Каждый пятый путешественник стал реже летать на самолетах из-за «flight shaming» — общественного порицания тех, кто пользуется авиатранспортом в ущерб экологии планеты. Таковы результаты опроса Reuters, в котором приняли участие 6 тысяч человек.
И дело тут не только в Грете Тунберг. Движение флайтшейминга, или «flygskam» зародилось в Швеции в 2017 году. В его поддержку выступили ряд шведских знаменитостей, в том числе оперная исполнительница Малена Ернман – собственно, мама Греты, которая, похоже, убедила дочь отказаться от перелетов.
Дальше – больше. Австрийские железные дороги вкладывают 221 млн долларов в обновление спальных вагонов. Итальянская Trenitalia тратит 334 млн долларов на новые поезда с учетом возросшего спроса на ж/д путешествия. Германия объявила о планах снизить налоги на поездки на поездах и повысить сборы на авиарейсы. А туроператор Original Travel предлагает путевки с передвижением исключительно ж/д транспортом. Так, 14-дневное путешествие на поезде по Канаде и Аляске обойдется в 5300 фунтов стерлингов минимум (430 тысяч рублей), 8-дневный тур из Лондона в Неаполь с отдыхом на Амальфитанском побережье – от 3300 фунтов стерлингов (270 тысяч рублей).
«Slo-mo (медленное передвижение) – это новый FOMO (синдром упущенной выгоды)»
— пишет в трендах на 2020 год Booking.com.
Легко, конечно, рассуждать об экологичности того или иного вида транспорта в масштабах Европы: когда тебе надо повидать родственников из Владивостока, вряд ли ты будешь рассматривать вариант 12-дневного (туда-обратно) путешествия по просторам России. Но если абстрагироваться от российских реалий и мыслить в масштабах Москва – Санкт-Петербург и Москва-Сочи максимум: действительно ли отказ от перелетов имеет смысл?
Для начала нам необходимо знать расход топлива в том или ином транспортном средстве на километр. Затем это число нужно умножить на определенный коэффициент в зависимости от вида топлива. Также необходимо учесть выбросы на производстве и срок службы анализируемого транспортного средства, а в случае самолета – еще и воздействие радиации. После этого результаты делятся на число пассажиров и количество пройденных километров. Результат будет очень усредненный, ведь самолет может лететь полупустой, как не в сезон, а может случиться и овербукинг. Километраж также считается средним по больнице.
Тем не менее, вот какие данные приводит Европейское агентство по окружающей среде:
Да, кажется, Грета была права… Впрочем, результаты по автомобилям кажутся чересчур оптимистичными. Фокус в том, что в машине должно находиться 4 человека. Но часто ли подобное случается? Увы, более реалистичный сценарий – 1-2 человека в одном автомобиле. А чем меньше наполняемость, тем выше показатель выбросов на пассажира. Важно помнить и о других факторах, потенциально влияющих на результаты. Автомобиль, застрявший в пробке, выделяет в 2,5 раза больше углекислого газа по сравнению с нормальными условиями движения. Включенный кондиционер также увеличивает количество вредных выбросов.
С самолетами тоже нестыковочка. Показатель 285 предполагает, что в салоне самолета разместились 88 человек. В популярном Airbus A320 количество посадочных мест варьируется от 150 до 180. Также Европейское агентство не берет в расчет размер самолета (дальнемагистральные «жрут» больше топлива), что влияет на финальные цифры.
Еще один повод для скептицизма – многочисленные программы по снижению выбросов (проекты ACARE2020, Cleansky). Вопрос, учитывают ли в EEA эти технологические изменения. Ниже — более правдоподобные данные:
Как мы видим, самолеты все равно являются одним из самых неэкологичных видов транспорта — наряду с автомобилями. Согласно прогнозу Международной организации гражданской авиации (ICAO), к 2020 году глобальные авиационные выбросы будут на 70% выше, чем в 2005 году, а к середине века они могут вырасти на 300-700%.
Поезда, кажется, действительно выигрывают экосоревнование. Даже если учитывать не всегда полную загрузку поездов и разные типы железнодорожного транспорта (поездка на французском TGV пройдет для природы менее болезненно, чем на польском PKP).
Однако чтобы составить должную конкуренцию авиакомпаниям, железным дорогам мало быть «зелеными». Сейчас низкобюджетным авиакомпаниям в ряде государств не нужно платить налог на топливо. В некоторых странах билеты на поезд облагаются НДС, а авиабилеты — нет. Хорошо бы, чтобы для ж/д транспорта тоже придумали определенные экономические послабления, чтобы компании могли снизить цену.
Электросамолеты – возможная альтернатива?
Здесь тоже все непросто. Одна из главных проблем – вес батареи. Для дальнемагистральных самолетов она должна быть настолько тяжелой, что лайнер никогда не оторвется от земли. А что с перелетами на короткие расстояния, которых несравнимо больше?
Авиакомпания Harbour Air (штаб-квартира в Ванкувере) выполняет рейсы на гидросамолете и обслуживает 500 тысяч пассажиров в год. Максимальная длительность полетов составляет 30 минут – идеально подходит для электродвигателей.
А израильский стартап Eviation замахнулся на полеты средней дальности. Его разработка – самолет Alice, который должен будет перевозить девять пассажиров на расстояние до 1 тысячи километров на высоте 3 тысячи м над землей. Eviation уже получила свои первые заказы. Ожидается, что Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) выдаст компании сертификат на проведение полетов в 2021 году. Старт коммерческих рейсов запланирован на 2022 год.
Автор: makisseleva