В настоящее время образование начинает осознаваться обществом как важнейший фактор не только технологического и социально-экономического развития, но и выживания цивилизации, как условие преодоления глобальных экологического и духовного кризисов. Большинство исследователей вполне обоснованно полагают, что, поскольку существующая образовательная практика не соответствует современным требованиям и не может обеспечить своевременную и адекватную подготовку людей к будущему, которое стремительно приближается, необходима ее радикальная перестройка, стратегически ориентированная на вызовы XXI в.
Развитие средств телекоммуникаций позволяет экспертам прогнозировать появление полноценных возможностей приобретения нужных знаний, навыков и компетенций по индивидуальным траекториям обучения в любом возрасте и в любой точке пространства. Подобная концепция потребует от вузов такого планирования и организации учебного процесса, когда на первом месте будут стоять не планы, а желания студентов и возможности преподавателей. Такой подход имитирует законы рынка – как преподаватели предлагают набор курсов, а студенты изъявляют желание их изучать, так и студенты выставляют запросы на формирование дисциплин с определенными компетенциями и содержательной частью, а преподаватели данные курсы разрабатывают.
Предлагаю на ваш суд концептуальную модель индивидуального подхода к преподавателям и студентам при организации и планировании учебного процесса в высшем учебном заведении.
На первом шаге студент должен ознакомиться со своим базовым рабочим учебным планом и, проанализировав его, сформировать список дисциплин, которые он планирует изучать в следующем учебном году. Все студенты должны видеть каков общий поток обучающихся, проявивших желание изучать выбранную дисциплину на текущий момент. Также, студент вправе предложить к изучению дисциплину, которая не ведется в университете. К дисциплине необходимо указать примерное описание, содержание и желаемый набор компетенций. Эту дисциплину, которая официально еще не утверждена и не ведется, студенты могут также выбрать как желаемую к изучению.
На втором шаге уже преподаватель оценивает ожидаемый контингент обучающихся на следующий учебный год, их рабочие планы, а также студенческий список желаемых к изучению дисциплин. На основе этой информации, преподаватель формирует свою учебную нагрузку на следующий учебный год: указывает минимально и максимально возможную учебную нагрузку; формирует примерные потоки с указанием максимальной и минимальной численности студентов; указывает других преподавателей-ассистентов по видам проводимых занятий. В это же время он создает новые учебные курсы.Для каждой дисциплины преподаватель может указать список альтернативных дисциплин, которые ведутся в университете, либо запрашивались студентами как новые. Также, к дисциплинам дается подробная аннотация, формируемые компетенции, пререквизиты, а также материально-технические ресурсы и организационные требования к курсу. Следует отметить, что преподаватель должен формировать учебную нагрузку «с запасом» — для альтернативного выбора студентам. Альтернативная нагрузка должна быть не меньше чем заявляемая минимальная нагрузка на преподавателя.
По результатам формирования примерных потоков преподавателями система генерирует учебные потоки для последующей регистрации на дисциплины студентами. Все недостающие обязательные потоки создаются руководством кафедры. Заведующий кафедрой отслеживает процесс формирования индивидуальных учебных нагрузок и контролирует, чтобы студенты имели возможность выбрать не только дисциплины обязательной и вариативной части, но и альтернативные.
На следующем этапе открывается регистрация студентов на дисциплины. Студент, в соответствии с финансовыми возможностями, с учетом требований по максимальной и минимальной учебной нагрузке, составляет индивидуальный учебный план на следующий учебный год. Студент знакомится с каталогом дисциплин: смотрит описание, формируемые компетенции, историю модификации курса, статистику по обучению и успеваемости, а также отзывы завершивших изучение курса. Выбор дисциплин регулируется согласно расставленным пререквизитам. Обучающийся имеет право изучить дисциплину в обход требований по пререквизитам, если сможет подтвердить набор знаний и/или компетенций, необходимых для изучения выбранного курса. Решение принимается специальной комиссией профильной кафедры. Для составления рационального и оптимального индивидуального учебного плана обучающийся может воспользоваться помощью консультанта.
Вместе с учебной нагрузкой, студенту должен быть предоставлен финансовый калькулятор, когда он может оценить примерную сумму, которую ему необходимо будет оплатить за каждый планируемый учебный курс на следующий учебный год (с учетом возможного рефинансирования). Студентам, обучающимся на бюджетной основе, также будет показана примерная стипендия, которую они будут получать за каждый учебный семестр. Такая схема дает студенту возможность контролировать не только свою нагрузку, но и смотреть на финансовое обеспечение обучения.
После завершения периода регистрации на дисциплины, запускается процесс проверки учебных потоков на качество, по результатам работы которой, вносятся корректировки в учебную нагрузку, нерентабельные потоки расформировываются (и уничтожаются). Тьютор (наставник) отрабатывает с каждым учащимся, не завершившим удачно процесс регистрации на дисциплины индивидуальную траекторию обучения.
По окончании процесса регистрации (перерегистрации) на дисциплины, формируются, печатаются и подписываются регистрационные формы на каждого обучающегося. На основе регистрационной формы формируется индивидуальный учебный план студента.
По итогам регистрации (перерегистрации) на дисциплины формируется расчет часов по кафедрам. Руководство кафедры распределяет свободную учебную нагрузку между преподавателями. На основе распределенного расчета часов формируется поручение учебной нагрузки по кафедре, а также университетский расчет часов.
Индивидуальная траектория обучения вносит корректировки в организацию учебного процесса: теперь не нужно формировать приказ для перевода студента с курса на курс. При формировании индивидуальной траектории обучения, при откладывании изучения некоторых дисциплин на другой срок, студент видит в реальном времени, как меняется его индивидуальный учебный план: изменяется примерный срок обучения, учебная нагрузка на каждый год, а также может управлять финансовым вопросом.
Таким образом, в университете формируется банк дисциплин и слушателей, а также появляется возможность объективной оценки соответствия содержания учебных программ требованиям работодателей.
P.S.: В данной статье намеренно не упоминаются средства реализации, но вполне закономерно прослеживается необходимость применения автоматизированных информационных систем.
Автор: JohnnySuperb