Иллюстрация: Petra Ramešová
Луна-2024 — недостижима
Одна из ближайших целей Лунной программы NASA «Артемида» — это возвращение человека на Луну в 2024 году. Но теперь точно не ранее апреля 2025 года. Почему?
В целом регулярно по новостям возникало впечатление, что это несколько оптимистичные сроки, но 10 августа 2021 года это «ощущение» подтвердил отчет генерального инспектора NASA Пола Мартина. Одной из причин была названа неготовность скафандров. Интересно, что лунные скафандры презентовали и тогда космический эксперт Николай Моисеев указал, что они подозрительно похожи на старые. Но, естественно, его никто не послушал, а если бы не блог журналиста Михаила Котова, может никто бы и не вспомнил эту неприятную историю.
Илон Маск уже намекнул, что слишком много подрядчиков вовлечено в процесс и он готов решить и эту проблему. Напомню, что парой дней ранее NASA удалось доказать, что она имел право выбрать в качестве лунного корабля проект SpaceX, оставив за бортом Blue Origin и Dynetics.
Но дело не только в скафандрах, задержки есть и по ракете-носителю, и по кораблю Orion. Например, по первоначальному плану первый полет ракеты SLS был намечен на апрель 2021 года, а теперь состоится не ранее сентября. К этому моменту должен быть готов и корабль Orion. Первый полет пройдет в автоматическом режиме, без экипажа, но при высадке на Луну, Orion должен доставить астронавтов на орбиту спутника Земли, где они пересядут на StarShip, модифицированный для посадки на Луну. Только не спрашивайте меня, зачем в этом полете два корабля, видимо, потому что ULA и Lockheed Martin (создатели ракеты SLS и корабля Orion соответственно) тоже надо обеспечивать работой своих сотрудников.
Корабль Orion и первая ступень ракеты-носителя SLS
Суммарная задержка по проектам – 20 месяцев. Возможно, что-то можно нагнать, где-то переиграть, но теперь возвращение человека на Луну состоится не ранее 2025 года. Об этом можно заявлять с уверенностью, потому что ни одна страна мира не имеет более близких планов.
▍«Наука» для Boeing
О проблемах «Науки» после стыковки с МКС в этом блоге рассказывал Виталий Егоров. Через сутки после «Науки» к МКС должен был отправиться пилотируемый корабль Starliner компании Boeing. Вообще- то это был его второй старт. NASA заказала параллельно пилотируемые корабли SpaceX и Boeing. Илон Маск справился с задачей почти вовремя и отобрал у России задачу запуска астронавтов на орбиту. А вот Boeing тормозит. При первом запуске CST-100 Starliner в 2019 году двигатели корабля сработали преждевременно из-за программной ошибки (какие параллели с «Наукой») и кораблю пришлось вернуться на Землю. Видимо, проблемы оказались достаточно существенным и новый полет был назначен только на 30 июля 2021 года. И тут «Наука» включает двигатели, NASA и Boeing докладывают, что полет перенесен, чтобы разобраться в ситуации с «Наукой».
Ракета-носитель «Атлас-5» на стартовом комплексе с установленным кораблем Boeing Starliner. Фото Boeing
В целом предусмотрительно дать разобраться с новым старым модулем Роскоcмосу, если бы не несколько «но». Во-первых, погодные условия на утро дня запуска не дали бы провести этот старт с вероятностью 50%. А, во-вторых, ни 3 августа, ни позднее запуск не состоялся. Сначала российский источник в ракетно-космической области сообщил, что у Boeing проблема с клапаном. Опять параллели с «Наукой», по неофициальным данным, у нее тоже были проблемы с клапаном, которые заставили понервничать инженеров. Но кто же верит российским источникам – понятно, что они отвлекают внимание от «Науки» и клевещут на американцев. Но тут Boeing официально заявил, что 13 (!) клапанов» не работают как должно, поэтому полет снова перенесен. Напомню, у «Науки» заговорили о проблемах из-за одного нерабочего клапана. Впрочем, трудно сравнивать, не зная подробностей.
Как итог, очередной запуск Starliner состоится ориентировочно 19-20 августа, либо перенесется на осень, потому что к МКС назначены и другие старты. Может Boeing не стоило прикрываться «Наукой», а заняться реорганизацией производства? Ведь компания входит в альянс ULA, который задерживает создание ракеты SLS. Кроме того, сильный удар по компании нанесли две катастрофы самолетов Boeing 737-Max – полеты этой модели самолетов были запрещены и компании пришлось их модифицировать. Похоже, Boeing стоит задуматься о модификации своих техпроцессов.
▍Blue Origin тоже в отстающих
Если бы не включились двигатели «Науки», возможно мы и не вспомнили бы, что кроме эффектного полета в космос корабля New Shepard, у компании Blue Origin есть еще кое-какие обязательства. На «Науку» обрушились и технологические ресурсы и спецы по политике: Ars Technica, The Daily Bearst, IEEE Spectrum. Может, я еще что-то не прочитал.
Интересно, что Эрик Бергер из Ars Technica после разгрома российской космонавтики в своей статье на следующий день переключился на Blue Origin. Я уж думал, автор решился пройтись по всем, но про Boeing он почему-то промолчал.
Метан-кислородные двигатели BE-4 компании Blue Origin
Зато напомнил, что Blue Origin по контракту с американскими военными должна была создать замену российским двигателям РД-180 в 2017 году, для чего получила по контракту 256 млн долларов. На данный момент поставка первых двигателей BE-4 компании ULA, которая будет использовать их в ракете Vulcan, ожидается до конца года. То есть как минимум с 4-летней задержкой, а впереди еще летные испытания.
▍Маск решит все проблемы?
Конечно, можно отдать все проекты SpaceX и надеяться, что гений Илона Маска поможет решить все проблемы. Starship отвезет людей на Луну, высадит в фирменных скафандрах, а его ракеты выведут американские военные спутники. Только вдруг что-то пойдет не так.
Как бы ни были гениальны люди, большие технологические процессы таят вероятности ошибок и уж точно бывают задержки. Например, космический турист Юсаку Маэдзава не дождался в 2018 году обещанного Илоном Маском облета Луны и осенью собирается на МКС с Роскосмосом. То есть произошла не просто задержка, клиент посмотрел в сторону конкурента и хорошо если просто решил подготовиться.
Юсаку Маэдзава во время подготовки к полету на на корабле «Союз МС-20»
Ок, представьте, что Маск решит текущие проблемы, а дальше? Может он полетит на Марс, как Джефф Безос в первом космическом полете своей компании. Может со временем SpaceX станет слишком большой и повторит судьбу DEC, Sun или как минимум того же Boeing.
Я нагнетаю, но нельзя надеяться на одного человека. Вдруг завтра инопланетяне его найдут и заберут обратно. Смайлы по вкусу.
▍Забыть про космос?
Хотя я не считаю себя большим экспертов в космической индустрии, чем Оберг или Бергер, но точно не вижу причин для панических настроений.
Вам кажется, что мы недостаточно знаем о причинах вышеперечисленных инцидентов? Отлично, давайте требовать их расследования и публикации. Во ВСЕХ случаях, а не как сейчас вся пресса США накинулась на Науку, как будто остальные события и не происходили.
У меня есть простое объяснение. В этом году состоялись сразу два суборбитальных полета, долен полететь пилотируемый корабль третьей компании (после SpaceX и «Энергии») к МКС, был очередной майлстоун для Лунной программы, наконец на МКС прибыл новый модуль впервые за 5 лет, а 20-тонные модули мы (человечество) не посылали к МКС более 20 лет. При такой плотности событий сработала теория вероятности и некоторые неприятности произошли. Но результаты не фатальны – сработало многократное резервирование систем, параллелизация при планировании. В результате все живы, на Луну можно вернуться и в 2025 году, Наука присоединена к МКС, Starliner можно запустить чуть позже, а американские ракеты пока поюзают российские двигатели или все заказы переведут на SpaceX.
Может хватит ругаться и все на Марс?!
Автор: Александр Баулин