Да, тут опять речь пойдет о Китае, но вместо однотипных новостей о статистике и «свидетельств очевидцев» я хочу рассмотреть back-end грандиозной китайской системы, которая поставлена на службу охране здоровья во многих аспектах.
Признаюсь честно, на пост меня сподвигли призывы широко известной в узких кругах женщины «помогать технологиями бедным китайцам бороться с эпидемией».
На заглавной картинке изображен сервис 百度地图慧眼, дословно — Байду-карты, Мудрое Око. И количество перемещений пассажиров из Уханя по другим городам в процентном количестве.
Первое, о чем стоит упомянуть — общедоступное всекитайское API от Минздрава, которое позволяет отслеживать количество заразившихсяпод подозрениемумерших — вплоть до статистики по провинциигородурайону. Со стороны пользователя это выглядит вот так
А со стороны back-end — вот так
То есть, по сути, обычный GET/POST запрос, который в ответ отдает вам статистику по странепровинциигороду. В силу того, что это социально важная информация, предоставляется этот API бесплатно с ограничениями 30 запросов в минуту и 100.000 бесплатных раз. За неограниченное количество запросов и обновлений придется отдать 299 юаней в год(45 долларов), что тоже, по сути, бесплатно и лишь снижает нагрузку на сервис, ограждая от просто любопытствующих.
В глубине API скрыто получение адресов, дома, в которых были выявлены заболевшие, видны на карте.
«А где же про Big Data», возмущенно спросите вы. И будете правы. В автобусах на входной двери, окнах расклеены QR-коды, которые ведут на Wechat-аккаунт Шеньчженьского управления транспорта.
Отсканировав его и подтвердив доступ к информации о пользователе Wechat, мы регистрируемся как пассажир.
На скриншоте видно, что пассажир такой-то в 12:52 сел на автобус по маршруту B291, госномер автобуса — 粤B41170D. Как вы догадываетесь, это охватывает не только городские автобусы, но и межгородские, поезда, самолеты и любой иной тип транспорта. В чем профит? Да очевидно же — врачу не надо пытать пациента «с кем вы контактировали», он все прекрасно видит в удобной для себя форме, на карте и с таймстампами. И если вы ехали в одном автобусе с заболевшим, вам потом придет сообщение, что стоит посетить больницу и сдать тесты на коронавирус(естественно, все лечение бесплатно без ограничений).
Как это работает от пользователя до Wechat в back-end — я прекрасно понимаю. У Wechat Public Account есть API «получить информацию о пользователе». Получить можно ник, сам аккаунт и номер телефона для связи. А вот что происходит дальше, в недрах управления транспорта и каким именно образом эта Big Data анализируется — остается только догадываться.
Еще один прекрасный пример использования Big Data — сбор информации о гостях. Тем, кто живет в определенном жилом комплексе — у них есть карточка резидента, которую они показывают на входе. Те же, кто пришел в гости — должны зарегистрироваться и оставить информацию о себе. Опять же — на основе Wechat.
Отсканировав QR-код, мы попадаем в Mini-App Шеньчженьского управления общественной безопасности.
*Mini-App Wechat`a — это нечто среднее между сайтом и приложением, работающем в фрейме вичата. То есть мы берем сайт, заворачиваем его во фрейм и скармливаем Вичату, после чего пользователь без всяких установок заходит в него через Wechat, пользуясь API авторизации, получения информации о пользователе, и всем прочим, а непосредственно контент приложения и его функционал подгружается с вашего сайта.
После того, как мы попали в Mini-App — часть информации подхватывается из профиля Wechat, опять же, посредством API, часть информации о перемещениях за ближайшие 14 дней заполняем сами, включая номер рейсапоезда и получаем т.н. 健康码 — «код здоровья», который сообщит любому интересующемуся о том, что мы зарегистрировались и ничего у нас не выявлено.
Это установлено не только на входе в жилые комплексы, но и у входа в каждый торговый центр, автовокзал и т.д. То есть раньше можно было отслеживать исключительно перемещения на транспорте, а это помогает отслеживать перемещения пешеходов.
Важность для врачей тоже сложно переоценить — можно создавать объективные карты перемещения, и в случае выявления заразившихся — оперативно реагировать, взаимодействуя с посещенными местами.
Big Data собирают и три мобильных оператора. Зайдя на cubigdata.cn(China Unicom Big Data), можно получить информацию о перемещении пользователя мобильного телефона за предшествующее время — это необходимо для понимания перемещения пользователя по наиболее подверженным заболеванию районам.
Собственно, со стороны пользователя это выглядит как СМС от оператора с перечислением посещенных за последний месяц регионов.
Тут, собственно, идет речь о том, что за последние 30 дней я был в Пекине и Шеньчжене. Ну и еще о том, что мне повысили статус абонента China Unicom до 5 звездочек-)
В общем, всего не перечислишь, да и не все имеет видимый пользователю front-end. Однако я с полной уверенностью могу сказать, что развернуть систему подобного масштаба, всестороннего охвата в условиях кризиса, и, главное, действительно ставящую новейшие технологии на службу, не на «отвали», а действительно использующих всю мощь современной техники… Подобное не может вызывать ничего, кроме восхищения.
Автор: vaily