Прогрессивный налог — социальная справедливость или латание дыр бюджета?

в 6:00, , рубрики: бюджет, налогообложение
Прогрессивный налог — социальная справедливость или латание дыр бюджета? - 1

Примечательная черта налоговой политики РФ «нулевых» годов — это фиксированная ставка налогообложения на доходы физлиц. Последние 20 лет 13% от полученного дохода платил любой гражданин: и перебивающийся минимальной зарплатой, и выбирающий, на какой из своих яхт встретить Новый год.

Недавно появились новости о введении в РФ новой прогрессивной шкалы налогообложения. Поскольку власти завели речь о справедливости, мы посчитали необходимым разобраться, о справедливости для кого идёт речь.

История вопроса

До 2001 года в РФ действовала прогрессивная шкала налогообложения — от 12 до 35%, в зависимости от уровня дохода.

В 2001 году была введена знаменитая «плоская» ставка в 13%. За исключением некоторых редких видов дохода граждане стали платить 13% вне зависимости от суммы заработка. Аргументом в пользу такого изменения было увеличение собираемости налогов.

В 2021 году для доходов свыше 5 млн в год была введена повышенная ставка в 15%. Вряд ли это изменение можно назвать введением прогрессивной налоговой шкалы.

И вот наконец запрос на социальную справедливость рискует получить ответ. На 1 июня известно о следующих планах:

  • 5 ступеней НДФЛ — от 13% до 22%.

  • Возврат 7% НДФЛ семьям с 2 и более детьми с душевым доходом ниже 23,2 тыс. рублей.

  • Для доходов от дивидендов, депозитов и продажи ценных бумаг поменялась только граница, с которой применяется повышенная ставка в 15%. Дальнейшей прогрессии не будет.

Прогрессивное налогообложение

Скажем пару слов о том, зачем оно нужно.

Доходы разного размера тратят по-разному. Люди с низкими доходами вынуждены тратить все свои деньги на еду, одежду, жильё, транспорт, медицинские услуги и прочие базовые потребности. Они лишены возможности откладывать деньги, лишены социальной мобильности и развития. Как результат, общество фактически теряет тех своих членов, которые принесли бы больше пользы в других ролях, но прикованы к текущему месту.

Люди с высокими доходами получают возможность полноценно и разнообразно отдыхать, творчески развиваться, формировать накопления. И со временем разрыв только увеличивается: бедные люди остаются бедны, а всё новые богатства, создаваемые обществом, стекаются в руки и без того богатых. Это, говоря словами Черчилля, формирует слой «богатых бездельников», лишённых стимула трудиться, так как их доходы обеспечиваются состоянием, доставшимся им по наследству.

Кроме того, растущее неравенство порождает и другие социальные болезни. В докладе Oxfam, приуроченному к последнему форуму в Давосе, было сказано следующее: «Каждый миллиардер — это политический провал. Чрезвычайная концентрация богатства подрывает экономический рост, коррумпирует политику и СМИ, разъедает демократию и способствует политической поляризации».

Таким образом, чтобы быть прогрессивным не только в математическом, но и в социальном смысле, налогообложение должно перекачивать часть дохода богатых слоёв общества в бедные слои — как посредством налоговых ставок, так и посредством социальных программ. Это обеспечит бедные слои социальными лифтами и расширит для остального общества возможности для развития.

Что не так с планами российского правительства

Учитывая вышесказанное, перечислим проблемы с налоговой инициативой:

  1. Отсутствие необлагаемого минимума. В 98 странах беднейшая часть граждан не облагается налогом совсем. Таким образом государство снижает нагрузку на неплатёжеспособные слои.

  2. Верхняя граница НДФЛ в 22% — это 130-е место в мире по налогообложению богатых.

  3. Основной источник дохода богатых — дивиденды — не тронули. Для них верхнюю границу налога оставили 15%.

  4. Нет налога на наследство. 0,3% госпошлины на наследство, которая действует в России, просто смехотворны. Они не способны существенно перераспределить 48% национального богатства, сосредоточенных в руках 1% наиболее богатой части граждан, в пользу менее обеспеченных слоёв. Сравните это с 40-60% налога на наследство, действующими в Англии, Германии и Франции.

Вот такую социальную справедливость предлагает нам правительство.

И главное — большой вопрос, на что будут направлены средства. Сейчас сборы от повышенного налога в 15% направляются в федеральный бюджет. И заявляется, что они используются для лечения детей с редкими заболеваниями. Звучит трогательно. Но разве без этого налога детей с редкими заболеваниями не лечили? На деле этой фразой прикрыто банальное перекладывание средств из одного кармана федерального бюджета в другой.

Мы не видим ни одной причины считать, что деньги, собранные вводимой прогрессивной шкалой, будут употреблены иначе. Например, в контексте реформы не говорят о повышении трат на медицину, науку, образование. Ничего не слышно о создании высокопроизводительных рабочих мест. Молчат и о снижении НДС, который сильнее всего бьёт по малообеспеченным гражданам. Из реальной «социалки» говорят только о налоговом вычете для малообеспеченных семей с детьми. Больше никакой «социалки» в контексте реформы не звучит.

Зато в новостях рассказывают о дефиците бюджета в 3,2 трлн рублей и росте расходов на «оборонку» до 6% ВВП.

За чей счёт латают бюджет

Подведём итог. Бедные останутся бедны. Для них социалки не предусмотрено. Богатые продолжат накапливать богатство. Повышение НДФЛ они едва ли почувствуют, а дивиденды и наследство остались не тронутыми.

Поэтому бюджетный дефицит будет покрыт из кармана высокооплачиваемых работников. В том числе нас с вами.

Сможет ли общество отреагировать и сделать новый налог прогрессивным в полном смысле этого слова? Мы уверены, что нет. Не сегодня. Но также мы уверены в том, что активная гражданская позиция начинается с активной позиции на рабочем месте.

Объединяйтесь.

Автор: Профсоюз

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js