Высокоуровневые языки программирования популярны, но существуют области, в которых придется использовать неуправляемые реализации библиотек. Это могут быть вызов специфических функций ОС, низкоуровневый доступ к устройствам, необходимость быстродействия в алгоритмах и другие. Под катом я расскажу, с чем можно столкнуться во время путешествия в unmanaged code и что стоит взять с собой.
Вы стоите на пороге своей уютной IDE, и вас совсем не тянет отправиться в мир исходного кода, где темно и ничего не понятно. Для успеха предприятия прежде всего необходимо разжиться картой – сойдет описание заголовков библиотеки, а лучше иметь полноценную документацию. Обычно она выглядит так:
...
#include <linux/netfilter_ipv4/ip_tables.h>
#include <libiptc/xtcshared.h>
#ifdef __cplusplus
extern "C" {
#endif
#define iptc_handle xtc_handle
#define ipt_chainlabel xt_chainlabel
#define IPTC_LABEL_ACCEPT "ACCEPT"
#define IPTC_LABEL_DROP "DROP"
#define IPTC_LABEL_QUEUE "QUEUE"
#define IPTC_LABEL_RETURN "RETURN"
/* Does this chain exist? */
int iptc_is_chain(const char *chain, struct xtc_handle *const handle);
/* Take a snapshot of the rules. Returns NULL on error. */
struct xtc_handle *iptc_init(const char *tablename);
/* Cleanup after iptc_init(). */
void iptc_free(struct xtc_handle *h);
...
Представим, что вам повезло, и документация есть. Здесь описываются сигнатуры функций, используемые структуры, псевдонимы, а также указаны ссылки на другие используемые заголовки. Первый квест – найти библиотеку в ОС. Её название может отличаться от ожидаемого:
~$ find /usr/lib/x86_64-linux-gnu/ -maxdepth 1 -name 'libip*'
/usr/lib/x86_64-linux-gnu/libip6tc.so.0.1.0
/usr/lib/x86_64-linux-gnu/libip4tc.so
/usr/lib/x86_64-linux-gnu/libiptc.so.0
/usr/lib/x86_64-linux-gnu/libip4tc.so.0.1.0
/usr/lib/x86_64-linux-gnu/libip6tc.so.0
/usr/lib/x86_64-linux-gnu/libiptc.so.0.0.0
/usr/lib/x86_64-linux-gnu/libip4tc.so.0
/usr/lib/x86_64-linux-gnu/libiptc.so
/usr/lib/x86_64-linux-gnu/libip6tc.so
Цифровой суффикс означает разные версии библиотек. В общем случае нам требуется оригинал libip4tc.so. Можно заглянуть внутрь одним глазком и убедиться, что дело стоящее:
~$ nm -D /usr/lib/x86_64-linux-gnu/libip4tc.so
...
0000000000206230 D _edata
0000000000206240 B _end
U __errno_location
U fcntl
000000000000464c T _fini
U __fprintf_chk
U free
U getsockopt
w __gmon_start__
0000000000001440 T _init
0000000000003c80 T iptc_append_entry
0000000000003700 T iptc_builtin
0000000000004640 T iptc_check_entry
0000000000003100 T iptc_commit
0000000000002ff0 T iptc_create_chain
00000000000043f0 T iptc_delete_chain
...
Кажется, библиотека содержит то, что нам надо, и теперь самое время ткнуть в нее палкой. Для этого создадим манускрипт вызова неуправляемых функций:
public static class Libiptc4
{
/* Prototype: iptc_handle_t iptc_init(const char *tablename) */
[DllImport("libip4tc.so")]
public static extern IntPtr iptc_init(string tablename);
}
К этому моменту вы должны прокачать навык маршалинга: он поможет вам преобразовать данные на входе и выходе неуправляемых функций. Все значимые типы имеют преобразование по умолчанию в неуправляемые типы. В то же время можно обойтись только ссылками IntPtr
. Например, указанную выше функцию можно вызвать иначе:
/* Prototype: iptc_handle_t iptc_init(const char *tablename) */
[DllImport("libip4tc.so")]
public static extern IntPtr iptc_init(IntPtr tblPtr);
...
var tblPtr = Marshal.StringToHGlobalAnsi("filter");
var _handle = Libiptc4.iptc_init_ptr(tblPtr);
Marshal.FreeHGlobal(tblPtr);
Разница заключается в первую очередь в необходимости самостоятельно очищать память.
В то же время, по моим наблюдениям, строки, структуры и классы ведут себя более предсказуемо, если работать с ними через ссылки.
Представим теперь, что путешествие привело нас к пещере горного тролля: нужно соорудить на вход неуправляемой функции сложный объект динамического размера. Прототип может выглядеть следующим образом:
struct ipt_entry {
struct ipt_ip ip;
/* Mark with fields that we care about. */
unsigned int nfcache;
/* Size of ipt_entry + matches */
__u16 target_offset;
/* Size of ipt_entry + matches + target */
__u16 next_offset;
/* Back pointer */
unsigned int comefrom;
/* Packet and byte counters. */
struct xt_counters counters;
/* The matches (if any), then the target. */
unsigned char elems[0];
};
Обратите внимание на поле unsigned char elems[0]
прототипа. Если я не ошибаюсь, это указатель на байтовый массив переменной длины, и его не нужно явно указывать в реализации. В упрощенном виде наш объект устроен следующим образом:
*******************************************
* ip_entry *
* 112 bytes *
*******************************************
* matches *
* target_offset - 112 bytes *
*******************************************
* target *
* next_offset - target_offset - 112 bytes *
*******************************************
Динамическая часть объекта (matches
и target
) пристыковывается к заголовку ip_entry
. Создание такого объекта разбивается на два этапа:
-
Выделение памяти требуемого размера.
-
Последовательная запись элементов в нужные участки памяти.
Чтобы вычислить размер объекта, необходимо сложить все составные части, имеющие фиксированную структуру. Реализация прототипа заголовка ipt_entry
выглядит следующим образом:
[StructLayout(LayoutKind.Sequential)]
public struct IptEntry
{
public IptIp ip;
public uint nfcache;
public ushort target_offset;
public ushort next_offset;
public uint comefrom;
public IptCounters counters;
};
Размер реализации вычисляется как Marshal.SizeOf<IptEntry>()
и равен 112 байт. Затем вычисляются размеры всех составных объектовmatches
и target
( которые тоже могут быть динамическими). Нюанс: при работе с библиотекойlibiptc
я столкнулся с требованием округлять размеры объектов в большую сторону по модулю 8 ( размер long
), так что часть байт в хвосте объектов будет не востребована. Видимо, такой подход ускоряет чтение объектов. Функция выравнивания может выглядеть следующим образом:
static readonly int _WORDLEN = Marshal.SizeOf<long>();
public static int Align(int size)
{
return ((size + (_WORDLEN - 1)) & ~(_WORDLEN - 1));
}
После того как размер объекта вычислен, необходимо определить смещения в памяти entry.target_offset
и entry.next_offset
, выделить память и записать объекты:
IntPtr entryPtr = Marshal.AllocHGlobal(size);
Marshal.StructureToPtr<IptEntry>(entryPtr, entry, false);
Marshal.StructureToPtr<Match>(entryPtr + 112, match, false);
Чтение объекта происходит в обратном порядке: читаем заголовок, вычисляем смещение, читаем динамическую часть:
var entry = Marshal.PtrToStructure<IptEntry>(point);
var match = Marshal.PtrToStructure<Match>(point + 112)
Помимо структур, на вашем пути может встретиться такой зверь как union:
struct xt_entry_match {
union {
struct {
__u16 match_size;
/* Used by userspace */
char name[XT_EXTENSION_MAXNAMELEN];
__u8 revision;
} user;
struct {
__u16 match_size;
/* Used inside the kernel */
struct xt_match *match;
} kernel;
/* Total length */
__u16 match_size;
} u;
unsigned char data[0];
};
Union - это полиморфизм на уровне памяти: один и тот же участок может быть интерпретирован как разные типы. Для него нет прямого аналога в языке c#. Необходимо отдельно описывать реализацию для каждого прототипа в объединении. Прототипы могут иметь разную длину, однако память будет выделяться по верхней границе (как будто для самого большого размера). Подробнее о реализации объединений читайте в примере.
В описании прототипа можно встретить псевдонимы для дефолтных значений:
#define XT_EXTENSION_MAXNAMELEN 29
...
char name [XT_EXTENSION_MAXNAMELEN]
Как вытащить дефолтное значение в управляемый код для меня осталось загадкой. Поэтому приходится искать значения на просторах header файлов и устанавливать вручную.
Постарайтесь не злить магов, иначе получите проклятье в спину. Ваши ushort, uint и long будут хранить совсем не то, что ожидаете. Все дело в порядке байт. Привычным является прямой порядок: слева старший байт, справа меньший. Тем не менее при работе с сетевыми адресами и номерами портов может понадобиться обратный порядок байт. Для знаковых типов есть готовый метод. Для беззнаковых типов снимать проклятье придется самим:
byte [] convArray = BitConverter.GetBytes(value);
Array.Reverse(convArray);
ushort reverseEndian = BitConverter.ToUInt16(convArray,0);
ushort reverseEndian = (ushort)((value << 8) | (value >> 8));
В конце нашего путешествия пришло время поговорить о перехвате ошибок. При работе с unmanaged code он работает не совсем так как мы привыкли. Функции могут возвращать флаг успех/неудача, а номер ошибки будет содержать переменная errno. В явном виде ее нигде нет. Поэтому берем дополнительный квест, и добавляем к атрибуту настройку:
[DllImport("libip4tc.so", SetLastError = true)]
Теперь, если нас постигнет неудача, можно вызвать:
int errno = Marshal.GetLastWin32Error();
var errPtr = Libiptc4.iptc_strerror(errno);
string errStr = Marshal.PtrToStringAnsi(errPtr);
И это сработает даже в Linux c net.core (видимо, не успели переименовать/забили). Также необходимо обращать внимание на сборку библиотек: могут быть как кросс-платформенные, так и отдельно 32/64 битные версии, для многих библиотек есть готовые порты в Windows . Поэтому ошибки времени запуска чаще всего решаются выбором подходящей версии библиотеки.
На этом наше путешествие подходит к концу. Добавлю, что использование низкоуровневых библиотек, выглядит сложным и непредсказуемым в плане успеха подходом. Отсутствие документации и сложность взаимодействия может отпугнуть. Однако иногда это – единственный способ достичь желаемого результата.
Автор: skywarer