В недавнем исследовании, опубликованном в техническом издании «The Information» приводится расчет, согласно которому различные компании потратили около 16 миллиардов долларов на проекты, связанные с беспилотными автомобилями. В статье данная ситуация названа «денежной ямой» (доступ к материалу платный, но таблица с большей частью информации опубликована в свободном доступе). Больше остальных потратили Waymo и GM/Cruise – по 3 миллиарда долларов, при этом приобретения больших компаний целиком не учитываются (так, например, Intel потратили 16 миллиардов долларов на покупку MobilEye, и большая часть их стоимости связана с их проектами беспилотных автомобилей).
Сумма кажется астрономической, особенно в свете ожидаемого в ближайшее время снижения энтузиазма в отношении быстрого развития технологий беспилотных автомобилей со стороны крупных автопроизводителей.
Самоходный транспортный юнит от General Motors.
Один из производителей, сохранивших свой энтузиазм – GM. Дэн Амман, генеральный директор подразделения Cruise, на недавнем дне инвестора заявил, что рынок беспилотного транспорта может составлять около 8 триллионов долларов в год: 5 триллионов составит пассажирская езда, 2 триллиона на грузовые перевозки и по 500 миллиардов на технологии, связанные с пользовательским опытом, и данные.
Цифра в 8 триллионов примерно соответствует моим собственным подсчетам касательно наземного транспорта по всему миру. Конечно, для достижения таких рыночных значений необходим переход большинства наземных транспортных средств на самоуправление, что в конечном итоге произойдет, но не в течение ближайший десятилетий. Тем не менее, суммы, формирующие суммарные инвестиции в 16 миллиардов долларов сопоставимы с каплями в море в сравнении с потенциальными доходами. Но несмотря на столь огромные цифры и и столь гибкое к изменениям будущее, трудно прогнозировать что-либо наверняка. Давайте рассмотрим моменты, которые не включены в эти цифры:
У первопроходцев нет гарантий успеха
Все компании тратят большие суммы денег, потому что они надеются что тот, кто победит в этой гонке, получит львиную долю рынка, а затраты оправдаются. Однако, как мы уже видели, в мире высоких технологий далеко не всегда выиграют первопроходцы. Microsoft была первой, Apple одной из первых, но Facebook, Google и Amazon не были первыми в своих областях.
В области роботизированного такси всех воодушевлял тот факт, что когда вы продаете поездки вместо машин, вы также продаете целую цепочку работы транспорта. Вы продаете автомобиль, топливо/энергию, обслуживание, страховку, информацию об опыте эксплуатации и все прочее за единую цену, Ваша компания становится автопроизводителем, розничным поставщиком, нефтяной, страховой и транспортной компанией в одном лице. Компания, которая работает с клиентами (сейчас это Uber и Lyft) контролирует денежный поток. В нынешнее время, когда хорошие системы автопилота встречаются редко, компании, управляющие системами автономного вождения, могут завладеть клиентами. Но возможно, что так будет не всегда.
В первые дни внедрения роботизированного такси конкуренция будет минимальной. Каждая компания начнет разворачивать свою инфраструктуру город за городом, и они будут стремиться в города без конкуренции вместо того чтобы соревноваться с другим игроком, уже присутствующим в городе. Возможно, к концу этого периода конкуренции появится несколько технологических стеков для вождения, а захватить весь мир будет сложнее.
Поездок будет больше, а их цена упадет
Автоматизация поездок на автомобиле снизит их стоимость. В частности, снизится стоимость самого базового и распространенного их вида – коротких городских поездок для одного человека. К этому виду относятся 80% всех поездок, и он может быть обслужен с использованием небольших и недорогих транспортных средств, а в часы пик поездки могут быть совместными. Более дешевые транспортные средства и объединение пассажиров в поездке приведут к снижению цены. Кроме того, сегодня владение личным автомобилем требует больших первоначальных затрат, которые слишком велики для большинства людей по всему миру.
Хорошая новость для автомобильной промышленности состоит в том, что если вы сделаете что-то дешевле и уберете основные первоначальные затраты, гораздо больше людей смогут себе это позволить и они это купят, поэтому при снижении цены на транспорт растут объемы его продаж. Именно поэтому цифра в 8 триллионов может расти.
Значительные бонусные преимущества
По моим расчетам, американцы суммарно тратят около 50 миллиардов часов на вождение каждый год. С учетом средней зарплаты в США (порядка 35 $ в час) получаем 1.7 триллиона долларов полезного времени, которое будет возвращаться каждый год только в США. Согласно предварительным расчетам, глобальная стоимость этого времени равна 5 триллионам долларов, при этом американцы проезжают ¼ от суммарно пройденного расстояния, а доля их вклада больше четверти. Тем не менее, соблюдается соответствие общей цене, уплаченной за автомобильные перевозки по всему миру.
Беспилотные автомобили не устранят все аварии, но они не будут выпущены пока не станут водить безопаснее людей, а со временем они будут становиться более и более безопасными. В 2014 году американское национальное управление безопасностью движения на трассах подсчитало, что ДТП суммарно обходятся американцам в 871 миллиард долларов в год. Опять же, никто не делал оценку для всего мира, но она будет находиться в диапазоне от 3 до 4 триллионов долларов. Даже сокращение несчастных случаев в два раза даст удивительные преимущества (справедливости ради, технологии помощи водителю в обычных автомобилях тоже уменьшат количество ДТП, так что большая часть этих преимуществ придет к нам в любом случае).
Грядут новые революции
Некоторые пионеры считают, что наземный транспорт был ошибкой, а личный транспорт должен стремиться в воздух. Себастьян Трун, самый уважаемый первопроходец в области беспилотных автомобилей, по большей части забросил работу в этой сфере, и теперь уверяет, что все действие будет происходить в воздухе – за счет компьютеризированных электрических самолетов с вертикальным взлетом. Воздушные перевозки предлагают почти неограниченное количество «полос» в трех измерениях, при этом затраты на инфраструктуру незначительны (по сравнению с наземным транспортом), а скорость перемещения выше.
Все это лишь один из прогнозов на десятилетия вперед, который может стать реальностью. Есть и другие, о которых людей еще только предстоит задуматься, и они могут очень сильно изменить все эти цифры.
Но 16 миллиардов долларов почти наверняка окажутся каплей в море.
Мы, пожалуй, самый сильный в России центр компетенций по разработке автомобильной электроники. Сейчас активно растем и открыли много вакансий (порядка 30, в том числе в регионах), таких как инженер-программист, инженер-конструктор, ведущий инженер-разработчик (DSP-программист) и др.
У нас много интересных задач от автопроизводителей и концернов, двигающих индустрию. Если хотите расти, как специалист, и учиться у лучших, будем рады видеть вас в нашей команде. Также мы готовы делиться экспертизой, самым важным что происходит в automotive. Задавайте нам любые вопросы, ответим, пообсуждаем.
Читать еще полезные статьи:
- Камеры или лазеры
- Автономные автомобили на open source
- McKinsey: переосмысляем софт и архитектуру электроники в automotive
- Очередная война операционок уже идет под капотом автомобилей
- Программный код в автомобиле
- В современном автомобиле строк кода больше чем…
Автор: T-800