В обществе существует такой страх, что искусственный интеллект вырастет, окрепнет, поумнеет и одолеет все человечество. У меня есть основания предполагать, что для него это станет непосильной задачей. Причиной может явиться человеческая иррациональность, как бы мы не считали, что мы поступаем всегда рационально и разумно, во многих случаях это не правда и наша психика будет всячески оправдывать наше поведение и выбор, даже тогда когда мы поступили не рационально и не разумно. Поэтому, как говорится в поговорке: Никогда не спорьте с дураками, они сначала опустят вас до своего уровня, а потом одолеют за счет опыта.
Теперь пример из жизни:
Недалеко от места где я тружусь находится отделение одного из операторов-перевозчиков, давайте условно назовем его ЕщеОднаПочта. Пользуюсь этим перевозчиком регулярно, даже когда не сильно хочу, это знаете, как когда на рынке есть конкуренция, а магазин доставляет товары только при помощи одного перевозчика. Но речь сейчас не об этом. Заглянув в это отделение для получения посылки, попал я в час пик для этого отделения, когда людей оказалось много, операторы не справляются, образовывается очередь. Но в этом отделении уже, как оказалось, внедрили автоматизированную систему, которая определяет есть ли очередь. Реализована она посредством видео камер и то что я услышал от операторов, оказывается система не срабатывает, если люди сидят на стульях возле стены и если возле оператора стоит один человек. То есть, есть подозрение, что реализация основана, на какой-то модели машинного обучения/нейросети. Вполне вероятно, что реализация и внедрение такого решения было трудо- и финансово-затратно, а по итогам внедрения внедряющие получили справедливое вознаграждение. Как вы думаете где была очередь? Правильно, за пределами самого отделения, где работают операторы, так чтобы камеры не видели этой очереди. Это хорошо, что само отделение этого перевозчика разделено физически на 2 секции и людям в очереди можно находиться в помещении, главное что бы очереди не было в секции, где принимают операторы. И это хорошо, когда на улице мороз или дождь. Ну и конечно же, если кто-то из очереди пытается пробраться в секцию, где принимают операторы, что бы создать столпотворение непосредственно возле операторов, то сознательные граждане из очереди не пускают и авторитетно уведомляют, что не следует туда идти, так как девочек-операторов будет ругать начальство за очередь.
В этой истории замечательно все. По сути собранная статистика по очередям, по отделению, так точно — ничего не говорит, а об этом руководство перевозчика так и не узнает. Люди в очереди поступают иррационально и себе во вред, так как если бы они выстроились в очередь перед операторами то на это можно было бы отреагировать и как дополнительную меру увеличить количество операторов, хотя бы в часы пик. Прямое руководство операторов, конкретно этого отделения имеет низкий уровень эмпатии, если не в состоянии посмотреть на эту ситуацию под другим углом и в случае образовании очереди начинает кошмарить персонал.
Вывод — нет, искусственному интеллекту нас не победить. Мы его опустим до собственного уровня и одолеем за счет опыта. А если он научится быть иррациональным как люди, то что в нем тогда останется искусственного? Тогда просто договоримся. ;-)
Автор: Владимир Явдошенко