В недавнем моем посте возникла дискуссия о перспективах частной космонавтики.
В гонку за Марс включился еще один серьезный игрок.
Вчера состоялась пресс-конференция недавно созданного некоммерческого фонда Inspiration Mars Foundation, представившего свой проект беспилотного полета вокруг Марса в 2018 году.
Напомню, что NASA планирует пилотируемый полет к Марсу в 30х годах XXI века, программа европейского космического агентства «Аврора» предполагает пилотируемый полет в 2033 году. Роскосмос более обтекаемо готовит пилотируемый полет на Марс в первой половине века. До последнего времени государственные проекты испытывали нехватку финансов, ведущих к сокращению запланированных ранее программ.
С 1990 году тему колонизации Марса активно прорабатывает некоммерческая организация Марсианское общество Роберта Зубрина, создавшее на Земле испытательные научные станции, на которых отрабатываются различные аспекты, важные для успешной миссии на Красную планету.
С начала века в создание относительно дешевой ракеты-носителя, способной обеспечить перелет к Марсу, включилась частная компания SpaceX.
В 2012 году сенсацией стал частный проект европейской компании Mars One, собравшейся обогнать все государственные космические агентства и отправить первых колонизаторов к Марсу в 2022 году.
А теперь о первом пилотируемом полете к Марсу снова заявили американцы.
В отличие от других компаний, требующих на полет к Марсу значительных инвестиций, американский миллиардер значительную часть расходов берет на себя, и выступает донором для разработок, необходимых для успешности заявленной миссии.
Основная заявленная цель «миссии Америка» — «генерировать новые знания, опыт и дать импульс следующей великой эпохе освоения космического пространства. Она предназначена призвать всех американцев снова поверить в величие нации через осуществление трудных деяний, и в то же время вдохновить и мотивировать молодых людей получать образование в области науки, технологии, инженерии и математики (STEM)».
3-го марта на аэрокосмической конференции IEEE Деннис Тито и его команда представят обширный доклад «Технико-экономического анализа для пилотируемой свободно возвращаемой миссии к Марсу в 2018 году", уже доступный онлайн на сайте фонда.
Основой миссии является использование ракеты-носителя SpaceX Falcon Heavy для запуска космической капсулы.
.
Полет к Марсу и возвращение на Землю предполагается по оптимизированной возвращаемой гравитационной траектории.
.
Экипаж облетит Марс, и в течение 10 часов будет наблюдать его ночную сторону с ближайшего расстояния примерно в 100 км.
Подобный принцип успешно использовался для первого пилотируемого полета к Луне. А вот для возвращения капсулы впервые для пилотируемой миссии будет использоваться принцип аэродинамического торможения об атмосферу Земли. Через десять дней после аэродинамическое торможение капсула Dragon вернулся бы снова на Землю на скорости 14,2 км / сек — самый быстрый спуск экипажа космического корабля в истории. Поэтому миссия потребует некоторых дополнительных исследований системы защиты в первую очередь — тепловой защиты от трения в атмосфере. Для этого компания Paragon и фонд Вдохновение Марс уже подписали соглашение с космическим Центром NASA Ames Research, заплатив $ 100,000 за начало работ.
Миссия основывается на существующих разработках и доступных в ближайшее время, и планируется весьма аскетично: «предполагается удовлетворить лишь основные потребности человека, чтобы поддерживать метаболические процессы двух мужчин 70 кг, со скоростью метаболизма 11,82 МДж / сут. Комфорт экипажа ограничивается потребностями выживания… минимум одежды и средств гигиены». Окончательная архитектура миссии еще не утверждена. Возможно, будет использован надувной модуль в носовой части капсулы — подобный тому, который частная компания Bigelow Aerospace установит на Международной космической станции (МКС).
Но так как полет не предполагает скафандров и выхода из космического корабля, что требует установки всех систем жизнеобеспечения внутри, это делает добавление внешних надувных модулей проблематичным. Какой бы дизайн не был принят, в любом случае в корабле будет тесно. Весь аппарат должен быть выведен на орбиту с одного запуска, что существенно ограничивает полезный груз. Миссия, требующая более одного запуска, резко возрастает в цене и сложности.
Стоимость миссии еще не определена окончательно и оценивается до 500 миллионов долларов. И в отличие от других космических проектов, Тито очень богатый человек, готовый выписать несколько довольно крупных чеков, что повышает доверие к миссии. Для Денниса Тито это уже не первое вложение в космос. Он стал первым космическим туристом в 2001 году, заплатив за это 20 миллионов.
Эта миссия не преследует цель извлечения прибыли. Как написано в документе IEEE: «Отправка человека на экспедицию на Марс станет определяющим событием для всего человечества, а также вдохновением для нашей молодежи. Социальные медиа дадут возможность людям осмысленно участвовать в миссии, что, вероятно, делает ее самой привлекательной человеческой деятельностью в современной истории. миссия будет заниматься одной из самых принципиальных технических задач, стоящих перед человеком в освоении космического пространства, сохранение жизни и продуктивности людей в глубоком космосе ».
Но фактор времени не на стороне проекта, и требует очень сжатого графика работ. Чтобы осуществить запуск в январе 2018 года, проект должен быть завершен буквально за год, включая выбор ракеты-носителя, которые к началу миссии должны быть заказаны и построены. Окно запуска вещь объективная и задержке не поддается. Оно связано с таким явлением, как противостояния Марса — наименьшее расстояние между нашими планетами.
Простая онлайн программка позволяет наглядно наблюдать взаимные положение Земли и Марса в зависимости от календаря.
Именно на 2018 год приходится Великое противостояние — когда Марс максимально близок к Земле. Поэтому испытания систем скорее всего будут весьма ограниченными, и невозможно заранее проверить всю их деятельность. И как только аппарат стартует, пути назад не будет, межпланетная миссия имеет только один вариант траектории, имеющей конечным пунктом Землю. Поэтому очень много времени в документе посвящено обсуждению аспектов безопасности и жизнеобеспечения станции и требованиям к надежности обслуживания и ремонта оборудования, что предполагает некоторую его уникальность для этой миссии. Возможно, экономя на весе, откажутся от некоторых систем резервирования, а частный экипаж согласится на этот риск ради первенства увидеть Марс собственными глазами.
Основной риск связан с радиационной опасностью во время полета, от которых людей на Земле защищает магнитное поле. К тому же полет приходится на минимум 11-летнего цикла солнечной активности в период спокойного Солнца. Более того, некоторые прогнозы предполагают в период полета самый низкий уровень солнечной активности за всю эпоху освоения космоса, а значит — максимальное воздействие галактических космических лучей на Солнечную Систему. Защита требует массы и объема, которые драгоценно малы для данной миссии. Скорее всего, в качестве радиационной защиты будут использоваться водяные экраны.
С длительной невесомостью за 50 лет пилотируемых полетов уже научились справляться, как с помощью специальных физических упражнений, так и фармакологически. На сегодня самый длительный космический полет составил 437 дней, и 501 день всего на пару месяцев больше, что уже не является проблемой.
Что касается психологических проблем длительной изоляции в тесной капсуле посреди космического пространства, миссия предполагает наземное моделирование условий полета в течение минимум полугода, а возможно и на все 500 дней. Хотя полномасштабный эксперимент предполагает почти треть времени от 1800 дней, остающихся до запуска, что кажется экспертам проблематичным. Возможно, экипажем станет семейная пара. Но в любом случае, экипажу будет не до рефлексии — все время полета заполнят научными исследованиями для NASA и других институтов — ведь впервые человек покинет магнитное поле Земли и выйдет в глубокий космос, к которому у ученых есть много вопросов.
И осуществление этой миссии, хоть и смертельно рискованной, возможно даст множество ответов на возможность выхода человечества из колыбели Земли, и стимулирует новый виток развития аэрокосмоса, как частного, так и государственного.
По материалам (http://www.spaceref.com/news/viewnews.html?id=1699)
Автор: Cholgaa