Сегодня (смотрите дату этого поста) модно пугать кого бы то ни было всякими там скрипт-киддисами или матёрыми хакерами, срывающими большой куш (хотя в отдельных комьюнити, форумах или irc каналах это распространено уже очень давно, но это отдельная тема), и вот он, наконец-таки (!), дополз до маркетинга! «Он» — вирус, болезнь, паразитирующая натура человека или, проще, — хак (в глобальном смысле).
Маркетинговый хак?
Бесполезно таить или скрывать то, что однажды вырвется наружу… Полезно находить то — что это таинство из себя на сегодняшний день представляет (метод для тех, кто любит ходить в ногу со временем). Благороднее — быть визионером, а значит чувствовать и видеть, предсказывать (хотя бы для самого себя), так сказать, то, что должно однажды вырваться и взорвать(ся)… Взорвать мир, сеть, общество, определённую сферу, нишу, комьюнити. Thom York, например, делает это в музыке. Записывает сегодня то, что будет понято лет через 5-10 (моё скромное мнение), ну, или, как минимум, проживёт все эти годы, а будет раскрыто, так на него повысится спрос!
Имплицировав в продукт идеи будущего, вероятно, можно получить его т.н. самовоспроизводимость и удлинить срок валидности. Скорей всего это даже можно как-то просчитать, но не буду вдаваться в глубокую аналитику или статистику. Конечно, бывает так, что продукт изначально задуман как life-time-long валидный, т.е. на него есть спрос на протяжении всей жизни клиента, пользователя. А вот как раскрутить сам продукт? Как, раскрутив его, не лишиться пользователей или покупателей и удержать уровень графика спроса?
Так что же это такое?
Growth Hacking — взлом роста спроса (на продукт, сервис и т.д.). Новомодный подход к раскрутке и маркетингу юных (а иногда и всегда опытных) стартаперов. Причём от классического маркетинга как такового в нём уже мало чего осталось…
Здесь вступают в силу такие техники как:
- виральность продукта с помощью (интерактивных) видео или игрофикации
- раскрутка через bit-(или какой-либо ещё)-торрент (доступные, например, для бесплатного скачивания ознакомительные части продукта как в случае с книгой The 4-Hour Chef Тимоти Феррисса)
- засылание описания (частей) продукта или чьих-либо мнений о нём в разные нишевые форумы/блоги/ресурсы
- «празитирование» одного сервиса по средствам другого (история раскрутки airbnb с помощью craiglist; смотрите также mashape.com)
- переделывание или доделывание какого-либо сервиса или
плохойчасти большого продукта (история раскрутки paypal с помощью ebay) - веб-сервисы или app'ы, ссылающиеся друг на друга (в т.ч. через кросс-домены) и/или предлагающие отдельные части приложения за определённую плату (например, in-app purchases)
- раскрутка с помощью краудсорсинга или краудфандинга и комбинации, комбинации, комбинации...
В общем и целом — игра на технологиях, аналитика и скорее инженерские, нежели маркетинговые приёмы.
Кому стало интересно, рекомендую, книгу Райана Холидeя (Ryan Holiday) Growth Hacker Marketing или книгу Эрика Риса (Eric Ries): The Lean Startup.
Вышеописанные идеи в основном оттуда. Кстати, бывает, цифровой октябрь радует неплохими (видео-)лекциями на эти темы.
Ресурсы
На сегодня собралось (и собирается) благое множество подобных книг, статей, эссе и других ресурсов:
growthhacker.tv
Find a Growth Hacker for Your Startup
The Growth Hacker Interviews
«GeekJob и Хабр или Growth hacks по русски»
“Growth Hacking” is BS…It’s All Just Marketing
Andrew Chen essays
Aaron Ginn's Thoughts
growth.mashape.com – Learn how to build sustainable user growth
Growth Hacker Conference
Картинка отсюда: http://www.quora.com/Growth-Hacking/What-is-Growth-Hacking
Если будет спрос, возьмусь за перевод этой статьи: What is a growth hacker?
По словам Райана Холидeя 'Growth Hacking' — прежде всего новый непривычный тип
Кстати, думаю, 'Growth Hacking' тесно граничит или, по крайней мере, может зависеть от (хорошего) storytelling'а.
Но об этом в другой раз…
Успехов с мыслями и стартапами!
Автор: engulfer