла for. Получается, когда делегат начинает своё выполнение он работает с переменной i, которая после «прокрутки» цикла for — принимает значение 10.

Что насчет операций "вычитания", "сложения" делегатов? Фактически мы уже увидели выше, что происходит - мы создаем НОВЫЙ делегат, который хранит ссылки на обьекты и методы всех функций, которые мы ему скормили.

Например:

class Program
{
    static void Main(string[] args)
    {
        var cnter = new Counter();
        Action act = cnter.Iteration;
        act += cnter.Iteration;
        act();
        act += Console.WriteLine;

    }
}

На IL:

internal class Program
  {
    [NullableContext(1)]
    private static void Main(string[] args)
    {
      Counter cnter = new Counter();
      Action act1 = (Action) Delegate.Combine((Delegate) new Action((object) cnter, __methodptr(Iteration)), (Delegate) new Action((object) cnter, __methodptr(Iteration)));
      act1();
      Action act2 = (Action) Delegate.Combine((Delegate) act1, (Delegate) (Program.<>O.<0>__WriteLine ?? (Program.<>O.<0>__WriteLine = new Action((object) null, __methodptr(WriteLine)))));
    }

    public Program()
    {
      base..ctor();
    }

    [CompilerGenerated]
    private static class <>O
    {
      public static Action <0>__WriteLine;
    }
  }

Мы видим - передаем ссылку на объект + ссылка на метод объекта. Но что будет, если счетчик будет структурой?:

class Program
{
    static void Main(string[] args)
    {
        var cnter = new Counter();
        Action act = cnter.Iteration;
        act += cnter.Iteration;
        act += act;
        act();
        Console.WriteLine(cnter.Num);
    }
}

IL код:

internal class Program
  {
    [NullableContext(1)]
    private static void Main(string[] args)
    {
      Counter cnter = new Counter();
      Action act = (Action) Delegate.Combine((Delegate) new Action((object) cnter, __methodptr(Iteration)), (Delegate) new Action((object) cnter, __methodptr(Iteration)));
      ((Action) Delegate.Combine((Delegate) act, (Delegate) act))();
      Console.WriteLine(cnter.Num);
    }

    public Program()
    {
      base..ctor();
    }
  }

Вывод будет :1 Из Iteration
1 Из Iteration
2 Из Iteration
2 Из Iteration
0

Почему же так?
Сперва Action act = cnter.Iteration; создается копия структуры

Далее создается ЕЩЕ одна копия структуры, новый делегат хранит ссылки на 2 разных экземпляра структуры.

А после - мы под капотом храним ссылки на уже готовый делегат. То есть мы снова не создаем объекты. Уже храним ссылки на готовый делегат. Поэтому мы будем работать только с 2 экземплярами нашей структуры. В общем - не путаем функции, на которые мы только-только ссылаем делегаты с уже существующим делегатом.

На этом всё, главное — не забывать о существовании структур и как они передаются!!!

Автор: VsevKokhan

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js