На этих выходных в Китае прошел шестой по счету «Национальный день космоса» в Нанкине. Мероприятие проводилось с размахом, что и понятно — Поднебесной есть, что показать и о чем рассказать. Космическая программа КНР проходит по плану, страна достигла ряда намеченных целей, включая отправку станции на Луну, отбор образцов лунных пород с успешной их доставкой на Землю и разработку собственной космической станции.
Естественно, представители космической отрасли этой страны рассказывали и о дальнейших планах. Это, например, марсоход Zhurong, который должен прибыть на Красную планету уже в следущем месяце. Интересно, что марсоходу никак не могли дать официальное название, и лишь сейчас он его получил. Zhurong — бог огня в традиционной китайской мифологии. Но о марсоходе еще поговорим, а сейчас стоит обсудить орбитальный транспортный проект Китая. Дело в том, что одна из его реализаций ну очень похожа на Starship, как внешне, так и по сути.
Что за транспорт?
Его представил Китайский исследовательский институт ракетной техники. И это не готовый проект а только лишь визуализация, рендер. По плану, ракета (а это именно ракета), может доставить пассажиров из одной точки земного шара в другую всего за час.
У китайцев есть два варианта реализации такого проекта. Первый, как и говорилось выше, это почти точная копия Starship. Рендер напоминает ракету Маска как внешне, так и принципом действия, плюс сам рендер имеет много общего с собственным видео SpaceX, демонстрирующим визуализацию аналогичного путешествия.
Вот это — Starship:
А это — китайская ракета:
Похоже здесь все — и взлет, и разделение первой и второй ступеней, и посадка. Кроме того, концепт китайцев тоже имеет блестящий корпус из металла без всяких опознавательных знаков.
SpaceX представила проект суборбитальных полетов в 2017 году. Компания показала взлет пассажиров в Нью-Йорке с приземлением в Шанхае. По словам представителей компании, полет занимает всего 39 минут. Собственно, такая ракета способна доставить пассажиров в любую точку планеты менее, чем за час. Здесь расстояние особой роли не играет.
Китайцы рассказали примерно то же самое.
Но у них есть и второй проект, вроде как ничем не похожий на другие. На рендере мы видим транспортное средство на платформе — насколько можно понять, это электромагнитная катапульта. Транспорт очень похож на сверхзвуковой самолет. Его запускает в полет платформа, после чего «самолет» включает двигатель и отправляется в суборбитальное пространство планеты. После этого транспортное средство начинает снижаться и опускается в аэропорте другой страны.
В целом, оба концепта хороши, и в том, что Китай показал нечто, похожее на Starship, нет ничего плохого — главное, чтобы космическая программа страны развивалась. К сожалению, это проект не ближайшего времени — он будет реализован не ранее 2035 года. И это лишь первый этап — доставка грузов. Пассажиры же начнут летать подобным образом не ранее 2045.
К тому времени, если верить Маску, на Марсе уже будет основана колония людей. Так что может быть, что китайцы все же несколько ускорятся и начнут суборбитальные полеты пораньше.
Что касается использования сторонних идей для реализации собственных проектов, то в случае космической программы Китая эта ситуация не уникальна. КНР отслеживает работу SpaceX с самого начала работы американской компании. Например, в ходе первого пуска ракеты в 2006 году рядом с посадочной площадкой в океане было замечено китайское судно.
В 2019 году китайцы тестировали посадочные системы, подобные тем, что используются SpaceX в первой ступени Falcon 9 во время входа в атмосферу. Китайская госкомпания разрабатывает ракету Long March 8, первая ступень которой способна опуститься на морскую платформу. А частные компании вроде LinkSpace и Galactic Energy явно напрямую копируют технологии SpaceX.
Хорошо это или плохо? С точки зрения бизнеса, пусть и космического, наверное, не очень хорошо. С другой стороны, бизнесу SpaceX сейчас вряд ли могут повредить китайские компании — у организации Илона Маска все идет гладко. Есть государственная поддержка со стороны NASA, есть множество коммерческих клиентов. А с точки зрения обычного человека — чем больше будет частных космических компаний, тем быстрее космос откроется для всех.
Ну а теперь немного о китайском ровере
Выше он упоминался, а поскольку на Хабре об этой системе почти никто не говорил, то стоит кратко рассказать что это и зачем. Так вот, ровер предназначен для изучения Марса, программа китайцев не менее амбициозна, чем программа NASA. Аппарат, по словам его создателей, должен «воспламенить искру межпланетных путешествий и помочь человечеству начать изучение неизвестных глубин космического пространства».
Масса марсохода составляет 240 кг, его высота — 1,85 м. Срок службы — 3 марсианских месяца, это 92 земных дня. Но китайцы надеются на то, что ровер сможет прослужить дольше.
Двигаться он может с максимальной скоростью 200 метров в час. Работает он на солнечной энергии, а его задача — сбор данных о воде на Марсе. Китайцы хотят понять, есть ли у планеты подземные воды или нет. Кроме того, марсоход будет изучать геологическое строение Красной планеты.
Опуститься на поверхность соседа Земли марсоход должен в середине либо конце мая 2021 года. Если все пройдет хорошо, последует тестирование оборудования и ходовой части и лишь затем китайский марсоход вступит в строй и начнет изучение Марса.
Автор: Антон