Несколько дней назад корпорация Google представила сразу несколько новинок, которые взбудоражили как представителей телекоммуникационной сферы, так и обычных людей. Одна из них — сервис Google Duplex, это слабая форма ИИ, способная позвонить вместо своего пользователя в парикмахерскую и записать человека на определенное время.
Duplex можно считать своего рода цифровым ассистентом человека, причем гораздо более «человечным» чем те же Siri или Cortana. Обычные разговоры ассистент вести не может, работа его касается лишь назначения времени встречи или приема. Но «речь» виртуального помощника звучит очень реалистично. Вряд ли кто-либо из нас смог бы отличить ее от речи обычного человека. И как раз эта схожесть напугала некоторых специалистов по информационной безопасности.
Немного странным может показаться, что корпорация решила разработать сервис именно для телефонов. Ведь сейчас практически у всех компаний есть возможность онлайн-бронирования. Почему бы не научить ассистента работать в сети? Оказалось, что сервис, в первую очередь, разработан для США. А там, по статистике, приведенной корпорацией, около 60% малых компаний не предлагают функцию онлайн-бронирования, принимая заказы лишь по телефону. Возможно, компания создала Duplex лишь в качестве демонстрации своих возможностей, кто знает.
Но эти возможности не всем нравятся. Не по душе многим обычным людям, специалистам по кибербезопасности и организациям то, что собеседник робота не знает, с кем он разговаривает. То есть робот не представляется, а разговор настолько похож на человеческий, что можно обмануться.
По мнению некоторых экспертов, Кремниевая Долина начала выпускать этически некорректные проекты, которые нельзя выпускать в общий доступ. И если в случае обычных роботизированных голосов все более-менее понятно — они вряд ли могут обмануть кого-либо, заставив думать о себе, как о человеке. То с Duplex все не так однозначно.
Да, в научно-фантастических фильмах голоса роботов в большинстве случаев не отличаются от человеческих, да и сами роботы похожи на людей. Но в реальности не все довольны таким положением вещей. Стюарт Бренд, автор ряда публикаций по технологиям, <a href=«twitter.com/stewartbrand/status/994046632428752896>считает, что голоса роботов должны быть немного синтетическими, чтобы человек мог отличать живого собеседника от цифрового.
Скотт Хаффмен, исполнительный директор подразделения Google Assistant, говорит, что реакция общественности на демонстрацию Duplex была смешанной. Некоторые люди удивлялись техническому совершенству демок. Других же беспокоил моральный аспект проекта и возможные последствия внедрения сервиса (после того, как он будет готов) в жизнь людей.
Сам Хаффмен считает, что если придать голосу робота „синтетический оттенок“, то люди, к которым будет дозваниваться система, просто станут класть трубку — никто не захочет иметь дело с непонятным роботом. И задача перед разработчиками стояла не в том, чтобы обманывать людей, а в том, чтобы дать роботу возможность выполнять поставленную задачу — помогать пользователю. Грань здесь тонкая, но понять мотивы разработчиков вполне можно.
Здесь стоит также отметить, что список задач, которые может выполнять Duplex, очень узкий. Шаг вправо, шаг влево — и система уже не поймет, о чем с ней говорят. Если спросить Duplex о чем-то, что не касается времени работы или меню, то сразу станет понятно, с кем идет беседа — ответов у сервиса просто не будет. И кстати, система от Google вовсе не единственный сервис резервирования мест в ресторанах. OpenTable — еще один такой сервис, сторонней компании. И никто не переживает, что он „притворяется человеком“.
Как бы там ни было, но большинство специалистов не считают сервис „опасным“. Какие-то неожиданные последствия внедрения Duplex и подобных ему человекообразных сервисов могут быть, но вряд ли они причинят кому-то неудобство. Тем не менее, Google — коммерческая компания, которой чрезвычайно важно мнение клиентов. И по этой причине Duplex, скорее всего, заставят представляться при звонке.
Автор: Максим Агаджанов