Количество новых гаджетов и электронных устройств с каждым днём растёт как на дрожжах.
Станет ли очередная «железка» эволюционным прорывом, перевернувшим весь мир, или так и останется прототипом? Читая многочисленные обзоры новых ноутбуков, мобильных телефонов и прочей техники, невольно хочется провести аналогию с эволюцией биологических видов, тем более что схожесть этих процессов поражает.
Давайте посмотрим на то, как развивался Homo Sapiens. Род Homo отделился от австралопитеков или подобных им гоминид около 2 млн лет назад в Африке. Существовало несколько видов людей, большинство из которых вымерло. К ним, в частности, относятся питекантропы, неандертальцы и др. Важнейшими этапами антропогенеза, отделившими человека разумного от других гоминид и выделившими его из мира животных, были начало изготовления орудий труда, освоение огня и появление языка.
Вопросы эволюции человека по-прежнему вызывают споры, но, по одной из гипотез, человек эволюционировал под влиянием приспособления к земноводному существованию, то есть к собиранию моллюсков и прочей пищи на мелководье, что требовало, в частности, способности плавать и нырять, отличающей человека от прочих обезьян. Эта гипотеза объясняет многие анатомические особенности современного человека, такие как прямохождение, отсутствие шерсти, развитый слой подкожного жира, низкое положение гортани относительно носоглотки (характерное для морских млекопитающих), первородная смазка новорождённых детей (vernix caseosa — также характерная для морских млекопитающих, а не обезьян), крупный
Развитие Homo Sapiens (впрочем, как и других биологических организмов на нашей планете) осуществляется за счёт двух весьма непростых инструментов.
Первый – это естественный отбор, который убивает тех представителей вида, которые оказались наименее приспособлены к окружающей среде. «Аутсайдеры», склонные к частым болезням, или медленно бегающие, или не умеющие различать цвет (обладают лишь монохромным зрением), попадают в лапы хищникам, погибают от ядовитых растений и так далее, освобождая место более сильным, умным и здоровым особям.
Вторым инструментом, необходимым для эволюции, является естественный мутагенез. Именно он отвечает за то, чтобы следующее поколение было «другим», отличным от предыдущего. Мутагенными факторами окружающей среды являются ультрафиолет, радиация, химические мутагены.
Причём, природа весьма разумно распределяет и набор ДНК. К примеру, каждый из нас несет в себе примерно 1/2 признаков родителей, 1/4 признаков бабушек и дедушек, 1/8 – прадедов, 1/16 – прапрадедов и так далее. Уже не один миллион лет передаются из поколения в поколение гены наших предков, соединяясь в новые комбинации с дополнительным мутационным багажом.
Любая живущая особь того или иного вида является положительным итогом постоянно происходящего отбора. Внутри каждой конкретной популяции, в свою очередь, отбираются более приспособленные особи, носители адаптивных признаков, повышающих устойчивость вида.
Если же посмотреть на ноутбуки, мобильные телефоны и прочую технику, то развитием этих «организмов» занимаются исследовательские лаборатории, которые, по своей сути, действуют точно так же. Эволюция гаджетов строится по тем же признакам – берутся самые «устойчивые», доказавшие свою жизнеспособность, элементы (будь то дизайн, размер матрицы, толщина и пр.), добавляется что-то новое и… вуаля, гаджет выпускается из лаборатории (утробы матери) в «жизнь».
А там уж – сожрут его конкуренты, или его популяция разойдётся миллионами продаж, зависит от многих факторов – удобно ли держать его в руке, не перегревается ли память, не стирается ли покрытие, так важное для хипстеров. Ведь ресурс для размножения – кошельки потребителей – не безграничен, поэтому выживают лишь «самые-самые».
Однако, приятно осознавать, что мы, покупатели, делая свой выбор той или иной техники, своими деньгами голосует за тот или иной набор техно-ДНК, внося свой маленький, но всё же вклад в то, какими эти устройства будут завтра.
Запланированное старение
Удивительно, что благородя эволюции рыночных отношений и возникновения олигополии, в промышленности появился механизм планируемого устаревания, который аналогичен программам клеточной смерти.
Исследования феномена программируемой клеточной смерти начались с конца 1960-х годов. Было установлено, что гибель клетки происходит, как правило, в результате включения одной из таких программ (апоптоза или некроза), заложенных в ее геноме.
Это открытие послужило основанием для заключения, что, по крайней мере, одноклеточные организмы располагают механизмом самоликвидации. Описано множество примеров, доказывающих, что запрограммированная смерть особи – процесс, названный "феноптозом", присущ также и высшим организмам – животным и растениям. Одной из функций феноптоза, (по версии академика Скулачева), является ускорение смены поколений и стимуляция этим и другими способами биологической эволюции организмов.
Очевидно, что феноптоз – это способ, которым природа заставляет живые организмы, «отработавшие своё», уходить, освобождая место молодым. Генетическая программа «старения» необходима для ускорения эволюции, и кто знает, если бы её не было, возможно мы, вместо того, чтобы «кидаться» SMS-ками, кидались бы всё ещё банановой кожурой, прыгая по лианам.
В 1954 году американским промышленным инженером Бруксом Стивенсом была популяризована фраза «Планируемое устаревание».
По его определению, запланированное устаревание «Прививало покупателю желание иметь кое-что немного более новое, немного лучше, немного скорее, чем необходимо».
К концу 1950-х «запланированное устаревание» стало применяться к товарам, разработанным так, чтобы легко сломаться или быстро выйти из моды.
И сегодня механизмы запланированного устаревания присутствуют абсолютно во всех устройствах, попадающих на потребительский рынок. А те устройства, которые по непонятным причинам продолжают работать дольше, чем было запланировано их производителями, вследствие весьма агрессивного маркетинга устаревают морально, вынуждая потребителя их выбрасывать и покупать что-то новое.
Плохо ли это или хорошо – каждый решает сам для себя. Однако очевидно, что если бы человечество перестало выбрасывать старые и покупать новые ноутбуки, телевизоры, телефоны, автомобили и прочие товары, то инженерам, «скрещивающим техно-ДНК» в лабораториях было бы нечего есть и прогресс, если бы и не остановился, то сильно замедлился.
Не остановился бы он потому, что есть ещё оборонная промышленность. Но это уже другая история, тоже, впрочем, имеющая много общего с биологией…
P.S. Целью этого поста является не желание спровоцировать холивар насчёт теории эволюции или оправдать необходимость применения производителями планируемого устаревания. Я накидал эти мысли скорее как источник когнитивного диссонанса, который, как я надеюсь, позволит нам, хабражителям, немного шире смотреть на вещи и не бояться строить междисциплинарные связи, пусть даже и совсем нелепые :)
Автор: dashman