Влияние электронных каналов информации на книгопечатание
Растущие потоки электронной информации не могли не оказать влияния на рынок книгопечатной продукции. Но это влияние не соответствовало прогнозам экспертов, которые пророчили бумажным книгам скорое забвение. Точно также как телевидение не смогло убить театр, так и электронные технологии оказались бессильными перед классическими книгами на бумажном носителе.
После 10 лет роста продаж электронных книг в 2015 году, по данным издания британского книжного рынка The Bookseller, был впервые зафиксирован спад. Совокупный объём продаж электронных книг у издательств-лидеров (Penguin Random House, Hachette, HarperCollins, Pan Macmillan и Simon & Schuster) снизился на 2,4%. Доля цифровых книг этих издательств упала с 32,7 до 30,3%, Аналогичная картина наблюдается по данным Ассоциации американских книгоиздателей (Association of American Publishers, AAP). В период с 2015 года сокращаются суммарные доходы официальных книгоиздателей от продажи e-books в США. Однако в 2017 году спад немного приостанавливается и составляет 4,7%. В то же время увеличиваются продажи книг на бумажном носителе. Так в 2018 году по сравнению с 2017 годом наблюдается рост на 7,3%. Эта тенденция прослеживается и в прогнозах аналитиков PwC, которые считают, что в ближайшем пятилетии бумажные книги будут единственным видом физических носителей информации, доходы от продаж которых сохранят позитивную динамику. После небольшого спада книгопечатание начинает постепенно увеличивать объемы производства. Пока речь идет о нескольких процентах в год, но уже прослеживается явная положительная тенденция.
Отметим, что бумажные книги до определенной степени становятся выбором тех, кто не готов идти на компромиссы ради удобства в хранении и переноске большого количества книг или оптимизации затрат. Нередко это люди творческих профессий и те, кто предпочитают исключительно бумажный формат.
Тем не менее, в книгопечатании произошли серьезные перемены. Изменились запросы пользователей. Социальные сети, интернет и доступность информации в электронном виде задали высокий темп жизни. Неизбежно новые тренды повлияли и на книгопечатную продукцию. Сегодняшний пользователь хочет минимизировать временной промежуток между запросом и откликом. А это потребовало от книгопечатных компаний увеличения оперативности, чтобы не потерять своих покупателей.
Изменение подхода к книгопечатанию
Традиционно лидером в полиграфии считается офсетная технология. Главным ее достоинством является высокая скорость печати тиражей больших объемов при относительно невысокой стоимости экземпляра. Но у этого достоинства есть и обратная сторона в виде повышенных рисков. Во-первых, нужен более тщательный отбор контента для бестселлера, чтобы весь тираж, по возможности, был продан. Во-вторых, большой тираж требует складских площадей для хранения и развитой логистики для доставки к реализаторам. К сожалению, не каждая книга становится бестселлером. За последние пять лет ни одна книга не превысила отметку продаж более 20 млн. экземпляров. А делать офсетом для проверки спроса небольшие пилотные тиражи издательству невыгодно. Поэтому на книгопечатном рынке все большую популярность приобретает цифровое печатное оборудование.
Цифровая печать выгодно отличается быстрой отзывчивостью на запросы рынка − в отличие от офсета с его большей инерционностью процесса. К тому же, как показывает статистика, основной прирост наименований новых книг происходит за счет печати небольших тиражей и самиздата. Но при определенном объеме тиража офсетная печать становится рентабельнее, и эту границу стоит учитывать. Таким образом, офсетная печать не потеряла своего значения, а стала частью комбинированного процесса книгоиздательства.
Новые ресурсы цифровых технологий печати
Если изначально цифровая печать была просто одним из альтернативных способов печати, то сегодня она превратилась в отдельную структуру полиграфии. Разработка новых технологий и решений позволяет снижать стоимость отдельного экземпляра без потери в качестве. Гибкие настройки дают возможность изменения контента даже в пределах одного тиража. При этом нельзя не отметить децентрализацию печати, которая дает значительную экономию складских и транспортных расходов. Это значит, что необязательно печатать весь тираж в одном месте, а затем доставлять его в другие города. Можно в каждом городе печатать ровно столько экземпляров, сколько гарантированно будет продано, а затем допечатывать недостающие.
Благодаря этим особенностям в книгопечатании появляются новые бизнес-модели, отвечающие требованиям времени:
- Печать малых тиражей. Это могут быть как самостоятельные издания, так и пилотные тиражи для определения спроса или допечатывание экземпляров при его повышении.
- Управление жизненным циклом печати. Печатается такое количество экземпляров, на которое есть гарантированный спрос. Это дает возможность избежать складских расходов и риска не реализовать часть тиража. Следующая бизнес-модель является логическим продолжением этой.
- Печать по требованию. Здесь реализуется принцип «сначала продать, а потом напечатать». Так как стоимость экземпляра при цифровой печати принципиально не изменяется от размера тиража, то такая модель не несет в себе рисков невостребованности товара. Продукт уже имеет своего покупателя.
- «Умная» публикация. Это новая перспективная бизнес-модель, в полной мере реализующая все возможности цифровой печати. Суть ее заключается в том, что каждый экземпляр имеет не только своего покупателя, но и кастомизирован под него. Контент подбирается по запросу, адаптируется и печатается. Здесь участие в создании книг принимают, кроме издательства и типографии, также и пользователи.
Работающие модели «умных» книг
В конце ноября 2017 года на заводе Océ в Германии состоялась международная конференция Canon Future Book Forum, где обсуждались перспективы книги будущего. В качестве действующей модели «умного» издания приводился опыт турецкого печатного подразделения Meteksan Digital, которое занимается печатью учебных и экзаменационных материалов с 1969 года. При работе над масштабным проектом по заказу Министерства образования страны совместно с компанией Teknolist был разработан комплекс мероприятий Okulistik. Он включает в себя взаимодействие нескольких структур. Сначала печатаются тестовые материалы, которые заполняются учащимися. Результаты тестирования оцифровываются. Затем на основании результатов теста создаются персонализированные учебные материалы, учитывающие слабые знания ученика по определенным темам.
Сегодня Meteksan Digital работает в сходном формате. Для создания учебного материала образовательные учреждения пользуются накопленной базой контента, откуда берутся только необходимые компоненты. После компоновки и адаптации материалов печатается готовое пособие, полностью отвечающее текущей учебной программе. Принимать участие в создании таких учебников могут и отдельные студенты.
Другим примером «умных» книг могут служить путеводители. Вместо многостраничных сборников издательство формирует по запросу покупателя буклет с определенным маршрутом, включающий в себя актуальные акции и предложения, интересные для данного туриста.
Перспективы развития цифрового книгопечатания
Бизнес-модель «умной» книги сейчас проходит процесс развития. Она находится на стыке полиграфии и цифровых технологий. То есть, для создания контента могут подключаться поисковые роботы, подбирающие релевантные материалы на основе анализа предпочтений пользователя в соцсетях и в поисковых запросах.
Ориентация книгоиздателей на эту бизнес-модель диктует производителям цифрового печатного оборудования свои требования. Сегодня уже недостаточно производить только высококачественные печатные машины. Параллельно с этим должна разрабатываться цифровая среда, откуда будет браться кастомизированный контент, отвечающий запросам покупателя.
Таким образом, «умная» книга будущего начинает создаваться уже сегодня.
Автор: Canon_for_business