Как накормить миллионы китайцев за полчаса

в 14:32, , рубрики: Self Scanning, Блог компании X5 Retail Group, будущее, интернет-маркетинг, искусственный интеллект, кассы самообслуживания, китайские магазины, магазин без продавцов, ритейл, электронные ценники

Привет! На связи команда инноваций Х5 Retail Group #x5lab. Новые технологии в ритейле – прорывные кассы самообслуживания, мониторинги очередей, роботы на распределительных центрах, терминалы лояльности и многое другое – это к нам. Но сегодня мы хотим рассказать не об этом, а о нашей экспедиции в Китай, где, следуя старой китайской пословице «не бойся, что не знаешь — бойся, что не учишься», мы решили немного поучиться и понять, как там «у них».

Как накормить миллионы китайцев за полчаса - 1

Еще не так давно Китай представлялся нам не самым передовым в плане технологий государством – хорошие копии, плохие тесты; делают быстро, но с низким качеством; китайское — значит дешевое и недолговечное.

Буквально за несколько лет картина преобразилась: дешевое – значит могут внедрять массово, хорошие копии – значит делают все в стране без пошлин, избегают ограничений импорта; высокая производительность – быстро учитывают ошибки и усовершенствуют продукт.

Как накормить миллионы китайцев за полчаса - 2

Мы очень хорошо видим, что сделать старую и известную технологию дешевой и массовой – не просто. А именно массовые внедрения в нашем бизнесе позволяют получить значимый экономический эффект. Сделать дорогую игрушку с микро-эффектом в рамках нескольких магазинов и гордиться ею – недостаточно. Игрушку надо сделать полезной покупателям, дешевую и массовую, чтобы размножить микро-эффект на макро-масштаб и получить уверенную экономическую выгоду.

Как накормить миллионы китайцев за полчаса - 3

И пока на западе ритейл работает по старинке, розничная торговля Китая развивается семимильными шагами, преодолевая ненужные этапы, внедряя самые передовые разработки сразу на тысячах магазинах и супермаркетов. Согласно данным Государственного статистического управления КНР, объем розничных продаж товаров общего потребления в Китае за первые восемь месяцев текущего года составил 26,21 трлн юаней (около 3,71 трлн долларов), увеличившись в годовом исчислении на 8,2%. С января по август в Китае наблюдался заметный рост объемов реализации товаров через интернет — на 16,8%, до 6,43 трлн юаней (912 млрд долларов). (подробнее можно почитать на tass.ru).

Магазин превращается, превращается магазин…

А ведь еще лет 10 назад глобальные мировые игроки, которые пришли на китайский рынок, – Auchan, Carrefour и другие – чувствовали себя вполне хорошо, активно вытесняли местных конкурентов и не думали (наверное) об угрозе со стороны интернет-компаний.

Все изменилось 3-4 года назад. Онлайн-гиганты Alibaba, JD.com, захватив сегмент нон-фуд «посылторга» перешли к новой стратегии – захват рынка традиционной розницы и торговли продуктами, начали открывать обычные (и не совсем необычные) супермаркеты и торговые точки.

Как накормить миллионы китайцев за полчаса - 4

Началось все с пилотов обычных магазинов – торговые точки в густонаселенных районах. Пробовали одну концепцию, вторую, третью.

Сегодня Alibaba, владеющая одной из самых популярных сетей Hema, реализует комплексную модель продаж товаров – оффлайн-магазины и онлайн с доставкой всего за 30 минут.
Как это работает? Вначале в районе ставится классическая торговая точка – магазин 600-1000 кв. метров, но с очень качественной, самой свежей продукцией и красивой товарной выкладкой.

Как накормить миллионы китайцев за полчаса - 5

60% ассортимента такого магазина ориентировано на «фрэш» – это фрукты и овощи, свежие рыба и мясо. Остальной товар – для выполнения миссии «дозакупки»: вода, сопутствующие товары, необходимая бытовая химия.

Когда такая «витрина» появляется в квартале местные жители присматриваются, делают 2-3 пробных покупки – «примеряют», какого качества продукция здесь предлагается. Когда такой магазин появляется в округе, сначала у него только 10% онлайн-заказов.

Стабильность, свежесть, высокий уровень сервиса – после приобретения доверия к бренду и определенной привычки можно попробовать и онлайн. И вот уже онлайн-заказы растут экспоненциально, просто потому, что это удобнее.

Многие подсаживаются на этот режим — ты привыкаешь к сервису, делаешь заказ по дороге домой из того самого магазина, к которому уже попривык после нескольких посещений и которому уже доверяешь. И пока моешь руки и играешь с детьми, уже привозят продукты. Таким образом, начинается замещение классического потребления офлайн новым онлайн-сервисом, но уже привычного магазина, знакомой марки и ассортимента.

Мы пробовали (правда из офиса) – работает, сообщение от курьера о доставке пришло на 27-ой минуте после заказа.

Как накормить миллионы китайцев за полчаса - 6

Традиционный магазин превращается …..---в доставку за 30 минут

Как уложиться в 30 минут? Правило номер один – магазин, где собирается онлайн-заказ, обслуживает только определенный район, тех самых посетителей, которые живут поблизости и уже привыкли к покупкам именно в этом магазине. Никаких дарксторов, складов не предусмотрено. Заказ собирается здесь и сейчас, будто ты сам идешь за покупками. Время пошло – заказ отправлен и есть полчаса, чтобы он появился у вашего порога.

Магазин поделен на 4 зоны – фрукты и овощи, фудкорт, классические сухие продукты, мясо и рыба. В каждом отделе есть специальный сборщик, который только и ждет, когда ему на терминал придет задача по сборке. При этом задачи разбиваются по зонам и каждый собирает свою часть. Фактически персонал заменяет обычного клиента – просто делает это в несколько раз быстрее, так как отлично ориентируется в магазине и в товарных позициях. Пока мы были в магазинах ребята в синих и зеленых майках с цветными сумками как тени мелькали за спиной, не мешая при этом делать покупки «офлайновым» людям.

Как накормить миллионы китайцев за полчаса - 7

Под потолком магазина установлена специальная конструкция, по которой ползут сумки с собранными заказами. Любопытно, что при этом в магазине низкая глубина и высота полок – все рассчитано на быстрый оборот и быстрое пополнение. В заказах очень много позиций и свежей категории — мясо, молочная гастрономия, фрукты, овощи. Все то, что обычно съедают сразу, не запасаясь на неделю. Да и зачем это надо, если тебе за 30 минут привезут свежее мясо из новой поставки.

Как накормить миллионы китайцев за полчаса - 8

Чем точнее данные об остатках на полке – тем выше качество сборки. Те, кто собирают заказ и те, кто пополняет полку, работают в единой системе мотивации. Главная задача – чтобы покупатель был доволен и не ушел без покупок!

Как накормить миллионы китайцев за полчаса - 9

Далее в специальной комнате сумки с товарами сортируют по клиентам и раскладывают в специальные пенопластовые контейнеры, которые в течение 30 минут прекрасно держат температуру. А еще на них можно стоять и прыгать. Такие же использует интернет-магазин Perekrestok.ru.

А в это время персонал в магазине начинает собирать следующий заказ. У каждой такой сумки есть бар-код – ошибок быть не должно, поднимаются они на специальном лифте и уезжают!
Заказ развозят на электрических мотороллерах, которых пруд пруди в Шанхае и в Пекине и других городах. У них есть выделенная полоса (правда, ездят они все равно, как хотят – даже на красный или по пешеходной дорожке). Мы их называли про себя – тихой смертью. Его абсолютно не слышно, одно неверное движение и тебя сбили 

Как накормить миллионы китайцев за полчаса - 10

Каждый мотороллер в Китае – это обязательно две коробки: одна в ногах, одна на багажнике сзади. У служебного входа магазина непременная суета – десятки водителей ждут, толкаются, суетятся, пробиваются с заказом или пытаются выехать.

Take, scan and go

Однако привычные магазины тоже никуда не исчезают. Они становятся только лучше – здесь действительно приятно находиться. Дело не в дизайне или некой прорывной концепции – скорее, тут все сделано для покупателя: самые свежие, идеальной формы товары; красивая, симметричная выкладка; световые акценты в оформлении. Акцент на «фрэш» и безупречный сервис. Супермаркет для среднего класса.

Как накормить миллионы китайцев за полчаса - 11

Технологии тут только в помощь. Все ценники в магазине электронные, при этом все производится в Китае – стоят они существенно дешевле мировых аналогов (как минимум из-за отсутствия ввозных пошлин и логистических затрат на перевозку по миру).

Как накормить миллионы китайцев за полчаса - 12

Сотрудники магазина не отвлекаются на работу с ценниками – информация обновляется автоматически, исключены ошибки со стоимостью товаров. Каждый магазин оборудован кассовой зоной самообслуживания.

В этой зоне нет весов – весь товар уже развешен: взял и побежал. Как правило, в ней всего одна классическая касса, остальные – «цифровые кассиры» (в зоне может быть установлено до 25 таких касс).

Абсолютное большинство покупателей привыкли самостоятельно сканировать товары, а одинокий кассир смотрит на своих цифровых «собратьев» со скукой – он здесь, скорее, на всякий случай (для неопытных покупателей из России, например).

Как накормить миллионы китайцев за полчаса - 13

Еще одна технология на службе у покупателя – блокчейн. Мониторы над зоной «фрэш» помогают узнать подробную информацию о стране происхождения товара, когда он поступил к ним, срок годности – достаточно коснуться пачкой экрана. Это очень красиво, правда, почти никто не пользуется.

Все настолько свежее, что это видно, как говорится, и невооруженным глазом – зачем тратить время на получение лишней информации.

Как накормить миллионы китайцев за полчаса - 14

Как же платят в таких магазинах? Купюры точно больше не в моде. Самая популярная оплата – с помощью WeChat и AliPay. Через приложение в мобильном телефоне кассы самообслуживания получают всю необходимую персональную информацию – одна секунда и оплата проведена.
Есть и финансовый резон – низкая комиссия за эквайринг (всего 0,1-02,% при оплате через эти два приложения). А вот оплата лицом внедрена в некоторых магазинах, но, все-таки, остается дорогой игрушкой. Мы пристально понаблюдали часок за происходящим в кассовой зоне, и не увидели тысяч китайских граждан, оплачивающих покупки лицом. Но модная фишка работает и если правильно настроить все разрешения в аккаунте WeChat, введя пин-код – оплата пройдет.

Как накормить миллионы китайцев за полчаса - 15

Наличные деньги здесь вряд ли пригодятся в будущем. Даже если на вечерней набережной Шанхая под звуки вечной уличной музыки вам захочется материально поддержать местного исполнителя – на выбор буду предложены два варианта пожертвований: QR-коды AliPay и WeChat. Сканируешь и так отдаешь свою монетку.

В Китае уже активно доставляют дронами. Но не в городах, где много проводов и задействованы другие каналы, а в сельской и отдаленной горной местности (доставляют, в основном, посылки с лекарствами).

В больших городах внедряются и используются полностью автоматизированные автономные магазины. Такой новомодный «киоск» буквально напичкан камерами. Оплачиваешь на кассе самообслуживания или в приложении.

Очень интересный концепт у китайского Auchan. Рядом с гипермаркетом этой же сети есть зона охвата из нескольких блоков по 5-7 домов. В такой зоне и размещается круглосуточный автоматизированный бокс – здесь покупают, если до гипермаркета идти далеко или нет необходимости, а также в ночное время, когда не работает даже курьерская доставка. В таком магазине не только снеки и вода, но есть рис, макароны – все, что можно приготовить быстро и при этом не остаться голодным.

Как накормить миллионы китайцев за полчаса - 16

Покупатель решает все

В результате в Китае нет какой-то одной доминирующей модели потребления. Здесь сосуществуют разные системы и различные покупательские миссии. В таких магазинах как Hema трафик делится на две примерно равные части – 3-4 тысячи покупателей ежедневно приходят в магазин и столько же покупает онлайн с доставкой всего за 30 минут. Иногда один и тот же покупатель может использовать и онлайн, и офлайн инструменты, поэтому полного перехода на один вид потребления не происходит.

Как накормить миллионы китайцев за полчаса - 17

Любопытно, что такая скоростная доставка не всегда прибыльный бизнес. Задача таких магазинов не только (и не столько) зарабатывать деньги.

Кажется, что онлайн-гиганты китайской индустрии на вопросы о маржинальности могли бы ответить так: мы поставили магазин и в этом районе и теперь мы знаем каждого второго жителя в этих домах (ведь он зарегистрировался в нашем онлайн-приложении для покупок) – знаем его привычки и потребности (что он ест), финансовые возможности (чек), даже семейный состав (памперсы). Это значит, что мы сможем предложить ему с помощью других наших сервисов востребованные им товары и услуги – и вот на этом и заработать.

Этот покупатель скачал наше приложение, будет что-то искать на нашем сайте – мы можем продвигать нужную рекламу наших поставщиков или предлагать кросс-сейлы. Таким образом, мы будем наращивать конверсию.

И бизнес будет заключаться не в том, чтобы здесь и сейчас зарабатывать на продуктах питания, а в том, чтобы выстроить долгосрочные взаимоотношения с покупателем – и онлайн, и офлайн, и доставку, и дополнительные сервисы. И покупатель остается в этой экосистеме.

Как накормить миллионы китайцев за полчаса - 18

Для таких «монстров» китайского рынка как JD уход в «каменный» (то есть оффлайн) ритейл – еще один способ повысить капитализацию. И даже если поначалу ты зарабатываешь немного, постоянный денежный поток (cash flow) тебе обеспечен. Наращивая оборот, ты становишься еще более привлекательным для инвесторов в том числе. А в какой еще индустрии вы найдете такие высокие обороты (ну кроме нефти и газа)…

Сегодня онлайн-заказы стали непременным условием успеха классических магазинов. Еще недавно – экзотика, а сегодня половина всех чеков торговой точки, фактор постоянного трафика и даже лояльности покупателей. Самое важное при этом – не терять скорость. До тех пор, пока не была введена 30-минутная доставка – доля интернет-заказов не превышала 10%. Преодоление заветного получасового порога позволило повысить показатель до 40-50%.

Как накормить миллионы китайцев за полчаса - 19

Конечно, такие технологии (даже в Китае) это удел мегаполисов. В маленьких городах пока развита рыночная торговля, никуда не делись дискаунтеры и Walmart (немного похожий на китайский рынок). Онлайн-потребление захватывает средний класс – тех, кто привык потреблять свежее – здесь и сейчас. И по разумным ценам.

В современном китайском магазине становится ясно, что в будущем наше потребление если и изменится, то совсем немного по форме, но никак не по содержанию. Здесь действительно массовые, впечатляющие технологии являются фоновой темой.

Вау-фактором становятся классические стримы ритейла: свежесть, качество, выкладка, ассортимент, удобный и быстрый сервис, личный подход, детали в дизайне магазинов, быстрая доставка. То, для чего ты как покупатель идешь в магазин. Вся система работает только ради и для покупателя. Как и 500 лет назад.

Как накормить миллионы китайцев за полчаса - 20

Автор: X5RetailGroup

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js