Представляю вашему вниманию перевод статьи Tesla Unveils an Electric Rival to Semi Trucks от The New York Times.
Компания Тесла поставила перед собой сразу несколько целей: во-первых, полностью преобразить привычный для нас автомобиль, и во-вторых, найти новый способ генерации электроэнергии для жилых помещений. Несмотря на то что на сегодняшний день обе эти затеи по-прежнему находятся на этапе разработки, инженеры Тесла принялись за новое задание: изменить многомиллиардную индустрию грузовых автомобилей.
В четверг во время своей тщательно продуманной презентации – вечернее время проведения которой, вполне вероятно, было выбрано далеко не случайно – главный исполнительный директор компании Тесла Илон Маск объявил о намерении создать прототип практически самоуправляемого грузового автомобиля, работающего от автономного источника питания. Такие автомобили станут более эффективными и экономичными аналогами дизельных грузовиков, использующихся для перевозки грузов в пределах страны. Кроме того, такие грузовики не будут наносить вред окружающей среде выхлопными газами.
Как бы там ни было, но на этом бизнес-идеи Илона Маска в области автомобилестроения не закончились. Присутствующим зрителям был представлен новый Tesla Roadster, который сможет развивать 60 миль в час за каких-то 1,9 секунд, а также проезжать 620 миль без подзарядки. По словам Илона это будет первый серийный автомобиль, способный развивать 60 миль в час за менее чем 2 секунды.
Удивительно было наблюдать за контрастом Илона Маска: с одной стороны, скромно одетого в зеленую куртку и простые джинсы и, с другой стороны, посвящающего зрителей в свои далеко не скромные планы о создании нового родстера, максимальная скорость которого будет достигать 250 миль в час.
«Мы создаем новый автомобиль, способный хорошенько дать под дых всем авто, работающим на бензиновом топливе» – заявил Илон перед лицом более чем 2000 восторженных зрителей. «На новом электрокаре вы сможете проехать от Лос-Анджелеса до Сан-Франциско и обратно без подзарядки».
Также, по словам Илона новый грузовой электромобиль будет не менее новаторском, чем родстер: первый сможет проехать более 500 миль на одном заряде. Такая цифра –
500 миль – превышает самые смелые предположения многих аналитиков. Кроме того, расстояния множества маршрутов, по которым осуществляется перевозка грузов, как раз лежат в пределах данной цифры.
В случае если новый грузовик не будет оснащен прицепом, он сможет развивать 60 миль в час всего за 5 секунд, а если он оснащен прицепом, с максимальным грузом в 36 тонн – в течение 20 секунд. Например, для того чтобы грузовик, работающий на дизельном топливе, достиг таких скоростей ему потребуется в три раза больше времени.
Насчет цены нового грузового электромобиля пока еще ничего не известно, однако, судя по некоторым намекам Илона, стоить он будет не дешево.
Стоя посреди аэродрома, где, собственно, и происходила презентация, Маск заявил: «Да, продукция компании Тесла дорого стоит» — чем вызвал очередной восторженный возглас толпы.
Однако, по словам Илона, такой грузовой электромобиль будет более экономичен в течение его эксплуатации. Частично это связано с отсутствием в нем некоторых узлов, требующих постоянного технического обслуживания – аккумулятора, трансмиссии или приводного вала. Так вместо таких узлов для приведения в движение нового грузовика, который гордо именуется Tesla Semi, будет использоваться огромный аккумулятор, расположенный под кабиной водителя. Данный автомобиль имеет две задние оси, каждая оснащена двумя электродвигателями: по одному для каждого колеса. Илон Маск также сообщил, что по сравнению с теми же грузовиками, работающими на дизельном топливе, новый грузовой электромобиль сможет покрывать большее расстояние за меньшее время благодаря своей способности достигать высоких скоростей за короткое время.
Таким образом, согласно расчетам инженеров Тесла, эксплуатационные расходы для одного грузового электромобиля обойдутся компаниям в 1,26 долларов США за милю, тогда как такие расходы для грузовика, работающего на дизельном топливе, достигают 1,56 долларов США за милю. Однако инженеры Тесла утверждают, что такие расходы для нового электромобиля могут стать еще меньше – 0,85 долларов США за милю, в том случае если такие автомобили будут ехать колонной, благодаря чему уменьшается аэродинамическое сопротивление. «Что до перевозок грузов, то даже железнодорожный транспорт будет не таким выгодным, как использование новых грузовых электромобилей» — заявил Маск.
Интерьер кабины нового электромобиля стоит особняком среди традиционных для данной индустрии интерьеров, что, собственно характерно для многих авто от компании Тесла. Например, такая кабина будет достаточно просторна для того, чтобы и водитель и пассажиры могли в ней стоять. Сиденье водителя будет расположено посередине кабины, а не с традиционной левой стороны. По обе стороны водительского сиденья будут расположены специальные экраны, размером с экран обычного ноутбука. На эти экраны будет выводиться информация о навигации и планировании данных, а также изображения слепых зон и других, невидимых для водителя областей вокруг автомобиля.
Грузовик будет оснащен радиолокационными датчиками, камерами и процессорами. Это позволить водителям использовать автопилот – усовершенствованную систему содействия управлению автомобилем, которой также оснащены и другие автомобили компании Тесла, такие как Model S и новая Model 3.
Система Autopilot осуществляет автоматическое управление, ускорение или торможение автомобиля в случае обнаружения на дороге других автомобилей или препятствий. Во время таких маневров, выполняемых с помощью данной системы, водитель, тем не менее, обязан следить за дорогой и держать обе руки на рулевом колесе.
По словам Маска, выход на рынок грузового электромобиля ожидается в конце 2019 года.
Однако у компании Тесла могут возникнуть определенные проблемы в том случае, если расстояние, покрываемое новым грузовиком на одном заряде аккумулятора, будет менее 500 миль. Аналитики из Бернштейна – инвестиционного банка – просчитали, что в среднем новый грузовик Тесла сможет проезжать от 300 до 450 миль в день на одном заряде. «Согласно нашим предположениям, расстояние в 300-450 миль в день является достаточно серьезным ограничением для применения данного автомобиля в сфере грузоперевозок» — говорится в официальном отчете представителей инвестиционного банка.
Итак, компания Тесла ставит перед собой очередную задачу по созданию нового электро-грузовика, при этом до конца не решив некоторые другие свои проблемы в области автомобилестроения. Не так давно, например, компания представила вниманию широкой публике свой наиболее доступный автомобиль – Tesla Model 3, однако и с ним у Тесла возникли некоторые сложности.
Производство новой Model 3 началось еще в июле на автомобильном заводе компании Тесла в городе Фримонте, штат Калифорния. По словам Маска, к декабрю он надеется увеличить количество производимых автомобилей до 20 000 единиц в месяц. Однако по состоянию на сентябрь всего было собрано лишь 260 автомобилей Model 3.
Две недели назад в своем письме акционерам Илон Маск написал о том, что по его расчетам уже к началу года ожидается еженедельное увеличение производимых автомобилей на 5000 единиц. Однако в прошлом месяце компания Тесла уволила несколько сотен работников ввиду их якобы низкой производительности труда, тем самым вызвав очередную волну обеспокоенности относительно того, возможно ли вообще удовлетворить агрессивные производственные цели Маска.
Ожидается, что Model 3, стартовая цена которой составляет 35000 долларов США, станет наиболее продаваемым авто компании Тесла. Например, цены на другие автомобили этой компании – роскошный седан Model S или Model X и SUV – стартуют от 70000 долларов США. В прошлом году Тесла выпустила более 85 тысяч авто, а в этом году количество выпускаемых автомобилей должно превысить 100 тысяч единиц.
Поскольку Model 3 с ее более чем привлекательной ценой будет доступна для более широкого круга потребителей, в 2018 компания Тесла планирует продать более чем полмиллиона авто.
По словам представителей компании, тот факт, что темп выпуска Model 3 на рынок несколько замедлен, объясняется некоторыми сложностями производства аккумуляторных батарей, возникшими на заводе Gigafactory, штат Невада. Кроме того, стало известно, что сварка и общая сборка авто, выполняемые на территории фримонтского завода, продвигаются несколько медленней, чем другие процессы.
«Я считаю, что стоящий особняком рынок грузовых электромобилей – это очень перспективное направление» — сообщила Мишель Кребс, аналитик в Autotrader.com. «Однако у меня есть некоторые опасения относительно планов компании Тесла: я не очень понимаю, каким образом они собираются осуществить все задуманное в течение такого короткого времени. Ведь нельзя наобещать с три короба, а потом сделать вид, что всех этих громких возгласов относительно грузовых электромобилей просто не было».
Напряжение вокруг выхода Model 3 в конце концов сделало свое дело: в третьем квартале компания потеряла 619,4 млн долларов, и это несмотря на то, что выручка от продаж автомобилей увеличилась на 8% и составила 2,08 млрд долларов.
Помимо того, что Маск занимает кресло исполнительного директора компании Тесла, он также возглавляет ракетную компанию Space X и новое предприятие The Boring Company, занимающееся разработкой туннелей для футуристических платформ, которые смогут перевозить людей со скоростью 700 миль в час.
Однако компании-конкуренты уже начали тестировать свои грузовые электромобили и технологии, позволяющие управлять ими без помощи водителя. Например, в прошлом месяце компания Daimler представила электрический тягач с прицепом, а представители Embark, возникшего в Силиконовой долине стартапа, сообщили о намерении использовать самоуправляемые грузовики для транспортировки холодильников Frigidaire со склада в Эль-Пасо, штат Техас, в распределительный центр, находящийся в 650 милях от Палм-Спрингс, штат Калифорния.
«Безусловно, в области производства легковых автомобилей Тесла дает фору всем остальным гигантам-автопроизводителям благодаря своим электрокарами и внедрению соответствующих технологий, таких как система Autopilot. Однако, что касается грузовых авто, то тут совсем другая ситуация» — заявила Кребс.
По ее словам, у Тесла совершенно нет опыта на рынке грузовых автомобилей, при этом не стоит забывать о серьезных конкурентах, прекрасно себя чувствующих в данной сфере, взять хотя бы компанию Daimler, которая уже сейчас располагает собственной клиентской базой.
«Необходимо понимать, что грузовик – это, в первую очередь, рабочий инструмент», — добавила Мишель. — «Он должен постоянно использоваться. Если мой спорткар, например, находится на техническом обслуживании, тогда я спокойно найду другое транспортное средство, на котором доберусь в нужное мне место. Однако такой подход неприемлем, если вы занимаетесь перевозкой грузов».
Автор: Денис Зарицкий