Какой будет бухгалтерия будущего? Я вижу ее совершенно отчетливо. Но прежде, чем я изложу свои видения, давайте договоримся о необходимых условностях:
- во-первых, предполагается исключительно безналичное денежное обращение. Разве у кого-нибудь есть сомнения в том, что безналичное обращение рано или поздно вытеснит налик?
- во-вторых, предполагается повсеместное использование компьютерной техники,
- в-третьих, я опускаю сложности внедрения и использования, в том числе технические, географические и политические, а рассматриваю лишь методологические последствия компьютерной бухгалтерии.
Какой она окажется? Что ожидает бухгалтеров в будущем?
Регистрация сделок
Надо ли говорить, что бухгалтерия станет полностью компьютерной?! Полностью – означает в данном случае полностью, а не на четверть или наполовину, как сейчас.
Полностью компьютеризированная бухгалтерия – это бухгалтерия:
- прежде всего без бумажной документации. Потому что – какая бумажная документация при компьютерном учете?! Смешно даже говорить об этом. Только электронные документы – в виде записей в базах данных, – и никакой бумаги;
- бухгалтерия, в которой сделка считается совершенной в момент ее электронной регистрации.
Остановимся на втором подробней: пункт непривычен, но исключительно важен для понимания будущей учетной методологии.
Если мы отказываемся от бумажной документации, каким образом должны регистрировать сделки? С помощью электронных документов, разумеется, что фактически означает: записями в регистрационных базах данных. При бумажном делопроизводстве сначала составляется документ, свидетельствующий о совершении сделки, затем документ регистрируется в базе данных. При электронном делопроизводстве бумажный документ отсутствует: сам факт регистрации в базе данных – заверенный, само собой, надлежащими цифровыми подписями, – является свидетельством совершения сделки. Теперь если мы захотим получить на руки бумажный документ, то сможем его распечатать, однако подтверждением совершения сделки будет не бумага, как раньше, а соответствующая запись в базе данных. Разница очевидна и огромна.
Только не говорите, что сделка не всегда может быть зарегистрирована электронным способом: мы заранее условились об обилии техники, под которой понимаем:
- компьютеры,
- там, где использование компьютеров непрактично, – специальные терминалы.
Сотрудники фирм совершают сделки при помощи компьютеров.
Что такое сделка? Сделка, если отвлечься от юридической стороны вопроса, есть некое хозяйственное действие, осуществляемое по взаимному согласию сторон. Для автоматизированной регистрации сделки требуется идентификация сторон и подтверждение их обоюдного согласия. Еще типовой договор, конечно, – без него никакая автоматизация невозможна: нельзя же представить себе автомат с неограниченным набором функций?! Это означает, что о свободе предпринимательской деятельности придется забыть: перечень возможных хозяйственных операций будет по возможности широким, но ограниченным.
На предприятии множество работников, у каждого свои права и обязанности. Очевидно, что в рамках общего делопроизводства придется установить права и обязанности каждого из работников: в интересующих нас аспектах это всего лишь возможность распоряжаться теми или иными материальными ценностями. Таким образом, помимо идентификации, при совершении сделки должны подтверждаться работника предприятия права на выполнение той или иной хозяйственной операции. Для айтишников это не новость, конечно.
Это что касается функционирования предприятий. А простые граждане для совершения сделок смогут, помимо компьютеров, воспользоваться терминалами. Вы заходите в магазин, выбираете покупки, после чего терминал идентифицирует вас, идентифицирует покупки и списывает с вашего счета соответствующую сумму. Ничего выходящего за рамки возможностей современной электронной техники – боюсь, даже слишком банально.
Коллация
Для совершения сделки необходимо выразить свою волю, но нет необходимости что-либо регистрировать, поскольку лишь акт регистрации – а не что-нибудь иное, в частности не бумажный документ, – свидетельствует о совершении сделки.
Еще раз: стороны выражают свою волю, и сделка совершается посредством регистрации типовой хозяйственной операции в базе данных. Думать о каких-то там бухгалтерских проводках нужно не больше, чем при пользовании современным банкоматом: структура данных и типы записей заложены в компьютерную программу, в которой происходит регистрация, а пользователи (не только физические лица, но и предприятия) от знакомства с программным обеспечением однажды и навсегда избавлены.
К чему это приводит? К двум очевидным последствиям:
- первое – раз уж мы договорились игнорировать географические и политические факторы, софт должен быть стандартным,
- второе – по тем же причинам база данных должна быть единой. Не вести же базы отдельно по каждому предприятию, в самом деле?!
При этих условиях выявляются потрясающие возможности коллации. Этот редко используемый в бухгалтерском учете термин означает одновременное и согласованное отражение сделки у всех участвующих сторон. В настоящее время коллация в бухгалтерском учете не соблюдается из-за несовместимого между собой софта и альтернативных способов учета, практикуемых различными лицами. Неспроста не соблюдается, а со значением: несоответствие данных в учетных системах сторон частенько прикрывает неблаговидные финансовые махинации. Что такое фиктивные – существующие лишь в воображении – фирмы и для чего они используются, всем известно. Так вот, свойственная компьютерному учету автоматическая регистрация сделок позволяет достигать стопроцентной коллации, а это сулит бухгалтерии невиданные ранее контрольные функции, применительно к материальным ценностям в особенности.
Представьте, что предприятие получило контрабандный товар и хочет его реализовать. А как? Чтобы получить деньги за товар, необходимо этим товаром официально обладать (при условии, что покупатель желает получить товар легально): учетная система не сможет оформить продажу товара, который по официальным данным отсутствует. А выписать фиктивную накладную, якобы товар получен от фирмы, которой в действительности не существует, при соблюдении принципа коллации не удастся. Можно специально для этой цели зарегистрировать фирму, но откуда у фиктивной фирмы возьмется товар? Очевидно, что его можно получить лишь от того продавца, который этим товаром реально обладает: сам его произвел либо закупил у реального же продавца. В конечном счете все упирается в производителя товара, договориться с которым о несуществующей покупке товара, на самом деле контрабандного, не удастся по той причине, что производитель закупает определенное число материалов, из которых производит товар: производитель даже при желании не может продать товара больше, чем закупил материалов, – учетная система не позволит. В этом смысле некоторыми возможностями манипуляций обладают лишь добывающие предприятия, которые, ни у кого не приобретая добываемые ресурсы, могут «выписать» любое их количество «из природы». Но нашему изначальному предприятию, продавцу контрабандного товара, это вряд ли поможет: сделку по продаже контрабандного товара не удастся зарегистрировать, как не удастся зарегистрировать и сделку по его покупке. Коллация – а если взять шире, то всеобщий и единый компьютерный учет – уничтожает контрабанду на корню.
Да, я знаю, что можно передать контрабандный товар с рук на руки, а деньги получить, положим, за консультационные или посреднические услуги. Чтобы пресечь данную возможность, необходимо совершенствовать гражданское законодательство, позволяющее платить любые суммы буквально ни за что, без всякого на то «материального» обоснования. Однако напоминаю: условиями задачи предполагалось, что покупатель товара желает получить легальный товар, с сопутствующей ему регистрационной записью, а не просто материальную оболочку.
Этим контрольные возможности коллации далеко не исчерпываются: при правильной постановке учета необеспеченные сделки попросту не регистрируются!
Под необеспеченными я понимаю обязательства, которые ни на чем не основаны. Например, вы обещаете отдать через неделю миллион рублей, но денег у вас нет и в ближайшее время не предвидится. Как проверить, что деньги отсутствуют в настоящий момент, ясно – по остатку на банковском счете, – но как проверить, что денег не ожидается в ближайшее время? По иным обязательствам. Что значит «ожидается в течение недели»? Только то, что вы являетесь кредитором человека или предприятия, который обязался передать вам определенную сумму до конца недели. Если названная сумма составляет миллион рублей, то есть до конца недели вам должны передать миллион рублей, то через неделю – но не раньше – вы имеете право пообещать данный миллион кому-то, в противном случае сделка не будет зарегистрирована. Сделки, предполагающие возникновение обязательств, регистрируются в зависимости от того, будет ли должник обладать нужной суммой на момент предполагаемой уплаты.
Понимаю, что для айтишников мои рассуждения звучат чужеродно и неубедительно, но уверяю, что речь идет – ни много, ни мало – об автоматическом предупреждении банкротств. Никто не сможет обязаться, если на предполагаемый момент исполнения обязательства не обладает (не должен обладать) необходимой суммой или необходимыми вещами. Впрочем, система не может предусмотреть чрезвычайных происшествий и природных катаклизмов, приводящих к утере ценностей. Предприятие имело нечто материальное и обязалось им, однако вследствие землетрясения ценности были уничтожены, в результате чего долг не погашен. Но злонамеренность обязательств – возможность пообещать что-нибудь заведомо невыполнимое – будет исключена полностью.
Последствия
Последствия истинной компьютеризации учета легко просчитать. Главная из них та, что потребность в бухгалтерах в их сегодняшнем понимании отпадет ввиду исчезновения следующих бухгалтерских функций:
- выписывать бумажные документы и регистрировать документы в компьютерных базах данных. Об этом говорилось;
- составлять бухгалтерские отчеты. Какие еще отчеты, когда учет ведется в единой базе данных?! Заходи в базу и, если обладаешь соответствующими правами, генерируй запрос. Просить кого-то составить бухгалтерский отчет – так же алогично, как нанимать специального человека погуглить. Да хоть бы кому и пришла в голову подобная мысль, составление бухгалтерского отчета будет занимать ровно одну секунду, необходимую для нажатия на кнопку, – записи-то в базе стандартные, соответственно и алгоритм составления бухгалтерского отчета тоже стандартный;
- разбираться в бухгалтерской нормативке. Собственно, никакой нормативки не останется: кому она нужна при всеобщем компьютерном учете – немногочисленным разработчикам типового учетного софта и специалистам по настройке терминалов?
Именно так: компьютерный учет отрицает бухгалтеров, наподобие того как автоматические турникеты отрицают билетеров. Не будет в полностью компьютеризированном обществе никаких бухгалтеров, как и связанных с их существованием аудиторов и налоговиков. Аудиторам вследствие вымирания бухгалтеров некого станет аудировать, представители налоговых служб тоже окажутся не у дел ввиду того, что налоги станут начисляться и взыскиваться автоматически при проведении денежных трансакций. Что, замечу, является единственно правильным и возможным решением при автоматическом внесении регистрационных записей: стороны договариваются о сделке, соответственно в пользу государства взыскиваются – автоматически же, на основании вшитых в программу алгоритмов! – налоги. Ошибиться в расчете налога или злонамеренно не перечислить причитающееся окажется со стороны налогоплательщика делом технически невозможным.
Вот такой будет бухгалтерия будущего – безлюдной и безопасной.
Если современная бухгалтерия пока не такая, то не из-за отсутствия технических возможностей – уже не из-за этого! – а из-за наличия огромного числа людей, кровно заинтересованных в пользовании устаревшими методами, а если конкретней – в своем личном в ней участии. Бухгалтеры, аудиторы, налоговики – все они по внедрении настоящего компьютерного учета останутся без работы.
О методологии будущего учета читайте в моих прошлых постах:
Бухгалтерская… социальная сеть,
Проект «Учетное мироздание». Сделай сам.
Автор: mikejum