С 2010-х годов Legal Tech стал все более ассоциироваться с IT-стартапами, нарушающими устоявшиеся принципы правореализации, предоставляя людям доступ к онлайн-программному обеспечению, которое уменьшает или в некоторых случаях устраняет необходимость консультироваться с юристом или адвокатом, или более эффективно связывает людей с юристами и адвокатами посредством различных онлайн сервисов через интернет.
Legal Tech — это отрасль бизнеса, специализирующаяся на информационно-технологическом обслуживании профессиональной юридической деятельности, а с конца 2000-х годов — и на предоставлении потребителям юридических услуг с использованием информационных технологий (ИТ). (Определение из Википедии)
Применение права при возникающих общественных отношениях, является сегодня одним из наиболее недоступных для множества людей методом воздействия, отстаивания и гарантии своих интересов посредством различных правовых институтов и лиц, представляющих их интересы. Недоступность этой правоприменительной деятельности сводится к таким причинам, как отсутствие должной юридической грамотности, отсутствие времени и денег на реализацию своего права и в конце концов, малая распространенность современных ИТ-решений для реализации своих интересов.
На Западе все большую популярность приобретает развитие ИТ-решений основанных на технологии искусственного интеллекта (ИИ) и специализированного программного обеспечения позволяющего конструировать необходимые юридические документы для нужд физических и юридических лиц. В России же достаточно широко представлены ИТ-решения для конструирования юридических документов без использования технологии ИИ, что в свою очередь существенно снижает тот потенциал возможностей, который скрывается за этим симбиозом технологий.
Возьмем например западное ИТ-решение в виде чат-бота, где пользователь отвечая на вопросы и предоставляя веб/мобильному приложению необходимые данные, получает на руки автоматически сформированный комплект документов и наглядные шаги для дальнейшей инициации своего законного права в виде подачи иска через необходимый субъект государственной власти.
В процессе разработки того или иного серьезного ИТ-продукта, команды разработки часто сталкиваются с ситуацией, когда необходимо составить сценарии взаимодействия с пользователем — это может быть пользовательский интерфейс, триггеры, уведомления, синхронизация с различными устройствами, служба поддержки и т.д. Получается, что уже заранее команда разработки в полной мере описывает все границы и возможные шаги пользователя, и учитывает это при разработке будущего ИТ-продукта, конечной целью которого является позитивный пользовательский опыт.
А что же дает нам закон? Все те же четко обозначенные границы и в большинстве случаев стандартный набор необходимых и возможных действий истца в рамках закона. Добавим ко всему этому имеющуюся в свободном доступе статистику по успешному решению тех или иных правовых вопросов. Быть может закон не так необъятен и не ограничивает нас в составлении тех самых сценариев взаимодействия с гражданином?
Первопроходец в данном направлении и студент Стэнфордского университета Джошуа Бродер, уже сегодня дает людям возможность свободно решать порядка 1500 различных юридических вопросов в США и Великобритании. Создатель чат-бота юриста на базе искусственного интеллекта надеется, что его ИТ-решение даст людям такие же возможности, какие есть у состоятельной верхушки общества.
Он выдвигает на первый план большую проблему с системой правосудия, которая состоит в том, что не имеет значения, какую защиту предоставляет вам закон, если вы не знаете об этом. Если вы не изучали юриспруденцию в университете или у вас нет друзей, работающих в юридической сфере, редко кто-то может сесть и рассказать вам, какие у вас есть права в конкретных ситуациях. Чат-бот юрист меняет правила на игровом поле закона. Это не создает больше законных прав для кого-либо, а просто информирует всех о тех правах, которые они уже имеют.
Реализация такого подхода к пониманию проблем общества, сделало поистине прорывную возможность для более эффективных внутриобщественных отношений и отношений общества с субъектами государственной власти. Сконструировать необходимый юридический документ при помощи конструктора документов — это важная задача, которая решает одну сторону вопроса. Сегодня, как было сказано выше, многие люди не обладают соответствующими знаниями для отстаивания своих интересов в полной мере, например если человек отстаивает свои интересы через субъекты правосудия и иные субъекты государственной власти.
Использование представленного технологического симбиоза и подхода позволит открыть совершенно новую нишу на российском рынке юридических услуг. Драйвером развития нового продукта для российского рынка, будет являться то, что любой желающий в интерактивном виде сможет решать, как популярные юридические вопросы возникающие в повседневной жизни каждого, так и казалось бы специфические юридические вопросы. При помощи структурированной и удобной подачи/обмена информации между ИТ-продуктом и пользователем этого продукта, жизнь человека можно сделать гораздо проще и эффективнее. Сталкиваясь лицом к лицу с самыми разными юридическими вопросами, человек зачастую не подозревает, что во многих из этих вопросов он может сделать гораздо больше для справедливого отстаивания своих интересов.
Слоган западного чат-бота юриста гласит — «Засуди кого угодно одним нажатием кнопки». Я бы перефразировал этот слоган для жителей России иначе — «Знай свое право, как взаимодействовать с окружающим тебя миром».
Автор: Prjct-Mngr