Компания Uber объявила о запуске коммерческого сервиса по перевозке грузов при помощи беспилотных грузовиков. На начальном этапе проекта грузовики будут курсировать по дорогам штата Аризона, США. Власти штата весьма благосклонно относятся к ромобилям во всех проявлениях, включая беспилотные грузовики. Справедливости ради нужно отметить, что машины не будут кататься по штату без людей в кабине. Нет, по закону человек все же должен находиться на водительском месте с тем, чтобы если что-то идет не так, взять ситуацию в свои руки.
Коммерческий сервис перевозки грузов был запущен компанией Uber в прошлом году, но до сих пор фурами управляли люди, об автономности речь не шла. Зарегистрировавшись в специализированном приложении, пользователь «погрузочно-разгрузочного» сервиса сможет заказать тяжелый грузовик в пару кликов — примерно так же, как это происходит при поиске водителя.
Задачу поиска выполняет сервис Uber Freight, так компания назвала свое логистическое подразделение. Интересно, что сама цепочка организована не так, как обычно. Стандартный способ перевозки грузов — помещаем объект или объекты в фургон, который везет груз из точки А в точку Б. При этом автомобиль ведет один и тот же водитель. В случае с Uber Freight дело обстоит несколько иначе: человек начинает путь и заканчивает его, паркуясь в нужный слот. А вот промежуточный этап, то есть саму перевозку, берет на себя автономная система. Оператор грузовика (водителем человека, который отвечает за перевозку дальнобойщиком уже не назовешь) в итоге будет меньше уставать. За дорогой следить придется, но все же усилий требуется гораздо меньше, чем обычно.
Вероятно, такая система работы привлечет дополнительных специалистов, экс-дальнобойщиков, которым хочется более спокойной жизни. «Водители грузовиков сервиса будут выполнять обычные для специалистов такого рода задачи, но только тогда, когда этого потребует ситуация. Задачи будут следующими — заход на станцию, навигация по загруженной другими автомобилями площадке, выполнение сложных маневров», — заявил один из руководителей нового сервиса.
На видео выше показан процесс доставки грузов, который состоит из трех этапов. Изначально человек, водитель грузовика, садится в уже загруженную товарами фуру, вполне обычную. На этом грузовике груз доставляют на станцию автономных систем. На станции прицеп снимают с обычного грузовика и прикрепляют его к автономной машине сервиса Uber Freight. У последней свой собственный водитель/оператор, который следит за тем, чтобы все шло хорошо и гладко, почти не участвуя в процессе вождения.
По мнению экспертов из Uber, такой процесс хорош как для тех, кому нужно перевозить грузы, так и для водителей — ведь они перемещаются на гораздо более короткие расстояния, а значит, больше времени могут проводить дома, с семьями. Проблема долгого отсутствия дальнобойщиков достаточно серьезная. Порой она приводит к развалу семей или просто психологическому дискомфорту в семье. На это многие пытаются закрывать глаза, но проблема реально существует. И роботы-автомобили отличный способ решить проблему, сняв с дальнобойщиков часть задач.
Пока что автономные грузовики будут проделывать путь не более, чем в 450 километров. Проект тестовый, поэтому компания Amazon опасается «отпускать гулять» свои грузовики за пределы Аризоны и на долгое время.
В конце пути происходит обратный обмен между оператором автономного грузовика и водителем обычной машины. Груз цепляют к последней, и она отправляется к конечной точке своего путешествия. На месте водитель паркуется и машину начинают разгружать.
По словам представителей Uber, компания не стремится сократить количество рабочих мест в компаниях, которые занимаются грузоперевозками. Да, на дальних расстояниях машины будут постепенно заменять людей. Но на коротких — водителей понадобится больше, чем раньше, поскольку груз придется передавать туда-сюда два раза за весь маршрут следования машины. Конечно, задачи операторов несколько отличаются от задач обычных водителей, но все равно, рабочие места никуда не деваются.
Грузовиками, кстати, занимается не только Uber. Автономные крупные машины, предназначенные для выполнения логистических задач выпускают и другие компании, включая Mercedes. Еще в 2014 году она представила миру автономные грузовики собственной конструкции, получившие название Mercedes-Benz Future Truck 2025. Испытания робомобиля уже проводились, и он показал себя очень неплохо. Особенностью грузовика является наличие руля — законы пока что обязывают человека находиться на водительском месте, чтобы, как и говорилось выше, если что-то идет не так, быстро взять ситуацию в свои руки.
Пока что эта модель грузовика существует в единственном экземпляре, в продаже автомобиля нет. К сожалению, ничего неизвестно и о возможной цене грузовика. По словам специалистов, добавление автоматической системы управления к легковушке увеличивает цену такого авто примерно на 10 тысяч долларов США. В случае грузовика, надо думать, эту сумму нужно увеличить в несколько раз.
Автор: Максим Агаджанов